Глава 10. информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации

1. Введение. Краткая историческая справка

Открытая печать традиционно является самым емким и наиболее используемым каналом получения информации. Этот факт в своих произведениях отмечал еще В.И.Ленин, крупнейший авторитет царской России в области организации подпольной информационной работы: «Легальный материал особенно важен… Не будет преувеличением сказать, что по одному легальному материалу можно еще кое-как написать профессиональную брошюру, а по одному нелегальному — невозможно. Собирая нелегальный материал… невозможно и приобрести таких знаний… какие в массе рассеяны в мелких газетных корреспонденциях и в специальных промышленных, санитарных, земских и пр. изданиях».

Все это актуально и сегодня, когда, по мнению бывшего директора ЦРУ США Р.Хилленкеттера, «80% разведывательной информации получается из таких обычных источников, как иностранные книги, журналы, научные и технические обзоры, фотографии, данные коммерческого анализа, газеты, радиопередачи, а также из общих сведений, полученных от лиц, имеющих представление о делах за границей».

Так, например, проведенный ФБР анализ дешифрованных радиограмм советского разведчика Рудольфа Абеля показал, что основную канву для своих политических и экономических сообщений в московский центр (информация об атомной бомбе — тема для отдельного разговора) он черпал из публикаций «Нью-Йорк тайме» и «Сайентифик Америкэн», дополняя отдельные неясные места агентурной информацией.

В связи с этим Шерман Кент, американский историк, работавший в Центральном разведывательном управлении США, сделав поправку на открытость американского общества, поднимает планку еще выше, до 95%.Что-бы доказать свою точку зрения, Кент предложил пяти профессорам Йельского университета подготовить отчет о состоянии вооруженных сил США, численности боевых частей и соединений не ниже уровня дивизии, мощи военно-морского флота и боевой авиации (с описаниями кораблей и самолетов), разрешив пользоваться при этом только открытыми источниками информации. Работа продолжалась около трех месяцев. В итоге ученые представили Кенту несколько сотен страниц данных, сопроводив их 30-страничной обобщающей справкой. Оценка Кента была следующая: на 90% отчет ученых соответствовал истинному положению вещей. По иронии судьбы ЦРУ незамедлительно засекретило результаты проведенной работы, получившей название «Йельского отчета».

О том, что в открытой советской прессе также содержалось немало интересной информации, свидетельствуют данные исследования источниковой базы отчета ЦРУ SOV C87 — 10043 «Вычислительная техника на предприятиях народного хозяйства СССР» (Enterprise-Level Computing in Soviet Economy), выпущенного в августе 1987 года: «при работе над отчетом использовалось 347 открытых источников, в том числе 295 — советских (85%)». {Модестов С. «Американская разведка предпочитает „Независимую“. // Независимая газета // 24.03.1994}

Ниже приводится статистика цитирования по газетам (см. график 1).

Служба безопасности предприятия также может получать из средств массовой информации сведения по очень широкому кругу вопросов, необходимо только грамотно организовать поиск.

Качественная работа профессиональных журналистов по духу во многом близка к работе спецслужб, и это можно и нужно максимально использовать. Журналиста, который постоянно пишет о каких-то однотипных проблемах, вполне можно рассматривать как эксперта в той или иной области. Кроме того, пресса дает представление о ситуации не просто на цифрах, а на понятном языке, пусть даже на уровне слухов, сплетен и ощущений, что позволяет связывать сухие факты и цифры в целостную картину состояния рынка.

Материалы СМИ позволяют сопоставлять, уточнять и снабжать новыми подробностями данные, полученные оперативным путем, а также давать новые направления для текущей информационно-поисковой работы.

Так, например, по словам известного американского советолога П.Стивена (Вирджинский университет), тщательное исследование советских СМИ периода горбачевской перестройки позволило правительственным структурам США «по-новому оценить работу бывших граждан СССР и стран Восточной Европы, от которых мы раньше зависели в получении информации из первых рук, но чье личное пристрастие иногда сказывалось на достоверности их сведений».

Наши рекомендации