Ориентация населения на занятость в малом бизнесе
В качестве показателей поведенческого аспекта отношения к малому бизнесу (направленности возможных действий) были выделены показатели, отражающие определенную ориентацию населения на занятость в малом бизнесе:
- Установка на занятие предпринимательством
- Установка на работу по найму в малом бизнесе
Установка на занятие предпринимательством (создание собственного дела)
Установлены следующие факты:
· Почти треть населения желает начать свое собственное дело. Эту часть населения, вероятно можно охарактеризовать как социально активную и ориентированную на реализацию себя как предпринимателя.
- 9% опрошенных отметили, что имеют свое дело, либо являются соучередителями.
Следует отметить, что названная выше цифра не соответствует официальной статистике по городу о количестве предпринимателей любой формы собственности. Очевидно, собственная идентификация человека с предпринимательством в любой форме не соответствует официально принятым критериям. По-видимому отвечали люди, официально нигде не зарегистрированные.
Диаграмма 5
Отличительные социальные характеристики группы респондентов, ориентированных на предпринимательскую деятельность:
Несколько преобладают женщины (52,7%); основная доля желающих открыть свое дело приходится на возрастные группы до 41 года (78,1%), причем высокая доля возрастной группы до 25 лет (39,4%); соответственно высокая доля студентов (24,1%) преобладают люди с высшим (42,7%) и средним профессиональных образованием (29,1%); по экономическому статусу группы самая большая доля лиц, относящих себя к средней группе (44,4%).
Отличительные социальные характеристики группы респондентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность:
Преобладают женщины (58,9%); возрастные группы начиная с 25 лет представлены приблизительно в равной степени в пределах ошибки выборки, самая низкая доля молодежи до 25 лет (6,6%); относительно других групп меньшая доля людей с высшим образованием и большая доля с начальным профессиональным образованием (ПТУ); самая высокая доля малообеспеченных (38,1%) и бедных (15,9%).
Социальные характеристики группы респондентов, имеющих свое дело:
Преобладают мужчины (71,8%); до 61 года возрастные группы представлены приблизительно в равной степени в пределах ошибки выборки, высокая доля лиц с высшим образованием (49,3%) и средним профессиональным (36,2%); В этой группе нет бедных, самая низкая доля малообеспеченных (9,9%), 90% относят себя по экономическому статусу к среднеобеспеченным и выше.
По видам предпринимательской деятельности, в которых опрошенные респонденты хотели бы открыть собственное дело, лидируют два вида с наиболее высоким уровнем доходности в настоящий момент времени:
· Оказание различного рода услуг
· Торгово-закупочная деятельность
Производство в связи с большими инвестиционными затратами на первоначальном этапе развития, большими сроками окупаемости и высоким уровнем инфляции закономерно является малопривлекательным для предпринимательской деятельности.
Посредническая деятельность в связи с ростом уровня профессионализма в деятельности фирм и предприятий и заполнением рыночных ниш также является малопривлекательной для респондентов, которые хотели бы заняться предпринимательством.
Диаграмма 6
Для группы респондентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность, измерялся рейтинг причин отсутствия мотивации на предпринимательство через частотность предложенных респондентам для выбора причин.
Причины отсутствия мотивации на предпринимательскую деятельность можно разделить на две группы:
1. Объективные причины, обусловленные:
· Состоянием внешней среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность (высокие ставки кредита, высокие налоги, занятые доходные рыночные ниши, нестабильность экономической ситуации в городе, вымогательство со стороны криминальных структур и пр.)
· Стартовыми требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности (наличие капитала для начала собственного дела).
2. Субъективные причины, обусловленные социально-психологическими особенностями самого человека (особенности собственного характера, отсутствие интереса к предпринимательству, отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу).
Причем сами причины субъективного характера можно разделить на две группы детерминированные:
· Социально-психологическими особенностями личности. Они являются базовыми для мотивации на предпринимательскую деятельность (интерес к предпринимательству и особенности характера). Их можно отнести к категории условно постоянных.
· Недостатком знаний, умений, навыков в предпринимательском виде деятельности. Эти причины могут быть сняты через соответствующую систему обучения предпринимательской деятельности. Эти причины можно классифицировать как условно переменную составляющую мотивации на предпринимательскую деятельность
Диаграмма 7
Как позитивный факт следует отметить, что относительно других причин малозначимыми являются причины, связанные с разными формами вымогательства.
Причина лидер – отсутствие денег для начала собственного дела (48%). Значимость этой причины закономерна на общем фоне социально-экономической ситуации в стране, городе. Эта ситуация характеризуется относительно низким уровнем жизни населения. По результатам самооценки самих респондентов 40,9% относят себя к малообеспеченным или нуждающимся, 36,7% могут позволить себе купить необходимые продукты и одежду, а 12,2% телевизор и холодильник, покупка автомашины недоступна. Только 4,7% могут себе ни в чем не отказывать.
Между тем, данные диаграммы 6 свидетельствуют, что названная респондентами выше причина – отсутствие денег - является лишь «вершиной айсберга». Скорее всего, ведущей является совокупность причин субъективного характера:
· Отсутствие интереса к предпринимательству (28%)
· Отсутствие предпринимательского опыта (25%)
· Особенности собственного характера (20%)
· Отсутствие специальных знаний по бизнесу (16%)
Условно постоянные (отсутствие интереса к предпринимательству, особенности собственного характера) и условно переменные (отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу) составляющие мотивации на предпринимательскую деятельность распределяются приблизительно в равной степени по выборке.
Таким образом, ориентация или отсутствие ориентации на предпринимательскую деятельность в первую очередь обусловлена субъективными факторами, свойствами самой личности. Объективные факторы создают благоприятные или неблагоприятные условия для формирования соответствующей мотивации человека.
В этом отношении эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубатора, консалтинговых, обучающих структур и пр.) создаст благоприятные условия для вхождения в рынок мотивированной на предпринимательство части населения, которая ограничена в своих желаниях и возможностях недостатком соответствующих знаний и опыта.