Риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, либо получит ниже тех, на которые он рассчитывал.
👣37различия понятия «риск» и «неопределенность».
Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно. Неопределенность– когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно (например, форс-мажор, наступление которого непредсказуемо и поэтому всегда неожиданно).
👣40Виды предпринимательских рисков
Признак классификации | Виды предпринимательских рисков |
Сфера влияния | Политический; технический; производственный; коммерческий; финансовый: валютный; кредитный, инвестиционный; отраслевой; инвестиционный |
Сфера возникновения | Внешние; внутренние |
Длительность воздействия | Постоянные; кратковременные |
Вероятность возникновения и последствия | Допустимые; критические; катастрофические |
Причина возникновения | Спекулятивные; чистые |
Степень правомерности | Оправданные (правомерные); неоправданные (неправомерные) |
Возможность страхования | Страхуемые; нестрахуемые |
Источник возникновения | Хозяйственная деятельность; личность предпринимателя; недостаток информации о состоянии внешней среды |
👣42расчет предельной цены риска осуществляется по формуле: Цриска = Nприб. * К,
где
Цриска - предельная расчетная цена риска (годовая)
Nприб. – коэффициент среднегодовой нормы прибыли
К – среднегодовой размер капитала (руб.)
Если предполагаемая расчетная цена риска больше предельной величины, опасность потери становится выше допустимой.
👣43ВероятныеПотери в производственном предпринимательстве.
определяются по формуле:
s П = s О * Ц,
где sО – вероятное суммарное уменьшение объема выпуска продукции
Ц – цена реализации единицы объема продукции
2. Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса и т.д. приводит к вероятным потерям, определяемым по формуле:
sП = s Ц * О,
где s Ц – вероятное снижение цены единицы продукции
О – общий объем намеченной к реализации продукции
3. Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии ведут к потерям, определяемым зависимостью:
s П = s М1*Ц + s М2*Ц + ....,
где sМ – вероятный перерасход ресурса
4. Другие повышенные издержки, которые могут быть вследствие: высоких транспортных расходов, перерасхода намеченной величины фонда оплаты труда, уплаты повышенных отчислений и налогов и т.п.
👣44Расчет вероятности Потери в коммерческом предпринимательстве.
1. Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара приводит к вероятным потерям, определяемым по формуле:
sП = О * sЦ,
где sЦ – повышение цены
О – объем закупок товара в физическом объеме
2. Непредвиденное снижение объема закупки в сравнении с намеченным вызывает уменьшение объема реализации. Потеря прибыли (дохода) исчисляется
Снижение объема закупок * прибыль / объем реализации
3. Потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, , потребительской ценности, приводящие к снижению его стоимости. Уровень такого ущерба устанавливается
4. Снижение цены, по которой реализуется товар, снижение объема реализации, увеличение издержек обращения.
👣45 Расчет вероятных Потерь в финансовом предпринимательстве.
Потери характерные для коммерческого предпринимательства, в целом присущи и финансовому предпринимательству.
Специфическими факторами здесь являются неплатежеспособность одного из субъектов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, кредитные и валютные риски банка.
👣46Процесс управления риском состоит из пяти этапов:
- осознание опасности
- идентификация риска
- оценка риска
- контролирование риска
- финансирование риска
1. Осознание опасности. Происходит сбор информации о рисках из различных источников. На начальном этапе необходимо выявить вероятные случаи (моменты) потерь для фирмы. Эта одна из наиболее ответственных задач при анализе экономических рисков. Не выявленные на первом этапе риски в дальнейшем не попадут в анализ, что несет в себе угрозу непредвиденных, а потому существенных потерь.
2. Идентификация риска.Выявление источники опасностей и их воздействие на элементы предприятия: персонал, имущество, финансы.
Опасность | Причина | Последствия |
3.Оценка риска. Оценка вероятности (частоты) наступления опасности, прогнозирование вероятности уровня потерь и, исходя из этого, определение их стоимостной величины. Для этого используют следующие инструменты: пирамиду Хейнса, классификацию рисков по категориям, шкалу вероятности убытка
Пирамида Хейнса
Целью количественного и качественного анализа рисков является выработка стратегии и принятие решения по поводу действий в отношении каждого риска: не страховать (если фирма уверена, что убыток будет незначителен), оставить на самострахование (если справится собственными силами с убытком), застраховать.
4. Контролирование риска. Организационно-технические мероприятия, предпринимаемые с целью минимизации размеров ущерба.
5. Финансирование риска. Выделение средств для самострахования, взаимного страхования и страхования с целью защиты имущественных интересов при наступлении определенных событий.
Оценка рисков в деятельности той или иной фирмы позволяет не только сократить возможные потери, но и принять соответствующие стратегические решения по их снижению в долговременной перспективе.
👣48Предпринимательский договор – это волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления самого предпринимательского процесса, не предполагающего объединения договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру.
👣49Учредительный договор-это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию, учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации какой-либо конкретной предпринимательской идеи.А Предпринимательский договор – это волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления самого предпринимательского процесса, не предполагающего объединения договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру.
👣50структура предпринимательского договора состоит из:
-Преамбулы
-Основной части
-Заключительной части.
Преамбула – это своеобразное введение в договор, которое включает:
название (наименование) договора – купли-продажи, поставки, бартерных поставок
указание места и времени заключения договора
фиксирование факта заключения договора в соответствии с теми условиями, которые указываются в тексте договора
наименование сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона – второй.
В заключительной части договора указываются:
юридические адреса сторон
все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора
подписи сторон
указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).
Основная часть договора содержит в себе три группы условий:
Обычные
Существенные
Случайные
👣51Обычные условия договора это те положения, которые вытекают из нормы закона, регулирующей данные отношения; они включаются во все договоры, независимо от их содержания. Если стороны по какой-то причине не включили в договор обычные условия, то при возникновении спорных вопросов опираются на норму закона.
К существенным условиям относятся лишь те условия, которые характерны для данной сделки, но к другим сделкам они будут вряд ли применимы (например, цена товара за единицу). Именно существенные условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.
Случайные условия, в принципе не вытекают из нормы закона и не являются обязательными для включения, но если они включаются в договор по обоюдному согласию сторон, то становятся обязательными для исполнения.
Заключения договора предшествуют переговоры сторон, которые могут вестись в устной форме (например по телефону), путем непосредственной встречи или в письменной форме.
👣52Одна из сторон, являясь инициатором заключения договора, готовит письменное предложение другой стороне в форме проекта договора. Это коммерческое предложение получило название оферты (оферты).
👣53виды оферты:
Твёрдая оферта – письменное предложение о продаже определённой партии товара, направленное конкретному покупателю.
На её основе возникают у оферента определённые обязательства.
Свободная (публичная) оферта – предложение о продаже определённой партии товара, направление неопределённому кругу лиц.
👣54Лизинг.Лизинг–один из видов имущественного найма. Лизинг – комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества (оборудования, машин, судов и др.) в пользование после его приобретения у производителя (продавца). Его использование имеет существенные преимущества.При организации производства, его перестройке нет необходимости в значительных инвестициях, если оборудование получают на условиях лизинга.
👣55Франчайзинг. Распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества.
Франчайзинг (от французского льгота, привилегия) – контрактная бизнес форма, в рамках которой продавец франшизы (франчайзор) предоставляет независимому оператору (франчайзи) лицензию на использование брэндов, технологий, ноу-хау, системы управления бизнесом при продаже товаров и услуг, идентифицируемых с его именем и торговой маркой.
Первоначальная плата (входной билет) составляет около 10% общего объема необходимых для открытия предприятия инвестиций. За эти деньги франчайзи получает некий стартовый импульс от франчайзора, позволяющий «завести двигатель» новой фирмы.
Последующие финансовые взаимоотношения покупателя и продавца строятся следующим образом: франчайзи периодически платит франчайзору за управленческие услуги роялти, в среднем 5-6% объема продаж.
Преимущества франчайзинга в следующем: во-первых, это готовая ниша рынка, во-вторых, полный пакет четких инструкций о материалах, сырье, оборудовании, поставщиках, системе сбыта, методах и приемах работы, в-третьих, работа под известной и уважаемой торговой маркой, в-четвертых, получение относительно дешевой и качественной рекламы различного масштаба – от местной до международной, и наконец, это возможность покупки у франчайзора необходимого оборудования и материалов со скидками.
👣56Лицензирование. Основными субъектами данных отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) и лицензиат (тот, кому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут предоставляться права на использование технологии производственного процесса, товарного знака, патента и т.п. в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
👣57Проектное финансирование. Форма партнерских связей в случаях:
А) когда одна из сторон берет на себя обязательство финансировать реализацию предпринимательского проекта другой стороны, а другая сторона обязуется реализовать такой проект в надлежащей форме;
Б) когда одна сторона, имеющая разработанный проект, предлагает другой взяться за его практическую реализацию и обязуется финансировать все работы, связанные с реализацией данного проекта. В обоих случаях вторая сторона обязуется возвратить предоставленный кредит обычно в товарной форме, как и при лизинге.
👣58 Бартер.Это простой обмен товаров определенной стоимости на другие товары равной стоимости.
Бартерные операции не предполагают никаких денежных расчетов между контрагентами. Особенности бартера заключаются в следующем: 1) в сделке всегда участвуют два контрагента; 2) контракт составляется один; 3) операции не предполагают денежных расчетов; 4) первым этапом бартерных сделок всегда является согласование стоимости. Это необходимо, чтобы обеспечить эквивалентность обмена, определить сумму страхования товара, рассчитать штрафы при невыполнении обязательств, рассчитать величину уценки при поставке недоброкачественных товаров и т.д.
👣59Факторинг. Под факторингом понимают систему взаимоотношений, которая устанавливается между предпринимателем и фактор-фирмой. При этом фактор фирма берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требование к какому-либо партнеру о платеже (т.е. когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).
В роли фактор-фирмы часто выступают банки. Факторинг – это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента через покупку фактор-компанией счетов клиента.
Факторинг является одним из элементов универсальной системы финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. За самим клиентом остается практически только производственная функция.
👣🚫