Расчеты туров в зависимости от категории средств размещения и количества туристов

Зависимость размера прибыли от типа выбранного места проживания

НАДО СДЕЛАТЬ КСЕРОКОПИЮ

Вопросы к разделу

1. Назовите основные этапы разработки нового турпродукта.

2. Что служит основанием для принятия решения о формировании нового турпродукта?

3. Назовите составляющие конкурентоспособности.

4. Что входит в стоимость тура?

10. Стратегическое планирование в деятельности туристской фирмы

10.1. Особенности стратегического планирования в сфере туризма

В условиях формирования рыночных отношений большинство предприятий начало осознавать значение стратегического планирования и пытаться использовать его методы в своей деятельности. Тем не менее, достаточно полного применения, особенно на предприятиях сферы услуг, стратегическое планирование еще не нашло. Одна из причин этого со­стоит в том, что методы стратегического планирования, используемые в зарубежной практике, слабо адаптированы к отечественному рынку, и, как следствие, результаты их применения оказываются не всегда успеш­ными.

Другая причина неудач стратегического планирования - несогласо­ванность используемых методов и средств. Это, в свою очередь, объясня­ется недостаточно полным пониманием взаимосвязей средств и методов стратегического планирования. В то же время, сосредоточив внимание на отдельных популярных методах и средствах, многие практики упускают из виду стратегическое планирование как единое целое.

Основная цель стратегического планирования заключается в моде­лировании будущей успешной деятельности туристского предприятия. Определяют основные направления развития предприятия, стратегиче­ские планы оставляют определенные «ниши» для хозяйственной дея­тельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами опе­ративного планирования.

В работах по проблемам управления стратегическое планирование рассматривается как процесс определения целей организации и их изме­нений, в том числе это касается необходимых ресурсов и политики, на­правленной на приобретение и использование этих ресурсов. Примени­тельно к туристской деятельности стратегическое планирование предпо­лагает установление целей и увязку этих целей с природными, культурно-историческими и другими ресурсами.

Различное, хотя и похожее, толкование стратегического планирова­ния затрудняет его практическое использование. По-видимому, следует, прежде всего, исходить из содержательной стороны самого словосочета­ния «стратегическое планирование», в котором базовым словом является планирование, то есть процесс или совокупность действий предприятия по установлению целей, задач и путей его функционирования. Слово «стратегическое» в данном словосочетании определяет временную на­правленность процесса планирования.

Стратегическое планирование является порождением рыночной сис­темы хозяйствования и тесно связано с ней:

1) неопределенность и подвижность рыночной системы хозяйство­вания обусловливает необходимость выработки соответствующей направ­ленности в развитии предприятия; именно стратегическое планирование позволяет предприятию попытаться избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, а также обеспечить дальней­ший рост производства; таким образом, стратегическое планирование является инструментом преодоления неопределенности и способом про­яснения внутренних и внешних условий деятельности предприятия;

2) научно-технический прогресс, приводящий к коренным качест­венным преобразованиям производства и усилению его влияния на кон­курентоспособность предприятия, требует предвидения возможных ре­зультатов научно-технического прогресса и заблаговременно проводить мероприятия по его использованию или по переориентированию дея­тельности предприятия.

Применение стратегического планирования дает предприятию сле­дующие преимущества:

• подготавливает к изменениям во внешней среде;

• увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;

• проясняет возникающие проблемы;

• координирует работу его структурных подразделений;

• улучшает контроль.

Стратегическое планирование следует определять и как способ реа­лизации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.

Если стратегия туристского предприятия представляет собой некое видение хозяйствующим субъектом своего места и роли на рынке туристских товаров и услуг, то стратегическое планирование - это конкретное указание на способ достижения этого видения. Помогают этому четко сформулированные цели и задачи, поставленные в ходе разработки стратегии, а с другой - прогнозы по различным областям общественного раз- вития - экономики, науки, техники и технологии, демографии, экологии и т.п.

Таким образом, можно заключить, что стратегическое планирова­ние - это процесс моделирования эффективной деятельности туристского j предприятия на определенный период его функционирования, с установлением целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также выбор способа реализации целей и задач в соответствии с имеющимися возможностями.

10.2. Виды стратегического планирования

Подчеркивая значимость стратегического планирования, можно от­метить, что стратегическому планированию присущи:

- степень неопределенности;

- временная ориентация процесса планирования;

- определенный горизонт планирования.

Степень неопределенности стратегического планирования на оте­чественных предприятиях обусловлена как рыночными условиями, так и настоящим историческим моментом, для которого характерны нестабиль­ность политики и экономики, несовершенство инфраструктуры рынка и недоработка законодательных актрв, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятий.

Степень неопределенности стратегического планирования может быть высокой, средней и низкой, что обусловливает уровень производст­венных, предпринимательских, коммерческих, финансовых и других рисков. В зависимости от уровня неопределенности необходимо преду­смотреть соответствующие меры по снижению рисков.

Временная ориентация стратегического планирования учитывает его отношение к прошлому, настоящему и будущему

Многие экономисты, как зарубежные, так и отечественные, прово­дят грань между долгосрочным и стратегическим планированием. Это правильно, так как стратегическое планирование имеет целью выработку направлений движения (стратегий) предприятия, а понятие «долгосрочное» указывает лишь на горизонт (временной промежуток) планирования.

У. Кинг и Д. Клиланд справедливо утверждали, что в настоящее время термину «долгосрочное планирование» мы предпочли «стратеги­ческое планирование», так как последний термин, не вводя в заблужде­ние относительно горизонта планирования, подчеркивает важность этой работы.

С точки зрения горизонта планирования или периода времени, стра­тегическое планирование может быть: краткосрочным;

- среднесрочным;

- долгосрочным.

Перечисленные виды планирования применяются на практике и по своей сути могут быть стратегическими независимо от горизонта плани­рования.

Долгосрочное планирование охватывает период 10- 15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период происходят, как правило, кардинальные изменения в науке и технике, смена основных фондов, изменения вкусов и предпоч­тений потребителей в сторону новых видов продуктов и услуг и т.п.

Среднесрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в долгосрочном стратегическом плани­ровании, как бы получаю! свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации.

Результатами среднесрочного планирования могут быть 3-х и 5-лет­ние планы развития предприятия в целом, а также планы по различным направлениям деятельности организации: сбыту, производству, затратам, финансам и др.

Краткосрочное планирование может производиться на основе стра­тегических среднесрочных планов. Его конкретным выражением могут быть планы развития предприятия с периодом от 1-го до 3-х лет.

Особенность краткосрочных планов состоит в том, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго и третьего - каждые полгода или ежегодно.

Вместе с тем следует обратить внимание, что последовательность и преемственность разработки долго-, средне- и краткосрочных стратегических планов не являются обязательными.

Горизонт стратегического планирования может определяться длительностью производственного цикла и жизненным циклом продукции того или иного предприятия. То, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого, и временной аспект, приемлемый для одной сферы деятельности, может оказаться непригодным для другой.

Более того, стратегическое планирование должно быть пронизано предпринимательством и, как подчеркивал Кантильон, должно быть функцией особого рода с элементами риска, присущей ему.

Таким образом, под стратегическим планированием деятельности предприятия следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия.

Наши рекомендации