Контроллинг в деятельности туристской фирмы

В рыночных условиях при управлении туристской фирмой, наряду с такими функциями, как учет, анализ, планирование и контроль, большое значение имеет функция контроллинга.

Термин «контроллинг» часто смешивают с понятием финансового контроля. В действительности финансовым контролем занимается дове­ренный ревизор (ревизионная комиссия) или внутренний аудитор. Как правило, он подчиняется непосредственно собственнику (президенту компании), совету директоров или председателю правления фирмы.

В задачи ревизора входят, прежде всего, работы по инспекции и об­наружению нарушений финансового и хозяйственного характера, допу­щенных исполнительной администрацией компании, а уже затем выдача рекомендаций по предотвращению в дальнейшем подобных нарушений.

Обязанности или работу контроллера можно представить как об­ратную работе внутреннего аудитора - ревизора, так как важнейшая обя­занность контроллера состоит в методологическом и методическом обес­печении предприятия научно-практическими подходами к учету, анализу и планированию финансовой и хозяйственной деятельности.

Службы контроллинга относятся к функциональным руководящим подразделениям. Их работа состоит в разработке и экономическом обос­новании вариантов перспективного плана (стратегический контроллинг) и оперативного плана (оперативный контроллинг) финансовой и хозяйст­венной деятельности. В основе этих планов лежат правильно разработан­ные методики учета, в том числе бухгалтерского, анализа финансовой и хозяйственной деятельности фирмы, планирования, включая «узкие мес­та» в текущей и перспективной деятельности организации.

Для малых и средних предприятий, которые не имеют специальных контроллинговых служб, функции контроллинга выполняются главными / менеджерами, которые сами или с помощью своих функциональных под­разделений производят все работы по учету, анализу и планированию. При этом сами и принимают решения по рассматриваемым вопросам.

В туристской фирме, в зависимости от ее размера, этот процесс мо­жет осуществляться либо специальным человеком (или отделом), либо главным бухгалтером (как правило, в условиях малой фирмы). Разделе­ние обязанностей связано со всеохватывающим характером бухгалтер­ского учета, сведением всех операций именно в это подразделение.

Значительно упростить ведение контроллинга помогает составлен­ный заранее бизнес-план. Но и при отсутствии такового отказываться от проведения контроллинга не следует.

Контроллинг позволяет руководителю, опираясь на представленные ему цифры о деятельности его фирмы, сделать вывод об эффективности работы и спланировать ее работу на ближайшую и долгосрочную пер­спективу.

В сфере туризма успешное проведение контроллинга позволяет оценить не только деятельность всей компании, но и, например, эффек­тивность ее работы по сезонам (в туризме влияние фактора сезонности достаточно велико) или маршрутам и т.п.

Назначение и цель контроллинга

Благодаря работе по контроллингу главный менеджер фирмы будет способен определить будущие финансовые потребности компании и пути сохранения намеченных уровней прибыльности. Если созданный прогноз

! укажет на недостаток финансовых средств, руководителю необходимо решать вопрос о том, когда и сколько потребуется денег для продолже­ния работы. Все это необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая будет способствовать решению постав­ленных задач. Разработка подобного бюджета дает компании возмож­ность сравнить фактические результаты своей деятельности с запланиро­ванными. Такое сравнение должно проводиться помесячно, и в обязан­ность главного бухгалтера или контроллера должно входить выявление и устранение серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.

Разработка бюджета любой организации требует изучения всех внешних и внутренних экономических условий работы организации, ча­стью которых, особенно в нашей стране, может быть возможность изме­нения инфляционного уровня.

Следует также отметить, что в сферу контроллинга входит состав­ление финансовых отчетов.

Система и виды контроллинга

В систему контроллинга входят следующие мероприятия:

• определение целей предприятия (в случае наличия бизнес-плана или конкретных цифр при составле­нии финансового плана);

• оценка фактического состояния предприятия (т.е. учет исходной ситуации для планирования);

• констатация пробелов между фактическим состоянием и целью;

• поисково-инициативная стадия (т.е. определение конкретных мероприятий, направленных на уст­ранение данных пробелов);

• непрерывный сбор и обработка информации с целью обоснова­ния принимаемых решений;

• осуществление непосредственной контрольной функции благо­даря постоянному наблюдению и сравнению заданных в плане показателей с фактическими, а также анализ найденных отклоне­ний и установление их причин.

В зависимости от срока планирования выделяют два вида контрол­линга: оперативный (тактический) и стратегический (долговременный).

При оперативном контроллинге осуществляется краткосрочное планирование (на 1-3 года). Его основные задачи - выявление факторов, влияющих на успех деятельности фирмы, планирование ликвидности и контроль за экономичностью расходов.

В области туристской деятельности могут фигурировать показатели по конкретному маршруту или даже гостинице, а затем на их основе бу­дет сделан вывод об эффективности объекта исследования.

Стратегический контроллинг основан на использовании средне- и долгосрочного планирования. При этом используются показатели, оце­нивающие деятельность предприятия в целом, эффективность привлече­ния нового или переобучения старого персонала, эффективность исполь­зования заемного или собственного капитала и т.д.

Этапы осуществления контроллинга

Система контроллинга включает в себя следующие этапы работ.

1-й ЭТАП. Сбор имеющейся документации

На любом предприятии существует целый ряд документов, исполь­зуемых для прведения контроллинга. Как правило, это счета, документы по расчету с персоналом, сбытовые отчеты, в том числе финансовые от­четы.

Основные документы, составляющие пакет финансовых отчетов, должны включать баланс (the Balance Sheet), отчет о доходах (the Income Statement), отчет о прибыли (the Statement of Retained Earnings) и отчет об изменении финансового положения (the Statement of Changes in Financial Position).

Баланс - это отчет, характеризующий финансовое положение пред­приятия на определенную дату. Он показывает, что представляет собой коммерческое предприятие, чем оно владеет, каковы его долги и в каком состоянии его финансовые операции на конкретный день.

Статьи, содержащие денежный эквивалент имущества, принадлежащего предприятию, характеризует его активы (Assets), например, на­личность в кассе, суммы на счетах в банках и др.

Активы в балансе группируются по различным видам, например, краткосрочные и долгосрочные.

Активы образуются за счет источников средств (ссуда, уставный капитал, кредиторская задолженность), которые называются пассивами (Liabilities).

Равенство активов и пассивов является основой бухгалтерского уче­та, составляя сальдо баланса.

Отчет о доходах показывает, что происходит с предприятием в пе­риод между датами оформления последних балансов. Как правило, этот отчет покрывает годовой период, но в туристском бизнесе он составляет­ся ежемесячно.

Отчет о чистой прибыли представляет собой связь между отчетом о доходах и балансом. Он показывает изменения в дивидендах за период одного финансового года. Фактически отчет о чистой прибыли выражает следующее:

дивиденды за предшествующий период + прибыль (-убытки) за те­кущий период - дивиденды за текущий период

Отчет об изменениях в финансовом положении показывает влияние на баланс факторов, не нашедших отражение в отчете о доходах. Они могут заключаться в возврате полученных ранее ссуд, выдаче ссуд, вы­плате дивидендов и др.

В РФ в настоящее время основными видами отчетности предпри­ятий являются:

- баланс (форма № 1 бухгалтерской отчетности);

отчет о финансовых результатах (форма № 2 Приложения к балансу).

2-й ЭТАП. Сортировка и проверка документов

После сбора все документы, которые могут быть использованы в планировании, проверяют на правильность оформления, соответствие с другими документами, актуальность и значимость, после чего их ком­плектуют.

3-й ЭТАП. Обеспечение непрерывности поступаемой информации

Здесь особенно необходимы четкая проверка соответствия затрат месту и времени их возникновения, контроль за движением финансовых средств предприятия, анализ уровня сбыта и влияния на него целого ряда факторов (сезонности, форс-мажора и т.д.).

4-й ЭТАП. Формулирование целей

Только после оценки фактических показателей в динамике можно определить реальные цели предприятия. При этом важно сразу выделить конкретные показатели, наиболее полно отражающие цели, а именно, в течение какого времени они должны быть достигнуты, кем будут исполь­зоваться, какие при этом возникнут затраты, что даст предприятию дос­тижение этих целей.

5-й ЭТАП. Планирование

На последнем этапе производят соединение всех полученных ранее показателей в единую систему, осуществляют проверку взаимосоответст­вия поставленных задач и восполнение возникших пробелов.

Вопросы к разделу

1. Назовите виды экономического анализа. С какой целью прово­дится экономический анализ?

2. В чем состоит отличительная черта оперативного анализа?

3. Назовите методы исследования, используемые при экономиче­ском анализе.

4. Как Вы понимаете термин «контроллинг» предприятия?

5. Для чего проводится финансово-экономический анализ предпри­ятия?

6. Что такое коэффициентный анализ?

7. Как Вы понимаете ликвидность производства и коэффициент ли­квидности?

8. Что такое рентабельность производства? Назовите показатели рентабельности.

9. Как Вы понимаете платежеспособность предприятия?

10. Деловая активность предприятия. Охарактеризуйте это понятие.

11. В чем заключается анализ системы хозяйственно-финансового управления турфирмы.

12. Как Вы понимаете операционный учет деятельности туристско­го предприятия?

13. Для чего необходимо иметь четкую классификацию доходов и расходов предприятия?

14. Что такое система ценообразования в туристско-гостиничном бизнесе? Назовите методы ценообразования.

15. Как Вы понимаете точку безубыточности и запас финансовой прочности?

ГЛОССАРИЙ

Автократический стиль управления - стиль управления, при кото­ром в качестве средств воздействия используются потребности и интере­сы низшего уровня; внимание сконцентрировано на личности менеджера, в руках которого сосредоточены широкие полномочия при формальном отношении к человеку.

Административные методы управления = методы прямого воздей­ствия на управляемый объект и однозначного решения соответствующей хозяйственной ситуации, имеющие обязательную силу для исполнения.

Административный менеджмент - тип управления, при котором приоритет отдается организационно-административным средствам и ме­тодам управления.

Администрация - совокупность должностных лиц, наделенных пра­вами и обязанностями по руководству объектом управления в целях осу­ществления возложенных на них функций.

Анализ - способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Антикризисное управление - тип управления, при котором опреде­ленным образом поставлены предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка мер по предотвращению или снижению отрица­тельных последствий кризиса, а также использованию его отдельных факторов для последующего развития.

Аппарат управления - совокупность работников организации, вы­полняющих функции управления.

Бюджет времени - система показателей, характеризующих распре­деление затрат времени по видам его использования отдельным работни­ком или группой.

Вертикальное разделение труда - дифференциация трудовой дея­тельности при наличии нескольких уровней управления.

Взаимодействие работников - межличностные взаимоотношения, возникающие в сфере социально-трудовых отношений.

Виды эффективности: экономическая, социальная, народнохозяй­ственная, плановая, фактическая, нормативная, проектная и т.п.

Власть - право и возможность оказывать определяющее воздейст­вие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, насилия, права.

Влияние - действие или воздействие субъекта на объект управления.

Внешняя среда: 1) окружающий мир и место в нем организаций (предмета); 2) совокупность элементов, окружающих организацию и ока­зывающих на ее деятельность заметное влияние.

Внутренняя среда - строение организации: ее структура, характери­стики элементов и связей между ними.

Воздействие (прямое и косвенное) - сознательное влияние на чело­века или группу людей.

Групповое принятие решений - управленческое решение, принятое коллегией, т.е. официальной группой лиц, которые образуют админист­ративный, совещательный или распорядительный орган, предназначен­ный для совместного решения вопросов, относящихся к его компетенции, или коллективом организации, ее структурным подразделением.

Двухфакторная модель Герцберга ~ вариант содержательной кон­цепции мотивации, построенный на мотивирующих и гигиенических группах факторов.

Действие - реакция на проявление потребности, работа.

Делегирование полномочий - передача прав на принятие решений другому лицу или звену системы управления.

Деловое совещание - элемент управленческой деятельности, кото­рый обеспечивает поиск решения сложных проблем, получение необхо­димой информации и повышение компетентности.

Демократический стиль управления - стиль управления, основан­ный на человеческом факторе и децентрализации при минимальном ис­пользовании средств принуждения и максимальном использовании моти­вации.

Дерево целей — расположение целей в системе, когда цели более низкого ранга раскрывают цели более высокого ранга.

Деструктивный конфликт - конфликт, при котором разногласия приводят к негативным, часто «разрушительным действиям», перерас­тающим затем в клевету, склоку и т.п., что не способствует эффективно­сти работы коллектива.

Деятельность - способ существования человека, проявление его социальной активности, совокупность действий человека, ведущих к дос­тижению цели.

Диагностика - всесторонний анализ деятельности, который призван выявить и понять проблемы компании, слабые и сильные стороны, а так­же место предприятия на рынке и среди конкурентов, количественную и качественную оценку состояния компании как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению, включая организационную, производственную, финансовую и управленческую структуры во всех взаимосвязях.

Диверсификация - разностороннее развитие предприятия, организа­ции, бизнеса.

Диверсификация управления: 1) разностороннее развитие управле­ния и появление специфических форм последнего в соответствии с по­требностями социально-экономической системы и окружающей ее среды; 2) совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управле­ния, функций, а также возникновение различных типов построения и осуществления управления, включая совмещение их в общей системе управления.

Дивизиональная структура управления - организация управления, в соответствии с которой деление организации на элементы и блрки проис­ходит по видам товаров или услуг, группам получателей или географиче­ским регионам.

Динамизм - ход развития и изменения факторов внешней среды, влияющих на деятельность организации.

Дифференциация - разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени.

Документ - материальный носитель, содержащий зафиксированную информацию и имеющий в соответствии с действующим законодательст­вом правовое значение.

Документационное обеспечение процесса управления - документа­ция организации отражает всю полноту его деятельности, охватывая все основные функции и задачи ее функционирования и управления. Иссле­дования свидетельствуют, что в общем объеме документооборота около 45% составляют входящие документы, 35% - исходящие и около 20% -внутренние.

Должность - первичный элемент в организационной структуре управления, определяемый задачами, правами и обязанностями и обу­словленный формами разделения труда в системе управления.

Достоверность информации - информация, истина которой обос­нована каким-либо образом. В управлении недопустимо использование недостоверной и неточной информации. Если информация является не­достаточной и приблизительной, то возможно принятие решения с ката­строфическими последствиями. В то же время абсолютно достоверной и точной информации не существует, а приближающаяся к ней информа­ция быстро устаревает. Недостоверность информации обусловливается не только источниками ее получения, неправильной или неэффективной методикой обработки, но и целевыми установками преобразования, ин­терпретацией применения.

Достоинства матричной структуры управления - позволяют быст­ро реагировать и адаптироваться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде; ликвидировать промежуточные структурные звенья при оперативном управлении программами; усилить личную ответствен­ность руководителей; организовать четкое взаимодействие в системе управления и применять для этого только современные методы.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Затраты времени - количество времени, которое необходимо для выполнения тех или иных работ.

Звено - элемент системы, в качестве которого может выступать ор­ганизация, структурное подразделение или отдельный работник.

Звено управления - элемент системы, в качестве которого может вы­ступать организация, структурное подразделение или отдельный работник.

Звенья структуры управления организацией - элемент системы, в качестве которого может быть структурное подразделение или отдель­ный специалист.

Здравый смысл - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внут­реннего мира.

Иерархичность - характеристика системы, в которой все связи по­следовательно сходятся к одному звену - вершине системы.

Иерархия целей - декомпозиция системы целей в пространстве; по­следовательность уровней целей, вытекающая из дерева целей.

Изменение - перемена, видоизменение в социально-экономической системе. Наблюдается: 1) в темпах развития, структуре, механизме функ­ционирования и т.п.; 2) при переходе социально-экономической системы из одного качественного состояния в другое.

Индивидуальное решение - управленческое решение, принятое тем или иным должностным лицом. Качество и эффективность такого реше­ния во многом зависят от миропонимания лица, принимающего решение. Факторами, влияющими на миропонимание, являются: исходные предпо­сылки (предметные и ценностные); предположения относительно эле­ментов проблемы; познавательные стили; система познания.

Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятель­ностью организационных структур и их персоналом.

Инновационный потенциал - 1) совокупность ресурсов, опреде­ляющих появление новых продуктов и технологий и обеспечивающих развитие социально-экономической системы; 2) совокупность ресурсов, способных привести к созданию нового качества функционирования и развития социально-экономических систем, которые удовлетворяют бо­лее высокие общественные потребности.

Инновационный проект - вложение средств в экономику, которое обеспечивает смену поколений техники и технологий.

Интеграция - процесс объединения частей или элементов различ­ных систем в целое для выполнения общих задач.

Интеллектуальный потенциал - уровень образования и культуры, потенциал интеллектуальной динамики; способность к обучению, само­развитию; объем и структура фундаментальных знаний в профессиональ­ной области и осознание практического опыта.

Интерес - стремление к удовлетворению потребности, обусловлен­ное осознанием этой потребности и условий ее реализации.

Интуиция - специфическая способность, обусловленная природой творчества, а также момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения людей в процессе поиска решения задачи.

Информатика - научная дисциплина, изучающая структуру и об­щие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хра­нением, поиском, переработкой, преобразованием и использованием в различных сферах деятельности. Этим термином также обозначают ин­формационную технологию, т.е. совокупность процессов сбора, хране­ния, поиска, переработки данных для получения информации, преобразо­вания и использования ее.

Информационное обеспечение управления - основной предмет труда руководителей, менеджеров и специалистов, который содержит сведения о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.

Информация - совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функционирования.

Искусство менеджмента - высокая степень умения и мастерства рационального управления в условиях экономической неопределенности.

Использование времени - затраты времени на производство продук­ции, выполнение работ, оказание услуг.

Исследование - функция управления, характеризующая познава­тельную деятельность и процесс выработки новых знаний.

Кадровая политика - стратегия, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы в целях обеспечения миссии органи­зации.

Качества лидера - образование, культура, профессиональная ква­лификация, жизненный опыт, отношение к людям, жизненная позиция, самоорганизация и др.

Качества личности - комплекс характеристик, определяющих по­ведение индивида в соответствии со своими социально-психологически­ми особенностями.

Качество - норма или образец, с которым соизмеряется деятель­ность человека.

Качество персонала - обобщенная характеристика степени профес­сиональной подготовленности, общей культуры и социальной ответст­венности, которые обеспечивают эффективное выполнение задач и дос­тижение поставленных целей.

Качество управления - оценка процесса управления и управленче­ской деятельности, которая определяется степенью достижения цели.

Квалификация - степень профессиональной готовности к выполне­нию каких-либо видов деятельности.

Классификация - упорядоченное распределение элементов некото­рого множества по каким-либо существенным признакам и отнесение их к тому или иному классу, подклассу, группе.

Классификация видов контроля:

• по времени осуществления (предварительный, текущий, заклю­чительный);

• по степени охвата наблюдаемых объектов (общий, выборочный);

• по срокам (систематический, периодический, разовый);

• по форме осуществления (административный, финансовый, об­щественный и т.д.).

Классификация информации - упорядоченное распределение ин­формации по тем или иным признакам. Например, по содержанию ин­формации делят на экономическую, социальную, технико-технологиче­скую, правовую, политическую и т.п.

Классификация решений - упорядочное распределение решений по наиболее существенным признакам, применяемое для совершенствова­ния их разработки.

Классификация стилей управления - упорядоченное разнообразие одномерных и многомерных стилей управления. Выделяют: автократи­ческий стиль, который предпочтителен при управлении простыми видами деятельности, не требующими творчества; демократический стиль, ис­пользуемый для управления деятельностью, требующей творчества; под­разделяется на консультативный и партисипативный демократический стиль; либеральный стиль, сочетающий попустительский и бюрократиче­ский типы управления. К многомерным стилям управления относят: управленческую решетку Р. Блейка и Дж. Мутона, ситуационную модель Ф. Фидлера, теорию жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, модель принятия решения Врума - Йеттона.

Классификация целей - распределение целей социально-экономиче­ской системы в зависимости от избранных для этого признаков.

Клиент - постоянный покупатель или заказчик, лицо, пользующее­ся теми или иными услугами.

Количество информации - характеристика информации, поступаю­щей к субъекту в виде сообщений, снижающих неопределенность в от­ношении ожидаемых событий. В качестве единицы количества информа­ции используется двоичная единица измерения (от англ. Bit - бит, двоич­ный разряд).

Коммуникабельность - способность человека к общению, быстро, легко и непринужденно устанавливать контакт с другими людьми и удерживать их внимание. Это важное качество для каждого менеджера, работа которого постоянно связана с людьми. Проявляется оно в умении вызывать встречные стремления к общению, устранять возможные пси­хологические барьеры, располагать к себе людей.

Коммуникации - 1) процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств, которые определяют деятельное восприятие информации; 2) процесс обмена информацией в социально-экономической системе.

Коммуникационная сеть - средства и технологии передачи инфор­мации в социально-экономической системе.

Коммуникационная структура управления - организация связей и отношений между элементами и уровнями системы управления, обеспе­чивающая получение необходимой информации самым экономичным путем.

Компетентность - 1) обладание комплексом знаний, навыков и информации для решения какой-либо проблемы; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.

Конкурент - 1) физическое или юридическое лицо (группа лиц), име­ющее собственные специфические интересы в определенной сфере дея­тельности и осуществляющее деятельность в соответствии с этими инте­ресами; 2) физическое или юридическое лицо, соперничающее в какой-либо сфере деятельности в соответствии с имеющимися специфическими собственными интересами.

Конкуренция - борьба между производителями за потребителя своей продукции, работы, услуги.

Конструктивный конфликт - конфликт, при котором разногласия затрагивают принципиальные стороны и проблемы жизнедеятельности членов коллектива, разрешение которых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития.

Контроль - функция управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества, установление отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.

Конфликтная ситуация - ситуация скрытого или открытого проти­воборства двух или нескольких лиц, каждое из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы.

Концепция - система взглядов на те или иные явления.

Концепция управленческого решения - результат генерации вариан­тов действий для успешного достижения цели.

Корпоративное управление — тип управления, построенный на при­оритетных интересах акционеров, стратегии развития корпорации в це­лом и корпоративной культуре.

Корпорация - объединение или сообщество, созданное для реализа­ции специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.

Критерий - 1) признак, на основании которого производится оцен­ка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений; 2) при­знак, на основе которого производится оценка состояния, действия, явле­ния и т. п.

Либеральный стиль управления - стиль управления, предполагаю­щий использование попустительских и бюрократических методов в при­нятии управленческих решений.

Лидерство - способность индивида убеждать и вести за собой лю­дей с учетом их наклонностей и желаний.

Линейная структура управления - организация управления с пря­мым воздействием на производство и сосредоточением в одних руках всех функций руководства.

Линейно-функциональная структура управления - организация управления, при которой линейный руководитель принимает решения, опираясь на разработки функциональных служб и подразделений.

Линейный тип процесса управления - тип управления, при котором осуществление этапов происходит в строгой последовательности и име­ется достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуа­ции, проблемы и решения, уверенность в их осуществлении.

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в пред­метной деятельности и общении, характеризующее его как участника общественных отношений.

Матричная структура управления - организация управления, соче­тающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными.

Межличностные роли — деятельность менеджера, совмещающая функции руководства и лидерства. Менеджер формирует отношения внутри организации, представляет ее в сторонних организациях (внешняя среда), подбирает и обучает сотрудников, координирует и мотивирует их деятельность по достижению целей.

Менеджер - нанимаемый за плату руководитель или управляющий для организации конкретной деятельности подчиненных ему работников и одновременного выполнения определенных управленческих функций.

Менеджмент - экономическое управление, опирающееся на соци­ально-экономические интересы; научная концепция, одно из направлений науки.

Менталитет - образ мышления, господствующий в обществе.

Метод разработки управленческого решения - способ практическо­го и теоретического действия человека, направленный на достижение цели. Существуют разнообразные методы, в том числе: аналогии, инвер­сии, мозговой атаки, морфологического анализа, фантазии.

Метод управления - способ воздействия на человека и группу, ко­торый определяется выбором и использованием действующих рычагов и их ролью в деятельности человека.

Методология управления - 1) логическая схема действия, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей; умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, раскрывающие содержание проблем, подсказывающие пути их решения; 2) умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учи­тывать зависимости, которые раскрывают содержание проблем и подска­зывают пути их решения.

Методы управления конфликтами - на практике менеджеры при­меняют организационно-структурные, административные и межличност­ные методы. Организационно-структурные методы управления конфликтами связаны с проведением изменений в структуре организации; административные - предполагают активное вмешательство в процесс администрации или ее представителей; межличностные методы основа­ны на уклонении от конфликта, от противоборств, на компромиссе, при­способлении, сотрудничестве и ряде других способов.

Механизм антикризисного управления — совокупность средств и ме­тодов воздействия на деятельность людей, которые способствуют разви­тию инициативы, улучшению ориентации и оптимизму в критических ситуациях, интеграции по ценностям профессионализма, коллективизма.

Механизм управления - совокупность рычагов воздействия, позво­ляющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия вы­ступают качества человека, которые определяют возможность и эффек­тивность деятельности: интересы, мотивы, стимулы, ценности, установки и др.

Механизм управления инновациями - комплекс средств воздействия, позволяющих осуществить необходимые изменения и достичь постав­ленной цели развития.

Миссия организации - совокупность концептуальных положений, раскрывающих в обобщенной форме предназначение организации.

Модель мотивации - мысленный или описанный менеджером обра­зец процесса мотивирования деятельности человека. Поскольку деятель­ность является предметом мотивирования, важно уметь выделять те фак­торы, которые могут рассматриваться в данном случае как приоритетные.

Модель Портера-Лоулера - процессуальная концепция мотивации, которая включает элементы теорий ожиданий и справедливости, а также объясняет, что достигнутые результаты зависят от усилий и способностей работника, от осознания им своей роли.

Мониторинг кризисных ситуаций - процесс отслеживания вероят­ности и реальности наступления кризиса, своевременного обнаружения и распознавания его причин.

Морфологический анализ - экспертный метод изучения всех возмож­ных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъектов.

Мотивационный менеджмент - тип управления, при котором при­оритеты отданы мотивированию эффективной творческой созидательной и профессиональной деятельности человека.

Мотивация - побуждение человека или группы к активной и эффек­тивной деятельности, использование мотивов поведения в управлении деятельностью.

Мотивирование - функция управления, проявляющаяся в побужде­нии работника к трудовой деятельности.

Неформальный лидер - работник, авторитет и влияние которого в коллективе обусловлены отношением к нему его членов, а не положени­ем в структуре управления организацией.

Нововведение - процесс создания, распространения и использования новшества, удовлетворяющего те или иные общественные потребности.

Нормирование времени - процесс разработки нормативов и уста­новление норм времени. .

Обмен информацией - взаимная передача информации между субъ­ектами для уточнения и обогащения знаний с учетом их отношений, ус­тановок, целей, намерений.

Образование - формирование профессионала в категориях культуры.

Объект управления - 1) социально-экономическая система, функ­ционирование и развитие которой определяется процессами управления; 2) социально-экономическая система, воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Объем информации - величина, связанная с числом возможных ва­риантов выбора в системе. Если, допустим, имеется выборка при 8-ми возможных вариантах, то существующая неопределенность будет равна 3-м битам. После 4-х выборок неопределенность уменьшится до 2 бит. Две следующие выборки уменьшат неопределенность до 2-х возможных, вариантов, а неопределенность - до 1 бита. В последнем случае, когда существуют два допустимых варианта, проведение одной выборки ис­ключает и сводит энтропию к нулю.

Обязанности - совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения.

Оптимальное управление - выбор управляющих параметров, кото­рые обеспечивают наилучшее с точки зрения заданного критерия проте­кание процесса (поведение системы).

Организатор - руководитель, организующий работу коллектива, производства.

Организационная структура управления - упорядоченная совокуп­ность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функ­ционирование и развитие организации как единого целого.

Организационно-правовые документы - комплекс документов, ко­торые содержат правила, нормы и положения, устанавливающие стасус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и долж­ностной состав, функциональное содержание деятельности.

Организационные методы управления - приемы и способы воздей­ствия субъекта управления на объект управления посредством силы и

Наши рекомендации