Уровень социальной идентичности предпринимателей.

Характеристика социальной идентичности является важной для описания социального портрета предпринимателей г. Новокузнецка, так как отражает уровень развития этой социальной группы, связанный с интегративными процессами. Уровень развития социальной группы можно рассмотреть в терминологии К.Маркса – группа в себе и группа для себя. Последнее понятие означает, что члены группы осознают общность своих интересов и начинаются процессы самоорганизации по созданию различных общественных, политических организаций, готовых принять участие в общественно-политической жизни для защиты и утверждения интересов группы.

Социальная идентичность понимается как отождествление себя, своих интересов с социальной группой, к которой по объективным признакам принадлежит человек. В процессе социальной идентификации человек причисляет себя к социальной группе, цели и интересы этой группы он воспринимает как свои собственные. Социальная идентификация членов группы – важный этап в формировании структуры группы, в определении ее четких границ, ее места в социальной стратификации общества.

Социальная идентификация предпринимателей (процесс осознания своей принадлежности к группе) измерялась через следующие индикаторы:

· Ориентация на сохранение своего социального статуса как члена группы и занятие предпринимательской деятельностью;

· Участие или поддержка общественных организаций, представляющих интересы предпринимательской группы;

· Обращение к властным структурам с целью защиты собственных интересов.

Зафиксирована устойчивая установка на предпринимательскую деятельность у респондентов. Большинство предпринимателей даже при условии экстремальных обстоятельств намерены в дальнейшем заниматься бизнесом. На вопрос: «Если Вы потеряете свой бизнес, Вы будете развивать новое дело?» были получены ответы:

62,9% - думаю, что да

5,4% - думаю, что нет

31,7% - затруднились ответить

В настоящее время только 9,4% предпринимателей сотрудничают или имеют контакты с какой-либо ассоциацией или некоммерческой организацией по поддержке малого бизнеса. В тоже время 56% предпринимателей (против 17,3%) считают, что в той или иной мере необходимо создание ассоциации предпринимателей малого бизнеса (источник финансирования членские взносы) для решения таких проблем предпринимателей как:

· взаимодействие с администрацией и налоговыми органами (подача запросов о налогообложении, решение спорных вопросов, информационное обеспечение);

· проведение экспертизы правомерности требований СЭС, пожарной охраны, милиции и пр.;

· оказание помощи в составлении бизнес-планов, анализа экономической деятельности;

· организация образовательных курсов, консультирование.

Диаграмма 24

 
  Уровень социальной идентичности предпринимателей. - student2.ru

Следует отметить высокий процент затруднившихся ответить – 26,7%. Это можно объяснить следующим образом: либо эта часть предпринимателей не определила для своих интересов значимость подобной ассоциации, либо вообще сомневаются в общественных организациях как таковых с точки зрения их возможностей для предпринимателей.

Свое согласие стать членом ассоциации предпринимателей на условиях ежемесячной оплаты членских взносов выразили 39,1%опрошенных предпринимателей против 30,7% не согласных. 30,2% затруднились выразить свое мнение по этому поводу.

Таким образом, зафиксирован факт:

Более трети предпринимателей имеют потребность быть членами общественной организации. Часть предпринимателей, затруднившихся определить собственную позицию, является потенциальной группой, с которой возможна работа по формированию этой потребности при условии реальных результатов деятельности ассоциации. Однако можно сделать предположение, что потребность в различных ассоциациях предпринимателей не актуализирована в предпринимательской среде, так как ее существование не приводит к процессам самоорганизации. Скорее всего, при наличии организующего начала можно привлечь предпринимателей к участию в работе различных структур, если цели деятельности этих структур соответствуют интересам самих предпринимателей и будут давать практические результаты.

Таким образом, на сегодняшний день предприниматели еще не являются самоорганизующейся группой, способной к созданию и развитию добровольных общественных объединений для реализации своих интересов. Но установка на участие в подобных организациях в целом более чем у трети предпринимателей сформирована.

При явно выраженной потребности у предпринимателей в изменении существующей законодательной базы малого бизнеса и предпринимательства зафиксирован факт низкой активности в защите собственных интересов через представителей законодательной власти.

Обращались с инициативой в любой форме (письменно, в форме высказываний, пожеланий и пр.) об изменении законодательства по малому бизнесу среди опрошенных:

К Депутату Государственной Думы – 0,5%

К Депутату Областного Совета - 1%

К Депутату Городского Совета - 5%

К представителям общественной организации предпринимателей – 3%

Не обращались – 91,6%

Итак, для социальной группы предпринимателей в г. Новокузнецке характерны следующие процессы:

· достаточно сильна степень идентификации у большинства предпринимателей с собственным статусом. Этот статус в сознании воспринимается как главный, выражена ориентация на его сохранение в любых обстоятельствах;

· начинает проявляться такая форма интеграции в предпринимательской среде, как групповая солидарность, то есть осознание общности групповых интересов и готовность к участию в работе различных общественных структур предпринимателей. Однако, в целом предприниматели как отдельная социальная группа – разобщены, так как подавляющее большинство предпринимателей (90,6%) фактически не включены в социальные связи друг с другом через некоммерческие организации.

Наши рекомендации