Расчет экономической эффективности предлагаемого проекта
Прибыль фирмы является экономической категорией, выражающей конечные результаты хозяйственной деятельности в виде дохода. Прибыль представляет собой разницу между валовыми доходами и валовами затратами.
Как экономическая категория прибыль отражает доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производственной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные услуги).
Прибыль имеет количественное и качественное выражение. В первом случае (с точки зрения количества) прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства. Во втором (с точки зрения качества) - характеризует эффективность(Эффективность деятельности туристского предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность отражает уровень развития предприятия и степень использования издержек производства и характеризуется успехами в достижении прибыли -конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности)хозяйственной деятельности предприятия.
Источники образования прибыли на туристском предприятии
В сфере туризма основой предпринимательской инициативы является создание валового турпродукта.
Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, получение прибыли, в том числе и в туризме, основано на привлечении разных факторов производства, и прежде всего труда и капитала.
Известный американский ученый-экономист П. Самуэльсон определял прибыль как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как экономическую категорию.
Все многообразие источников образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать по определенным признакам.
Главный источник прибыли - основная производственно-хозяйственная деятельность.
Здесь величина прибыли зависит:
• от специфики и особенностей туристских продуктов и услуг, а также их жизненного цикла;
• объема продаж;
• конъюнктуры рынка и конкурентных условий продажи товаров и услуг;
• структуры снижения издержек производства.
Если источник прибыли - уникальность туристского продукта или монопольное положение туристского предприятия по выпуску того или иного продукта (услуги), то поддержание этого источника на относительно высоком уровне возможно за счет постоянного обновления туристского продукта.
Если источник прибыли - инновационная деятельность туристского предприятия, то здесь особенно важны компьютерные информационные технологии, создание глобальной информационной сети Интернет.
Показатель рентабельности
Рентабельность (от нем. Rentable - доходный) - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Она характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии в процессе производства и реализации продукции.
Рассмотрим показатель рентабельности реализации (Рр):
Рр = (ЧП : С) х 100%,
где:
ЧП - чистая прибыль;
С - себестоимость.
Коэффициент рентабельности (Рр) реализованной продукции показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесет каждая единица реализованного туристского продукта.
Эффективность работы турфирмы оценивают с помощью:
• показателя прибыли;
• показателя рентабельности;
• данных по анализу удовлетворения потребителей данным туристским продуктом.
Степень удовлетворения потребителя турпродуктом можно определить с помощью:
• проведения опроса туристов после совершения ими поездки (телефонные звонки);
• проведения форума на сайте туристской компании «Спорт Трэ-вел», где каждый может оставить свое мнение о совершенной поездке или задать вопросы;
• многократного пользования услугами туристской фирмы после совершения поездки; <
• советов друзей, родственников, коллег, рекомендующих воспользоваться услугами турфирмы.
Рассмотрим определение эффективности проекта с помощью показателей рентабельности и прибыли.
Пример