IV.2.3. Содействие прямым контактам через программы партнерства

("Европартенариат" и «Интерпрайз»)

Еще один путь содействия международному деловому сотрудничеству состоит в организации регулярных деловых встреч, что дает возможность заинтересованным предпринимателям взаимодействовать и вести переговоры “визави” с перспективой заключения деловых соглашений. Существуют две программы такого рода: “"Европартенариат"” и “Интерпрайз”.

Цель "Европартенариат", организованного совместно с DG XXIII и XVI, состоит в том, чтобы стимулировать развитие отсталых регионов в странах ЕС путем содействия МП во всех странах ЕС и третьих странах в установлении деловых отношений со своими собратьями именно в этих регионах.

Согласно данной программе, каждые два года организуются мероприятия, во время которых руководителям МП предлагается ряд заранее запланированных личных встреч с предпринимателями из других стран.

Решения, касающиеся будущего размещения "Европартенариат", принимаются Комиссией на основе официального запроса от cтран-участниц.

Подготовка и организация мероприятия "Европартенариат" включает в себя несколько этапов:

· определение и отбор от 300 до 400 МП в своем регионе, которые удовлетворяют конкретным критериям для участия в "Европартенариат";

· публикация проспекта на нескольких языках с подробностями касательно выбранных МП и их проектов;

· организация сети для проведения данного мероприятия, состоящей из отобранных местных советников в участвующих странах;

· организация двухдневной встречи, которая принимает форму заранее подготовленных двухсторонних переговоров между руководителями предприятий;

· оценка результатов мероприятия в количественном и качественном отношении.

Участвующие компании платят только за проезд и проживание. Комиссия берет на себя две трети расходов по данному мероприятию, а одна треть оплачивается принимающей страной. Для участия МП из других стран имеются специальные фонды от DG1A по линии программ PHARE и TACIS. Помимо финансовой помощи, Комиссия предлагает также техническую поддержку, поскольку ее квалифицированный персонал оказывает консультации главному организатору на различных стадиях данного мероприятия.

Оценка эффективности данных мероприятий показала, что в ходе встреч ""Европартенариат" примерно 30-40% предприятий в принимающем регионе заключают договора о сотрудничестве.

Цель программы Интерпрайз состоит в поддержке местных, региональных и национальных инициатив, которые направлены на поддержку сотрудничества между МП в Европе. По этой программе деловые встречи организуются аналогично тому, как это делается в "Европартенариат".

В данном мероприятии должны принимать участие как минимум три организации из трех различных стран-участниц Европейского Союза и/или Европейской Экономической зоны: главный организатор и два партнера. Каждый из участников должен представить предложение не менее чем за 9 месяцев до самого мероприятия, что делается после официального объявления о тендере. Желающие участвовать в тендере должны заявить о себе в письме-обязательстве и набрать не менее 15 компаний из заданного региона.

Чтобы лучше подготовиться к встречам, Комиссия выбирает организацию на национальном уровне, способную предоставить помощь предприятиям, выбранным для участия. Европейская Комиссия сможет тогда субсидировать одобренное мероприятие "Интерпрайз" с максимальным денежным взносом в 60 000 ЭКЮ. Взнос ни в коем случае не должен превышать 50% суммарного бюджета данного мероприятия.

Учитывая, что до сих пор Программы "Европартенариат" и “Интерпрайз” пользовались успехом, Комиссия намеревается продолжать организацию мероприятий "Европартенариат" по два раза в год, а также проводить около 40-50 мероприятий “Интерпрайз” в год. Хотя "Европартенариат" и "Интерпрайз" разрабатывались для предприятий, которые не рассчитывают на помощь посредников, при рекламировании таких мероприятий было бы желательно привлечь внимание к набору услуг, предлагаемых различными сетями ЕС, о которых говорилось выше.

IV.2.4. Развитие субподряда

Европейская Комиссия признает, что субподряд играет все большую роль в обеспечении конкурентоспособности европейских МП. Все больше крупных компаний передают вспомогательные производства субподрядчикам, чтобы не распылять усилия и сконцентрироваться на главном предмете своей деятельности. Данная ситуация открывает значительные возможности для узкоспециализированных субподрядчиков и могла бы стимулировать рост числа МП во всем Европейском Союзе.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия проводит специальную политическую линию на содействие субподрядческой деятельности, где данная политика опирается на сбор и распространение информации. Вообще говоря, действия ЕС в сфере субподряда направлены на наведение порядка на рынках и на укрепление межотраслевого партнерства. Главные цели здесь таковы:

1. Создание среды, способствующей развитию субподряда:

· инициативы по формированию статистических данных в области субподряда;

· публикация Практического руководства по законодательным актам, регулирующим промышленный субподряд с целью прояснения законодательства, регулирующего субподрядные отношения в каждой стране-участнице;

· Экспериментальная программа повышения конкурентоспособности субподрядчиков в производстве бытовой электроники.

2. Регулирование информационных и коммуникационных потоков между основными подрядчиками и субподрядчиками:

· составление многоязычного руководства по отраслевой терминологии для облегчения межнациональной субподрядной деятельности, позволяющей улучшить договорные отношения между основными компаниями и субподрядчиками;

· децентрализованная взаимосвязь и действенность субподрядных обменов и баз данных в Европе;

· публикация Каталога посреднических организаций по Субподряду;

· организация и спонсирование встреч и совещаний, имеющих целью определить новые разработки и концепции, связанные с субподрядом в стратегических областях деятельности, а также осветить лучшие практические достижения в третьих странах, которые можно было бы перенести в Союз;

· содействие выставкам товаров для покупателей;

· содействие заключению субподрядов через сети BC-NET и BRE, а также через мероприятия "Европартенариат" и "Интерпрайз".

3. Содействие европейскому субподряду в странах, не входящих в Сообщество:

· Чтобы улучшить конкурентоспособность европейских субподрядчиков, будут предприняты меры, направленные на их сближение с основными фирмами третьих стран, желающих либо осуществлять инвестиционную деятельность в Европе, либо импортировать европейские средства и услуги. Кроме того, будут предприняты действия, направленные на достижение лучшего понимания структур субподрядных рынков третьих стран, а также природы субподрядных отношений в этих странах, чтобы определить существующие возможности сотрудничества. Комиссия уже выбрала Японию объектом своей специальной инициативы, и DG XXIII предоставляет гранты для взаимных визитов руководителей МП.

Чтобы еще больше облегчить контакты с субподрядчиками и оптимизировать поиск партнеров, Комиссия собирается разработать Сеть Помощи Субподряду (SCAN – Sub-Contracting Assistance Network), ориентированную на определение и содействие предприятиям высокой культуры, с возможностью их сертификации на территории Европейского Союза.

V. Консалтинг

V.1. Общие положения

Помощь в виде консультаций считается очень важной для развития большинства МП, поскольку многие из них страдают отсутствием опыта и квалификации, необходимых для успешной конкуренции на рынке.

Как указывается в пятом ежегодном отчете Европейского Обзора для МП, имеется три главных фактора, влияющих на использование консалтинговых услуг малыми предприятиями:

· факторы, относящиеся к самим предприятиям, такие как размер предприятия, его вид деятельности, “возраст”, степень интернациональности, отношение к внутреннему рынку;

· факторы, относящиеся к личности предпринимателя, такие как уровень образованности, деловые качества и, наконец,

· факторы, связанные с тем, на какой стадии жизненного цикла находится предприятие.

Третий фактор является очень важным, поскольку он в значительной степени влияет на характер советов или консультаций, требующихся для МП, а также на причины, почему консультация нужна именно в данный момент. Консультации для МП можно разделить на три основных группы в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия:

· консультации, необходимые на стадии становления;

· консультации, необходимые в период расширения и развития;

· консультации, необходимые в период кризиса.

Влияние всех трех факторов на требуемые консультационные услуги представлено в Таблице 3.

Таблица 3

Наши рекомендации