Глава 9. Счетоводство и неуязвимость

Теперь попробуем поразмышлять о том, что же такое при­ход-расход и что же все-таки в бухгалтерии считается.

Хотя подсчеты в бухгалтерии неминуемы, но, на мой взгляд, они не являются сущностными. Если говорить современно, то всю счетную часть вполне может выполнять за человека простей­шая компьютерная программа, иными словами, машина. Это означает, что и без компьютера счетную часть бухгалтерии про­делывает человек-машина или механическая часть его мозгов.

Попробуем поглядеть на бухгалтерию с этой стороны. Все сложные подсчеты в современной бухгалтерии связаны с отчет­ностью. Но отчетность, усложняя жизнь предприятия, упрощает задачу управляющего в его битве с бухгалтером. Конечно, вне­шние органы требуют, как кажется, много лишнего по сравне­нию с тем, что нужно знать о движении денег хозяину. Но лиш­нее это является лишним только по отношению к необходимой основе. А какова она есть?

Любой хозяин должен знать, сколько средств потрачено, сколько заработано и каков остаток, то есть — есть ли прибыль и какова она.

Говоря иначе, удалось ли на вложенные средства добыть из­лишек силы.

Соответственно, мы видим, что вся счетная часть состоитизрасхода-прихода и их разницы.

Если разница отрицательна, придется сжиматься, тратить запас и сокращать производство. Если положительна, то можно расширяться. Расширяться во всех возможных смыслах — расши­рять производство, поехать в отпуск на другой конец света, ку­пить себе поместье, напиться или завести еще одну любовницу.

Финорганы, по сути, интересует то же самое: какова прибыль предприятия. А значит, сколько с него можно содрать налогов, то есть какой навар можно забрать в пользу государства и себя.

Но поскольку ни один предприниматель платить налоги, а особенно большие налоги, не хочет, финорганы вынуждены проверять, не занижается ли в отчетах сумма прибыли. Вот поче­му они интересуются всяческими подробностями о расходной и доходной частях бюджета предприятий.

И если смириться с тем, что налоги платить надо и писать в отчетах то, что есть, то эти отчеты становятся очень полезными вещами для хозяина предприятия. В них все отражено.

Дело, конечно, значительно усложняется, когда предприя­тие многое скрывает. Но усложнение это — всего лишь увеличе­ние труда в 2 раза, потому что приходится вести 2 бухгалтерии. Одну для финорганов, другую — для себя. С точки зрения внут­реннего содержания отчетов — это одно и то же. Хоть это откры­тая бухгалтерия, хоть скрытая, ее задача показать, как из расхо­да и дохода появляется прибыль и какова она.

И вот, если мы увидим, что на одном конце жилы находится годовой отчет с очень четко определенными графами показате­лей, по которым надо отчитываться, а на другом ее конце — описа­ние предприятия, сделанное бухгалтером, то промежуточная часть оказывается очень и очень проста. А именно она-то и есть под­счеты, которые может делать машина. Покажу на примерах.

Если речь идет об износе, который называется амортизаци­ей, то главное, чтобы в начале отчетного периода было сделано описание всего, что подлежит амортизации. Далее процент из­носа определяется по формуле, которая дается в соответствую­щей фининструкции по исчислению износа. Это значит, что каж­дый месяц стоимость оборудования снижается на определенный процент, который считается автоматически. Соответственно это­му изменяются еще несколько показателей, по которым надо отчитываться. Машина выдавала бы их лучше и точнее человека. Человек тут должен делать лишь точное начальное описание.

Другой случай — материалы и сырье. Скажем, те же заготов­ки для болтов. Если их куплено 1000 штук в начале периода, то в конце периода мы должны иметь или сумму дохода от продажи всех изготовленных винтов, или все заготовки в наличии, или часть винтов проданных, а остальные в винтах и заготовках. Глав­ное, что ни одна единица подобного сырья не должна просто исчезнуть. Или она в наличии, или же на счету есть документы о ее продаже. Это тоже работа для машины.

Соответственно, так же с любыми материалами и сырьем. Поскольку все превращения сырья расписаны в технологи­ческих картах, то лишь путь, который изделие проходит от сы­рья до денег на счету предприятия, может быть разложен на не­сколько обязательных шагов и отмечаться в соответствующих таблицах. Это называется учет. И главное тут — вовремя и точно давать описание прохождения изделий сквозь эти шаги и пре­вращения в деньги. Сами же подсчеты опять же автоматически выполнит программа.

Точно так же программа может автоматически начислять зар­плату работникам, нужно только вносить в нее сведения об из­менениях, вроде больничных, штрафов или повышений.

Получается, что самая трудная часть работы, с которой про­грамма справиться не может, — это описание предприятия как мира. Все остальное она подсчитает сама. И если в нее вовремя вносить данные о новых придумках коварно-заботливых законо­дателей, то она применит нужные коэффициенты, сделает пра­вильные отчисления и выдаст распечатанный квартальный или годовой отчет без малейшего участия главбуха. Только дайте ей правильное описание и введите вовремя сведения об изменениях условий, то есть отладьте в соответствии с сегодняшним днем.

Что мешает созданию такой программы, которая устранила бы главбухов и нуждалась бы только в бухгалтерах-секретарях, писцах?

Очевидно, сложности двойной бухгалтерии предприятий и сложности с мозгами бухгалтеров и программистов.

Впрочем, может быть, существование честной бухгалтерии и невозможно. Тогда всегда будет нужен человек, который будет решать, какие показатели изменить и ввести в программу иска­женными, но так, чтобы полученный отчет был внутренне увя­зан и выглядел правдоподобным. И тем не менее, созданиепро­граммы, которая просто жестко увязывает между собой графы отчета и описание предприятия, производя все необходимые под­счеты по формулам, данным в инструкциях, было бы очень полез­но для того, чтобы люди могли понять, что такое бухгалтерия.

Кроме того, на мой взгляд, не представляет никакого труда ввести в такую программу набор подсказок о том, как законно показать наименьшую прибыль и тем уменьшить налоги, раз уж это все равно делается предприятиями.

Наши рекомендации