Оценка предпринимателями положения собственного бизнеса и характеристика основных проблем предприятия.
Оценка предпринимателями положения собственного бизнеса проводилась по следующим показателям:
· оценка положения предприятия на сегодняшний день;
· оценка динамики развития предприятия за год по предложенным в вопросе критериям;
· оценка конкурентной среды предприятия;
· задачи и оценка перспектив развития предприятия;
· ориентация на смену вида деятельности.
Диаграмма 34
На диаграмме видно, что в целом внутреннюю ситуацию на предприятиях малого бизнеса можно оценить как позитивную. Относительно небольшая доля предприятий (12,9%) находятся в состоянии стагнации. Сложно оценить положение предприятий, которые находятся в стадии становления. Следует отметить незначительный процент предпринимателей, затруднившихся оценить положение своего предприятия, что свидетельствует о четком понимании предпринимателями внутренних процессов, протекающих на предприятии.
Выявлена зависимость между положением дел на предприятии и сферой его деятельности. Предприятия производственной сферы находятся в худшем положении, чем предприятия торговли и услуги. Самый высокий процент предприятий находящихся на спаде в производственной сфере.
Диаграмма 35
Динамика развития малых предприятий за последний год измерялась по следующим параметрам:
· Ситуация с заказами
· Ситуация с техническим оснащением бизнеса (оргтехника, оборудование.)
· Положение с продажами, со сбытом готовой продукции, реализацией услуг
· Положение с поставками
· Положение с дисциплиной труда
· Ситуация с оплатой труда сотрудников
· Ситуация с загруженностью персонала
Следует отметить небольшой процент предпринимателей затруднившихся оценить динамику на своем предприятии за последний год.
В целом ситуация на предприятиях малого бизнеса по оценке самих руководителей достаточно стабильна или имеет тенденцию к улучшению.
Наблюдается существенное различие между предприятиями сферы торговли, услуг, с одной стороны, и производства, с другой, по такому параметру, как положение с продажами, со сбытом готовой продукции, реализацией услуг. На производстве ситуация со сбытом улучшилась у 13% предприятий, в отличие от 37% в торговле и 41% в услугах, ухудшение ситуации также наблюдается в большей степени на производственных предприятиях.
По критерию оплаты труда ситуация на предприятиях производственной сферы также отличается от предприятий торговли и услуг. Положительная динамика выражена в меньшей степени. В основном ситуация остается без изменений.
По остальным параметрам не отмечено существенных различий в динамике развития предприятий различных видов деятельности за последний год.
Диаграмма 36
Конкуренция в городе среди малых предприятий достаточно развита.
Диаграмма 37
В условиях ощутимой для себя конкуренции работают ~82 % предпринимателей. Наиболее высокий уровень конкуренции в торговле. 46,6% руководителей опрошенных торговых предприятий отметили высокий уровень конкуренции в торговле, в сфере услуг - 31,1%; в то время как среди руководителей производственных предприятий отметили высокий уровень конкуренции – 17,4%.
Выявленный уровень конкуренции уже требует от предпринимателя разработки стратегии завоевания своей доли рынка с использованием:
· Такого инструмента как бизнес-план. Как показало данное исследование, большинство предпринимателей, чьи предприятия находятся на подъеме, имеют бизнес планы. Самооценка предпринимателей своих знаний по бизнес планированию - 3,4 балла (по пяти балльной шкале)
· Активных действий по маркетингу. Самооценка предпринимателей своих знаний в области маркетинга – 3,3 балла, в области экономики – 3,4 балла.
Таким образом, можно предположить, что предприниматели еще не готовы в полной мере к работе в условиях жесткой конкуренции рынка.
Для построения рейтинга основных задач развития малого бизнеса на ближайшую перспективу руководителям предприятий предлагалось оценить степень важности для развития их бизнеса утверждений, представленных в диаграмме 38.
Диаграмма 38
Абсолютно доминируют две задачи: увеличение доходности и увеличение объема продаж. Увеличение конкурентноспособности и достижение независимости от заемных средств выражены слабее несмотря на то, что эти две задачи органично связаны с первыми двумя и являются важнейшими факторами их решения. То есть в сознании предпринимателей не в полной мере представлен системный взгляд на ведение бизнеса, который формируется в процессе получения специальных знаний.
Между тем, у предпринимателей на сегодняшний день не актуализирована потребность в бизнес обучении.
· 14,9% опрошенных предпринимателей считают, что им не нужно обучение вообще;
· 29,2% не убеждены, что от этого выиграет их бизнес;
· 15,3% не готовы платить за обучение (оно стоит очень дорого)
· 37,6% считают, что у них нет времени.
При оценке перспективы собственного бизнеса на ближайшие три года большинство предпринимателей смотрят в будущее с оптимизмом.
Диаграмма 39
Большой процент затруднившихся ответить свидетельствует о существующей неопределенности ситуации, в которой функционирует бизнес.
Самый маленький процент предприятий торговли и самый высокий производственных предприятий среди тех руководителей, которые оценивают будущее своей фирмы как закрытие или постепенное ухудшение. Кроме того, среди тех руководителей, которые рассматривают свои перспективы как успешное развитие предприятия самый высокий процент торговых и самый низкий процент производственных предприятий - 73,1% и 5,8% соответственно.
Таким образом, по мнению руководителей торговых предприятий развитие их бизнеса имеет более благоприятные перспективы, чем у производственников.
Подавляющее большинство предпринимателей не планируют в ближайшем будущем менять вид собственной деятельности. Представленное на диаграмме распределение ответов свидетельствует, вероятно, о том, что предприниматели в целом уже адаптированы к выбранному направлению в бизнесе и социально (наработаны связи), и профессионально (есть уже опыт предпринимательской деятельности в данной сфере).
Выявлено, что позиция руководителей предприятий производственной сферы в этом вопросе существенно отличается от руководителей предприятий сферы торговли и услуг. 30,4% опрошенных производственников отметили вероятность («возможно сменю») смены деятельности против 6,8% руководителей торговых предприятий и 6,6% руководителей предприятий сферы услуг. Относительно больший процент производственников (21,7% против 15,3% и 14,8%) затруднились определить свои перспективы на смену вида деятельности, сто отражает большую степень неопределенности в их бизнесе.
Диаграмма 40
Диаграмма 41