Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная)

  Component
№ фактора  
финансовые условия ,842 -,175 ,191
мотивация бизнеса ,811 ,198  
поддержка МП властями ,696 ,367  
условия конкуренции ,160 ,828 ,140
уровень безопасности   ,782  
трансакционные издержки ,278 ,706 ,145
имущественные условия     ,875
правовые условия ,273   ,773

Полученные факторы легко интерпретируются.

Первый фактор (25%[10]) – «Мотивационный» –определяется общим состоянием бизнеса, оценкой его перспектив в будущем, и также связан с оценкой роли региональных администраций по поддержке предпринимательства.

Второй фактор (25%) – «Институциональный» –определяется тем, насколько в целом привлекательна предпринимательская среда в регионе: насколько свободна и прозрачна конкуренция, насколько велики риски и угрозы для бизнеса, насколько обременительны трансакционные издержки.

Третий фактор (18%) – «Инфраструктурный» –понимается как обеспечение условий для ведения бизнеса с точки зрения судебной системы и правоприменения, а также обеспеченность ресурсами, которые в существенной степени сфокусированы на институте собственности.

Аспекты предпринимательской деятельности в общероссийском масштабе и в разрезе федеральных округов

Финансовое состояние малого бизнеса

Исследуя финансовое положение малого бизнеса, мы просили предпринимателей дать собственную оценку своего предприятия с точки зрения общего состояния предприятия, текущего финансового состояния, динамики этого параметра за последний год, и наконец, ожиданий на предстоящие 12 месяцев.

Собственная оценка предпринимателями состояния их бизнеса на данный момент, исходя из всего комплекса условий существования и развития бизнеса, представлена на рис. 5.1.1.[11]

В целом по оценкам предпринимателей состояние их бизнеса в настоящий момент является достаточно благоприятным. Большинство опрошенных по России (68,1%) позитивно («хорошо, скорее хорошо») оценивают положение дел в своем бизнесе, негативно («плохо, скорее плохо») 28,2%.

Отметим, что во всех Федеральных округах страны доля позитивных оценок состояния бизнеса практически в два раза выше доли негативных. В целом по ФО принципиальных отличий нет, укажем лишь, что хуже всего воспринимается положение дел в своем бизнесе малыми предпринимателями Южного ФО.

Рис. 5.1.1

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить)

Следующим показателем состояния малого бизнеса является один из частных его аспектов, а именно, финансовый. Респондентов просили оценить финансовое состояние предприятия с точки зрения того, в какой степени располагаемых финансовых ресурсов хватает для поддержания и развития бизнеса (см. таб. 5.1.1).

Исходя из полученных данных, половина всех опрошенных предпринимателей по России (50,1%) считают финансовое состояние своего бизнеса в настоящее время относительно устойчивым: средств хватает для поддержания бизнеса, но не хватает для его развития. Практически четверть опрошенных (24,1%) отметили устойчивость своего бизнеса, финансовых ресурсов хватает для поддержания бизнеса, а также есть источники для его развития.

Доля отрицательных оценок текущего финансового состояния бизнеса составляет по России 24,3%: неустойчивым свой бизнес считают 16,6% представителей малого предпринимательства; 5,3% отметили, что финансовое состояние ухудшается с каждым днем; кризисной ситуацию в своем бизнесе называют 1,7% респондентов, фактическое банкротство своего предприятия отметили 0,6% участников опроса.

По отдельным федеральным округам по России наиболее часто финансовое состояние своего бизнеса также характеризуется как «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, но для развития нет». Исключение составляет Уральский ФО, где финансовое состояние малых предприятий оценивается в равной мере как устойчивое и относительно устойчивое (по 37,5%). При этом стоит отметить, что в данном округе относительно невысока доля тех, кто оценивает ситуацию в своем бизнесе как неустойчивую (13,0%).

Хуже всего текущее финансовое состояние бизнеса оценивается в Южном ФО (доля положительных оценок составляет 69,8%, доля отрицательных оценок 28,4%).

Таб. 5.1.1. Оцените текущее финансовое состояние Вашего бизнеса, в %[12]



ФО Устойчивое, хватает для поддержания бизнеса, есть источники для его развития Относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития бизнеса нет Неустойчивое, не хватает для поддержания текущего состояния бизнеса Ухудш. с каждым днем Кризисн. Фактич банкротство
В целом по России 24,1 50,1 16,6 5,3 1,7 0,6
Центральный ФО 24,3 50,2 16,6 6,6 0,6 0,4
Северо-Западный ФО 23,9 51,9 14,5 6,5 1,3 0,2
Южный ФО 21,5 48,3 20,3 5,5 1,8 0,8
Приволжский ФО 23,2 49,8 17,9 4,9 2,5 0,4
Уральский ФО 37,5 37,5 13,0 5,0 3,0 2,5
Сибирский ФО 25,4 50,5 16,0 4,1 2,2 0,9
Дальневосточный ФО 24,0 53,0 14,5 3,5 2,5 0,5

Оценивая динамику развития финансового состояния своих предприятий за последний год, относительное большинство опрошенных по России считают, что ситуация в данной сфере их бизнеса не изменилась (40,0%). Улучшение финансового состояния отмечают 30,7% предпринимателей, ухудшение – 26,2% (рис. 5.1.2).

Ситуация в федеральных округах в целом не значительно отличается от общероссийской. В каждом из рассматриваемых округов относительное большинство бизнесменов не зафиксировали каких-либо значительных изменений за последний год в финансовом состоянии их предприятий.

Тех, кто заявляет, что финансовое состояние их бизнеса улучшилось, больше всего в Уральском ФО, Приволжском ФО и Северо-Западном ФО. Меньше всего доля таких респондентов в Дальневосточном ФО и Южном ФО.

Рис. 5.1.2

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить)

Наиболее наглядно демонстрирует ситуацию в сфере изменений финансового состояния бизнеса разница между положительными и отрицательными оценками: чем больше в плюс эта разница – тем лучше ситуация в регионе. Наиболее благоприятный «баланс» исследуемых показателей имеет Уральский ФО, наименее благоприятный – в ЦФО и Дальневосточном ФО (см. рис. 5.1.3).

Рис. 5.1.3

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

Рассмотрим, как оценивают в России финансовое состояние бизнеса в годичной перспективе (см. рисунок 5.1.4). В целом по стране преобладают оптимистические ожидания: 40.9% респондентов считают, что через год финансовое состояние их бизнеса будет лучше, чем сейчас. Во всех округах Российской Федерации относительное большинство опрошенных надеются на улучшение финансового состояния их бизнеса в ближайший год.

Наиболее велика доля оптимистичных оценок перспектив развития своего бизнеса в Уральском и Сибирском федеральных округах.

Рис. 5.1.4

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить)

На рисунке 5.1.5 видно, что наиболее оптимистичные прогнозы относительно развития финансового состояния бизнеса, дают предприниматели Уральского и Сибирского федеральных округов. Меньше всего «уровень оптимизма» в Дальневосточном ФО и Центральном ФО.

Рис. 5.1.5

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

Сравнивая оценки изменений в финансовом положении предприятий за последний год и оценки финансовых перспектив, можно говорить о том, что прогнозы относительно развития ситуации в будущем в целом более оптимистичны по сравнению с оценками произошедших изменений за последний год.

Анализ изучаемых показателей в комплексе свидетельствует о наличии достаточно заметной связи между ними (рис. 5.1.6). На основе полученных результатов можно сделать вывод, что чем лучше респонденты оценивают изменения ситуации за последний год, тем выше их ожидания от будущего периода, и наоборот.

Рис. 5.1.6

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

В рамках исследования финансового положения малого бизнеса, изучался характер финансовых ресурсов, используемых на начальной стадии существования предприятия или ПБОЮЛ, а также для дальнейшего их развития.

Как показали результаты исследования, большинство малых предприятий по России (61,5%) были созданы за счет сбережений и имущества собственника. В основе почти пятой части всех предприятий и ПБОЮЛ (18,6%) лежат сбережения и имущество нескольких основателей бизнеса. За счет средств родственников и знакомых собственников бизнеса были организованы 15,7% всех российских предприятий малого бизнеса.

Анализ финансовых ресурсов, используемых на начальной стадии существования предприятия или ПБОЮЛ, в разрезе федеральных округов не выявил значительных отличий от ситуации по России в целом (см. таблицу 5.1.2).

Таблица 5.1.2. За счет каких финансовых ресурсов было создано Ваше предприятие или ПБОЮЛ на начальной стадии своего существования? в %*

  Сбереж. и имущ. собств-ка Сбереж. и имущ. нескольких основат-ей бизнеса кредит банка средства родств-ков или знакомых собств-ка бизнеса финансовая поддержка властей, фондов поддержки предприн-ва активы, ссуды других организаций, предприятий, фирм
Центральный ФО 63,2 16,8 11,3 15,9 0,8 3,3
Северо-Западный ФО 60,3 20,0 8,9 10,2 1,3 6,4
Южный ФО 56,4 27,3 7,5 21,0 2,7 6,5
Приволжский ФО 69,6 15,8 8,0 12,7 1,2 5,9
Уральский ФО 58,7 20,8 12,1 15,8 4,7 7,7
Сибирский ФО 60,1 14,5 11,8 15,5 2,7 5,0
Дальневосточный ФО 55,0 17,8 13,7 20,2 2,0 6,7
в целом по РФ 61,5 18,6 10,1 15,7 1,9 5,6

(*Сумма цифр в столбцах более 100%, т..к. разрешалось отметить более одного варианта ответа)

В ходе исследования выяснялись также каналы финансирования развития малых предприятий в России (см. табл. 5.1.3). Наиболее распространенным источником финансирования является вложения из собственной прибыли – его назвали 61,3% опрошенных бизнесменов по России. Чаще, чем в других ФО, к данному источнику прибегают представители малого предпринимательства в Уральском ФО и Северо-Западном ФО.

Практически вдвое реже, чем вложения из собственной прибыли, для финансирования развития малых предприятий используются личные сбережения учредителей или средства, зарабатываемые в других фирмах – данный источник финансирования назвали 29.7% опрошенных по России в целом. Наиболее распространен данный источник в Уральском ФО и Приволжском ФО, наименее распространен в Дальневосточном ФО.

К кредиту банков прибегают 15,8% малых предпринимателей по России. В Уральском ФО данный источник финансирования используется заметно чаще, чем в других ФО.

Средства, полученные взаймы у друзей, знакомых, родственников для развития своего бизнеса используют 13.2% участников опроса по России в целом. Доля данного источника финансирования практически одинакова во всех федеральных округах.

Остальные каналы финансирования развития предприятий не занимают значительной доли в общей структуре финансовых средств.

Таблица 5.1.3. Каковы источники финансирования развития Вашего предприятия в настоящее время? в %*

  личные сбер-ния учред-ей или сред-ва, зараб-мые в др. фирмах Кред. банков займы у друзей, знакомых, родств-ков помощь, ссуды других орг-ий, предпр-тий, фирм Финанс. поддерж. местных властей, фондов разв-ия пред-ва привл. средств или имущ-тва новых партнеров Влож. из собств. прибыли
Центральный ФО 26,9 16,4 14,9 3,0 0,9 3,3 61,0
Северо-Западный ФО 26,8 19,5 11,9 4,9 0,2 0,9 67,7
Южный ФО 31,9 10,6 14,0 1,8 2,7 6,1 58,6
Приволжский ФО 35,1 11,3 11,2 4,1 1,0 2,2 63,6
Уральский ФО 32,8 26,7 13,5 6,1 3,7 5,4 69,3
Сибирский ФО 30,0 15,7 13,2 3,7 1,7 2,0 56,5
Дальневосточный ФО 21,9 19,2 13,3 2,4 1,2 3,6 55,0
в целом по РФ 29,7 15,8 13,2 3,5 1,5 3,2 61,3

(*Сумма цифр в столбцах более 100%, т. к. разрешалось отметить более одного варианта ответа)

Как видно из рисунка 5.1.7, в России заемные средства в большинстве случаев (56,4%) используются бизнесменами для пополнения оборотных средств. Около трети опрошенных на занимаемые деньги приобретают материальные активы (землю, помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.п.). Нематериальные активы (лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, результаты НИОКР, программное обеспечение и др. объекты интеллектуальной собственности) на заемные средства приобретают 8,1% опрошенных.

Ситуация по отдельным федеральным округам заметно различается. Наиболее распространенным способом целевого использования заемных средств практически во всех ФО, также как и по России в целом, является пополнение оборотных средств. В остальных федеральных округах покупку материальных активов на заемные средства осуществляют от 23,7% респондентов в Южном ФО до 40,2% в Приволжском ФО.

Приобретение нематериальных активов на занимаемые средства наиболее распространено в Уральском ФО (12,4%) и Южном ФО (11,3%), наименее распространено в Дальневосточном ФО.

Рис. 5.1.7

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах более 100%, т. к. разрешалось отметить более одного варианта ответа)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в настоящее время в нашей стране не распространено использование банковских кредитов для финансирования своих предприятий. Около половины опрошенных бизнесменов по России в целом не использовали банковские кредиты в своем бизнесе и не нуждались в этом (рис. 5.1.8). Среди остальных респондентов 27.6% использовали кредитные средства, 22.4% хотели, но не получили по различным причинам.

Во всех федеральных округах практика использования банковских кредитов одинаково мало распространена. Наименее доступно банковское кредитование малых предприятий в настоящее время в Южном ФО.

Рис. 5.1.8

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить)

Как свидетельствуют полученные данные (см. таблицу 5.1.4), в целом по России чаще всего получение банковского кредита представителями малых предприятий не возможно из-за высоких процентных ставок (42.2%). 28.5% отметили невозможность предоставления залога в требуемых банком объемах. Чуть менее пятой части респондентов не смогли получить банковский кредит из-за невозможности предоставить требуемые банком финансовые документы (15.3%) и по причине предложения банком слишком коротких сроков кредитования (15.6%).

Высокие процентные ставки являются значимым препятствием при получении кредита в банке для относительного большинства предпринимателей во всех федеральных округах России.

Невозможность предоставления залога в требуемых банком объемах в качестве причины отказа в получении кредита наиболее часто называлась бизнесменами Уральского ФО и Приволжского ФО.

Таблица 5.1.4. По каким причинам Вам не дали кредит в банке? в % от группы респондентов, кто хотел получить кредит в банке, но не смог или условия были не выгодными

  Невозм. Предост. залог в требуемых банком объёмах банк предложил высокие процентные ставки банк предложил слишком короткие сроки кредит. банк не удовл. кредитная история Невозм. Предост. требуемые банком фин. документы другое
Центральный ФО 25,5 38,1 14,6 5,0 11,7 6,7
Северо-Западный ФО 26,4 32,9 10,7 8,6 22,9 5,7
Южный ФО 27,0 48,9 23,6 9,0 20,2 6,2
Приволжский ФО 34,9 46,6 9,5 6,3 14,8 4,8
Уральский ФО 36,8 32,4 17,6 7,4 10,3 16,2
Сибирский ФО 28,4 41,1 17,8 8,6 14,7 8,1
Дальневосточный ФО 22,7 55,7 15,9 5,7 9,1 3,4
всего по РФ 28,5 42,2 15,6 7,2 15,3 6,7

Имущественные ресурсы

В данном разделе рассматривается, насколько легко или трудно предпринимателям в целом по России и в отдельных федеральных округах получить и оплачивать площади, необходимые для ведения бизнеса.

В целом по России ситуацию на рынке бизнес-недвижимости можно охарактеризовать как достаточно тяжелую: лишь 7,6% опрошенных считают, что в их регионе имеется подобный рынок, где по доступным ценам можно купить необходимую недвижимость. Более половины бизнесменов (55,0%) считают, что рынок бизнес-недвижимости есть, но цены для приобретения в собственность недоступны для малого бизнеса. Практически одинаково часто респондентами высказывались точки зрения, что подобного рынка фактически нет, поскольку все операции проводятся через чиновников (15,3%), а также, что рынок есть, но на нем нет долгосрочных кредитов (13,5%).

Ситуация в отдельных округах незначительно отличается от России в целом. Во всех федеральных округах большинством опрошенных отмечены высокие цены на рынке бизнес-недвижимости. Наиболее часто на это указывали бизнесмены Дальневосточного ФО, реже всего Уральского ФО (рис. 5.2.1).

Рис. 5.2.1

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

Ответы на вопрос, насколько сложно или легко малому бизнесу в регионе так или иначе обзавестись производственными площадями, распределились следующим образом (см. рисунок 5.2.2).

В целом по России заметное большинство опрошенных утверждают, что приобретение производственных площадей сопряжено с более или менее серьезными трудностями. Лишь 23,8% участников опроса считают, что сделать это очень легко или скорее легко.

Наиболее оптимистично на процесс приобретения производственных площадей смотрят бизнесмены Уральского ФО. Больше всего доля отрицательных ответов в Северо-Западном ФО.

Рис. 5.2.2

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

Важнейшим показателем, характеризующим условия предпринимательской деятельности, являются размеры арендных платежей. В данном случае респондентов просили оценить долю арендных платежей в общих расходах предприятия. В среднем по России этот показатель составляет 37%. Больше других платят предприниматели Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (по 39%). Меньше всего в Приволжском ФО (30%). В остальных федеральных округах доля арендных платежей примерно соответствует общероссийскому показателю.

Известно, что малый бизнес несет существенные издержки, связанные с частым и произвольным изменением условий аренды, даже документально зафиксированных. Эта ситуация нередка практически во всех субъектах РФ. С этой точки зрения, респондентов просили ответить, что для них предпочтительнее – снижение размера арендных платежей или возможность зафиксировать эти платежи на длительный срок (от трех лет) (см. рисунок 5.2.3).

Можно было предположить, что чем больше малый бизнес региона страдает от пересмотра условий аренды, тем больше предприниматели будут склонны закрепить их на несколько лет. Для тех же регионов, где такая проблема менее актуальна, совершенно естественно, что предприниматели хотели бы сокращения размера арендных платежей.

Рис. 5.2.3

Таб. 4.3.2 Факторная модель условий предпринимательства (интегральная) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить)

Полученные данные свидетельствуют о том, что для российских бизнесменов практически в равной мере предпочтительным является как снижение размера платежей (46,3%), так и фиксирование условий аренды на длительный срок (40,6%).

Вместе с тем, по отдельным ФО наблюдаются существенные различия. Так, в Дальневосточном ФО заметное большинство респондентов выступают за снижение размера арендных платежей, тогда как в Северо-Западном ФО ситуация обратная: большинство хотели бы зафиксировать размер платежей.


Наши рекомендации