Анализ результатов опросов российских МП

Опросы свидетельствует о том, что сфера лизинговых услуг для малого бизнеса, по мнению его представителей, все еще находится в начальной стадии своего становления, которая характеризуется отсутствием в среде предпринимателей должной информации о тех возможностях, которые они в принципе открывает. Наиболее распространенными типами оборудования для лизинга в сфере МП являются пищевое и упаковочное технологическое оборудование, а также деревообрабатывающее, торговое, полиграфическое оборудова­ние, автомобили, оборудование для предприятий общественного питания.

Лишь один из пяти респондентов опросов не видел особых препятствий к получению оборудования по лизингу. Это означает - основная масса малых предприятий пока рассматривает получение лизинговых услуг как малодоступный фактор (источник) развития их предприятий. Это говорит также о неразвитости структур поддержки малых предприятий в сфере лизинговых услуг.

Опросы показывают лишь умеренную заинтересованность МП в информационных услугах. Опросы выявили рост потребностей МП лишь в отношении информации правового характера. По своей значимости она занимает в настоящее время первое место. Иные виды информации (о новых технологиях, источниках и условиях кредитования, методологии бизнес-планировании, партнерах для совместного производства, менеджменте и организации производства, обучении и переподготовке кадров) занимают более низкие места в рейтинге. При этом значимость каждого вида информации за прошедшие три-четыре года фактически не изменилась.

Модифицируется характер потребностей МП в информации о поставщиках: складывается преобладание факторов надежности коммерческой деятельности, качества товаров работ и услуг по сравнению с доминировавшем ранее акцентом на наиболее выгодные цены. Трансформируется и структура источников информации: растущий спрос на нее все более покрывается, как ранее, преимущественно знакомыми предпринимателями, деловыми партнерами и чиновниками, но и все более - спра­вочной, специализированной литературой, электронными базами данных. Значительно возрастает роль торговых ярмарок и выставок и, напротив, существенно снижается значение органов власти любого уровня как источника информации.

Основным барьером, препятствующим доступу малого бизнеса к информации, в настоящее время, согласно опросам, являются финансо­вые ограничения на создание современных информационных систем и инструментов оперативного доступа всех категорий МП к этим системам по «разумным ценам».

Отношение МП к консультированию также сдержанное. Этот факт подтверждается тем, что при ранговой оценке влияния на успех фирмы специальные профессиональные знания заняли нижнее место после таких факторов, как деловая активность, размеры накопленного капитала и связи в органах власти. Консультирование в сфере МП преобладающе концентрируется на различных аспектах управленческой деятельности.

Опросы показали, что с 1995 по 1997 гг. произошло падение потребности МП в консультациях по инвестиционным проектам от коммерческих банков, зато почти удвоилась их потребность в финансовых консультациях. В инвестиционном консалтинге сегодня, согласно опросам, наиболее заинтересованы производители средств производства и фирмы, занимающиеся информатикой и интеллектуальными услугами.

Пока невелика доля предпринимателей, пользующихся услугами специализированных консалтинговых фирм. Это связано, в первую очередь, с ограниченностью собственных финансовых средств МП и неразвитостью систем поддержки МП, обеспечивающих им льготные условия доступа к услугам профессиональных консультантов.

По различным опросам, сегодня почти 70% предпринимателей в возрасте до З5 лет считают, что им необходимо обучение, дополнительные знания в области бизнеса. Так, в опросе, проведенном по заказу Национального Фонда подготовки кадров, от 40 до 52% руководителей МП считают необходимым повысить уровень профессионализма в таких областях, как управление финансами, сбыт продукции, маркетинг; от 23% до 29% — в управлении производ­ственным процессом, стратегическом управлении, управлении кадрами, построении эффективной системы управления.

Как показывают обследования, при выборе обучающего центра большинство слушателей ориентируются на имя бизнес-школы (по данным опросов, каждого второго слушателя привлек именно авторитет учеб­ного заведения) и зарплату ее выпускников. Напротив, судя по опросам, представители МП пока не имеют возможности (источников информации) чтобы аргументировано судить о качестве образовательных услуг тех или иных обучающих центров.

1.3 Общие выводы и рекомендации по российскому опыту

В целом из оценок нормативно-правовой ситуации в сфере МП и из проведенных опросов, следует, что необходимо законодательное закрепление финансовых источников развития сети лизинга, общедоступных информационных, консультационных и обученческих услуг для МП. В интересах МП должны действовать федеральный и региональные Фонды содействия лизингу, системы льготного кредитования лизинговых операций, а также системы страхования объектов лизинга и своевременности/полноты лизинговых платежей. В дальнейшем развитии и нормативно-правовом закреплении нуждается практика передачи малых предприятий в лизинг «под ключ».

Стоит вопрос о новом подходе к созданию целостной системы СИОМП и, соответственно, о новом нормативно-правовом обеспечении ее деятельности, включающем практическое решение комплексности этой системы и ее доступности для всех представителей российского малого бизнеса во всех регионах страны. В отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения МП в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на объединение на новой экономической и организационно-правовой базы независимых, в т.ч. и частных, информационных систем, что потребует четкого выделения и закрепления здесь компонента «государственной поддержки» в отношении малого бизнеса.

Развитие правовой базы консалтинговых услуг должно идти в направлении создании единой системы лицензирования этих услуг, закрепления условий их доступности для всех МП, т.е. механизмов льготного финансирования, а также усиления взаимодействия консалтинга с другими компонентами «внешней среды» (финансовая и имущественная поддержка, лизинг, обучение и пр.).

Целесообразна большая чем в настоящее время (сводящаяся лишь к одноразовому лицензированию), нормативная регламентация обученческих центров для МП, включающая в себя больший контроль за качеством обучения, а также стимулирующая обученческие центры участвовать в послеобученческой бизнес-карьере своих выпускников. Перечень форм контроля за бизнес-школами и формами их участия в послеобученческой бизнес-карьере своих выпускников следует закрепить законодательно на уровне субъектов Федерации.

На федеральном и региональном уровне нормативным порядком должны быть закреплены права всех категорий населения на получение на льготных условиях одной из форм обучения основам предпринимательской деятельности.

2. Опыт стран Европейского Союза (ЕС)

Наши рекомендации