Специалист по промывке мозгов
На предприятиях требуются рабочие, которые следуют инструкциям. В казино нужны дилеры, которые четко выполняют указания. В NASA необходимы космонавты, которые не обсуждают приказы в ходе полета. Шахтам требуются горняки, которые постоянно, изо дня в день, будут соблюдать все правила.
Между тем владельцы предприятий встали перед выбором. Они могли доверить рабочим делать выводы, решать вопросы, искать улучшений или же направить усилия на полное истребление индивидуальной инициативы и получить преимущество за счет полного соблюдения стандартов.
Вы угадали – большинство выбрало последний вариант.
Сейчас его недостатки становятся очевидными. Предприятия обнаруживают, что производство застопорилось из-за отсутствия не только инноваций, но и улучшений. На автомобильных заводах Детройта достаточно долго подавляли инициативу рабочих, чтобы в конце концов профсоюз заявил: «Хорошо, мы будем выполнять абсолютный минимум обязанностей». Дирижеры симфонических оркестров так часто выговаривали музыкантам-новаторам, что те наконец сказали: «Хорошо, будем играть строго по нотам». А массовый рынок столько раз вознаграждал производителей посредственных продуктов, что они решили взять курс на безвкусную еду.
Проблема: сделать безвкусное еще более безвкусным невозможно. Нельзя развиваться за счет повышения предсказуемости и ординарности. Ваша продукция может быть надежной, стандартной и дешевой, но, если рынку потребуется что-то лучшее, вам останется только его догонять.
Почему эти продукты и услуги – среднего качества?
Мы обожаем выискивать недостатки в системе. Нам нравится злиться на отели, правительственные организации и авиалинии, которые просто ужасно работают. Идиоты!
Но мы почти никогда не обращаем внимания на товары среднего качества и не интересуемся, почему оно не может быть великолепным. Услуги или продукты среднего качества выполняют свои функции, но устанавливают планку так низко, что дойти до магазина напротив, чтобы их купить, бывает просто лень. Все товары среднего качества абсолютно одинаковы и однообразны.
Почему не каждое блюдо в ресторане нельзя назвать прекрасным сочетанием цены и качества? Почему не каждый налоговый доллар тратится с тем рвением и целенаправленностью, как могло бы быть? Кажется, мы готовы принимать среднее качество до тех пор, пока товар, услуга или организация полностью не деградируют.
Найти группу людей, способных исправить то, что уже сломано, – не проблема. Но ваше преимущество (и трудная задача) будет состоять в том, чтобы всю свою энергию и силу воли бросить на борьбу с посредственностью.
Если сомневаетесь…
Ищите страх. Корень сомнений почти всегда в нем.
Куда делось любопытство?
Если вы зайдете на сайт Penguin Magic, то увидите множество видеозаписей потрясающих фокусов – там и чтение мыслей, и сгибание металла, и завязывание шнурков. В этих видеоклипах фокусники выступают на улицах для прохожих. Хороший номер вызывает восторженные возгласы. Зрители не могут поверить в увиденное. Это чудо! Какая-то чертовщина! А затем начинается любопытство.
«Как вы это сделали?»
Время от времени я тоже показываю фокусы или какие-то технические приемы, но меня не спрашивают, как у меня это получается. Люди настолько погружены в работу, что не хотят знать, как что-то происходит; они готовы принять на веру, что, возможно, законы природы действуют не так, как они ожидали, но какое им до этого дело?
Инициатива схожа с творчеством, поскольку и для того, и для другого необходимо любопытство. Не поиск «правильного» ответа, а именно неутолимое желание понять, как что-то делается и как можно это улучшить.
Разница в том, что творческий человек удовлетворится тем, что узнал, как это делается. А инициатор не успокоится, пока не научится делать что-то сам.
Выбери меня! Выбери меня!
Беспрестанная промывка мозгов в условиях ослабевающей индустриальной экономики создала недоразумение, которое многим обходится очень дорого. Творческие личности или люди, имеющие свое мнение, считают, что они должны ждать, пока их выберут.
Например, писатели ждут, пока к ним обратится агент, а затем издатель. Потом волнуются о том, чтобы их выбрали книжные магазины и они смогли добраться до читателей, которые наконец прочитают написанные ими книги. А если уж вас выбрали для участия в шоу Опры Уинфри, то все получится само собой.
Предприниматели часто ждут, пока их выберет венчурный капиталист или инвестор. Им нужно, чтобы их выбрали, чтобы они получили подтверждение нужности своего дела и начали реальную работу по организации бизнеса.
Сотрудники ждут, пока им предложат повышение или пост председателя или же докладчика на собрании.
Лозунг «Выбери меня, выбери меня!» служит признанием мощи системы и передает ответственность и инициативу кому-то другому. Даже не так: фраза «Выбери меня, выбери меня!» перекладывает вину с вас на кого-то еще.
Если вас не выбрали – виноваты они, а не вы.
Если вас выбрали – ну что ж, это они сказали, что вы на что-то годитесь, правда? Значит, вы уже не отвечаете за свои ошибки.
Восстаньте против тирании чужого выбора. Выбирайте сами.
Устроитель и организатор
Моя знакомая Джессика хочет быть организатором конференций. Если вы ее наймете, она продумает мельчайшую деталь вашего мероприятия. Дайте ей список участников, определите место проведения и программу конференции – и все пройдет без сучка без задоринки.
Недостаток этого плана в том, что он оставляет выбор за устроителем мероприятия. Если Джессику выбирают часто, ей повезло. Если ей удастся договориться о справедливой оплате, ей повезло. Но она должна идти на поклон к устроителю и упрашивать его.
А вот в руках устроителя все козыри. Он инициирует конференцию. И хотя у него и у организатора очень сходные профессиональные навыки, именно устроитель нанимает организатора. Он делает выбор, а не ждет, пока его выберут.
Тогда… почему же не стать устроителем, инициатором, главным ответственным лицом?
За годы работы Джерри Вайнтрауб[8]заработал более $100 млн на рекламе своих фильмов, не поддаваясь искушению расслабиться и просто реагировать на предложения об их продвижении. Он инициировал свои проекты, а не передавал их в чужие руки.