Характеристика отдельных элементов деятельности предприятий.
Выработка бизнес-плана важна малого предприятия. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. Сам план помогает, в том числе банкам, инвесторам, поставщикам и пр. принимать решения о работе с данной фирмой, способствует также формированию позитивного отношения к фирме и у самих работников.
72,3% опрошенных предпринимателей ответили, что у них нет письменно оформленного бизнес-плана.
27,7 % имеют бизнес-план.
Приведенные данные по распространенности бизнес-планирования свидетельствуют фактически об отсутствии у подавляющее большинства предпринимателей системного подхода и анализа к ведению бизнеса.
Следует отметить, что на предприятиях производственной сферы ситуация с бизнес-планированием отличается от предприятий торговли и услуг. 43,5% руководители опрошенных производственных предприятий имеют бизнес планы. В торговле – 28,0%, производящих услуги – 21,3%. Этот факт можно объяснить более сложным ведением бизнеса в производственной сфере (более длительный производственный цикл и цикл реализации продукции, более высокий удельный вес затрат, большее количество элементов, которые формируют затраты, более высокая степень риска и пр.)
Выявлена связь между оценкой руководителя состояния собственного предприятия и наличия в его фирме бизнес-плана. Состояние предприятия оценивалось по критериям: «на подъеме», «стабильное», «положение дел не меняется, на уровне точки безубыточности», «на спаде», «в стадии становления». Самый высокий процент наличия бизнес-планов у руководителей, чьи предприятия находятся на подъеме, самый низкий у предприятий в стадии становления. Хотя именно эта категория предприятий должна начинать свою деятельность с разработки бизнес-плана, который позволяет определить стратегию и тактику предприятия вхождения в бизнес.
Диаграмма 31
Таким образом, динамично развивающиеся и стабильные предприятия в значительно большей степени в своей деятельности руководствуются комплексным и системным подходом, отраженным в бизнес-плане, в функционировании своего бизнеса по сравнению с безубыточными предприятиями, предприятиями на спаде и в стадии становления.
Состояние учета на предприятии позволяет вести непрерывный мониторинг положения дел, принимать оперативные управленческие решения, контролировать затраты, избегать потерь на штрафах и пенях, прогнозировать управленческие решения и пр. Другими словами, состояние учета оказывает непосредственное влияние на доходность предприятия.
Только 1% опрошенных предпринимателей не ведут или ведут время от времени финансовые записи.
39,1 % -финансовые записи ведутся работником фирмы на регулярной основе.
31,7% - ведут записи самостоятельно руководителем.
23,3% - записи ведутся привлекаемым для этого бухгалтером (консультантом).
5% - записи ведутся одним из коллег, заместителей.
4%- членом семьи.
Таким образом, регистрация текущей деятельности предприятия осуществляется на постоянной основе.
Применительно к платежам, производимыми поставщиками и клиентами используются предпринимателями следующие способы.
Таблица 2
С поставщиками | С клиентами | |
Предоплата заказа | 53,0 | 67,3 |
Оплата в течение недели | 31,2 | 16,8 |
Оплата в течение месяца | 19,3 | 7,4 |
Оплата в течение трех и более месяцев | 3,5 | 2,5 |
Оплата сразу при покупке | 4,0 |
Из существующих типов платежей наиболее распространен в работе, как с поставщиками, так и с клиентами способ предоплаты заказа. Этот факт может свидетельствовать о следующем:
· уровне доверия к контрагенту;
· невысоком уровне ресурсов кредитования контрагента, что обусловлено отсутствием свободных денежных средств.
За последний год предприниматели указали основные источники финансовых инвестиций для своего бизнеса (в диаграмме указан процент ответов от всей выборки):
Диаграмма 32
Доминирующим источником является неформальный – личные сбережения и средства семьи и друзей. 71,8% предпринимателей используют неформальный источник финансовых инвестиций. Очевидно, преимущество этого источника для предпринимателей заключается:
· относительная простота и быстрота получения денежных средств;
· снижение издержек вероятно за счет меньшего процента чем в банке, либо его отсутствия.
Следует отметить, что приоритетное использование личных сбережение опосредованно отражает процесс накопления капитала.
Что касается формальных источников финансирования: банки, клиенты и поставщики, то приоритет отдается клиентам и поставщикам в силу гибкости и оперативности пользования источником финансирования при совместной деятельности.
Мизерный процент, получивших субсидии местных или центральных властей, свидетельствует о слабой поддержке малого бизнеса со стороны государства.
Основные источники информации, которые используют предприниматели, для ведения собственного бизнеса.
Диаграмма 33
Доминируют три основные источника информации:
· специальные издания журналы, нормативные акты, бюллетени, проспекты и пр.;
· СМИ (ТВ, радио, газеты);
· Местные рекламные издания.
Значимым источником информации являются знакомые предприниматели.
Относительно небольшой процент предпринимателей отметили в качестве главных источников информации специалистов-консультантов и государственные органы, структуры. Этот факт свидетельствует скорее всего о том, что в повседневной работе у предпринимателя существует потребность прежде всего в оперативной информации, которая получается из разных источников. Обращение к специалистам-консультантам и в государственные органы как к источникам информации по ведению собственного бизнеса – это признак возникающих сложных проблем, решение которых связано с квалифицированной консультацией.