Процесс формирования турпродукта
Формирование любого туристского продукта проходит определенные этапы. Для успеха дела необходимо проводить на каждом этапе анализ нового туристского продукта, а также возможностей фирмы в его освоении и продвижении.
В ходе работы туристские фирмы проводят маркетинговые исследования, изучают возможные способы рекламы, принимают участие в специализированных выставках и семинарах, налаживают отношения с партнерами и т.п.
Формирование нового турпродукта необходимо предоставить высококвалифицированному специалисту фирмы, который имеет опыт продаж туров по данному направлению, имеет необходимый запас знаний по конкретной стране, а также желание и энтузиазм сформировать новый продукт, предложить его на рынке и оценить интерес покупателя к нему.
Анализируя рыночные предложения, специалисты фирмы могут оценить обстановку на рынке и спрогнозировать те ситуации, которые могут произойти с новым турпродуктом.
В формировании нового турпродукта мы выделим следующие шаги:
1) анализ и оценка потребностей рынка
(этот этап является одним из основных, так как именно на нем оценивают потребность рынка, главный побудительный импульс в разработке нового турпродукта; большой ошибкой является игнорирование и недооценка данного этапа, так как именно по этой причине появляются туры, не пользующиеся спросом среди потенциальных покупателей; в результате - потерянное рабочее время, усилия менеджеров фирмы, потраченные впустую, а также убытки, связанные с вложением денежных средств на рекламу и продвижение нового продукта, не окупаемые спросом);
2) оценка возможностей и угроз фирмы, сильных и слабых сторон при формировании нового турпродукта;
3) разработка программы тура
(для успешной реализации тура необходимо предложить интересную программу потенциальным покупателям; в ней подробно расписывается каждый день пребывания в туре; в программу тура должны быть включены различные виды деятельности, характерные для данного региона и интересные для участников тура; цели программы тура:
- заинтересовать потенциального покупателя в приобретении тура,
- информировать о продолжительности тура, информировать о стоимости тура,
- информировать о стоимости дополнительных услуг, не входящих в стоимость тура,
информировать о возможности посетить исторические места, памятники культурного наследия, музеи и другие достопримечательности);
4) реализация и анализ продаж тура на рынке
(увеличению продаж туров способствует расширение агентской сети фирмы; для этой цели фирма может создать электронные рассылки, которые получают все туристские фирмы города, имеющие выход в Интернет).
Пример
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТУРА «РЫБАЛКА В НОРВЕГИИ»
Анализ и оценка потребностей рынка
Организация турфирмы «Спорт Трэвел» в феврале-марте 2006 года провела специальное анкетирование с целью выявить основные потребности потенциальных покупателей при формировании новых предложений по сегменту Норвегия. Посетителям фирмы предлагалась анкета «Путешествие в Норвегию», состоящая из 10-ти вопросов. На каждый вопрос предлагалось несколько вариантов ответов, а на вопросы № 3, 6, 7, 9 можно было выбрать несколько вариантов ответов. Всего в результате анкетирования было опрошено 30 человек.
По проведенному анкетированию было выявлено:
• большинство потенциальных покупателей, выбирая тур в Норвегию, предпочтет такой вид отдыха, как -
- горнолыжные курорты;
- рыбалка;
• основной способ доставки -
- собственный автомобиль;
• большинство потенциальных покупателей готово потратить на 7-дневный тур в среднем от 400 до 500 евро на человека;
• для большинства покупателей основным источником получения информации о туре является.Интернет и рекомендации друзей, знакомых, родственников.
На основании анализа результатов анкетирования было принято решение о создании нового туристского продукта - тур «Рыбалка в Норвегии на Лофотен-ских островах». Новый туристский продукт предназначен для потребителей, желающих путешествовать на собственном автомобиле.
Принятию решения о создании тура «Рыбалка в Норвегии на Лофотенских островах» способствовало большое количество звонков от потенциальных клиентов, желающих купить данный тур. В настоящее время в средствах массовой информации и в Интернете есть большое количество информации о Норвегии, в том числе о возможности рыбалки. В последнее время интерес к Норвегии как к «рыболовному» региону увеличивается. Проанализировав все данные, было принято решение о формировании тура «Рыбалка в Норвегии на Лофотеиских островах».
Оценка возможностей и угроз фирмы, сильных и слабых сторон при формировании нового турпродукта
На этом этапе был проведен SWOT-анализ деятельности туристской фирмы «Спорт Трэвел». Данный анализ позволяет структурировать сильные и слабые стороны, а также оценить потенциальные угрозы и возможности. Он также дает возможность проанализировать внутреннюю и внешнюю среду турфирмы «Спорт Трэвел» и, как следствие, принять решение о способности или неспособности фирмы предложить новый продукт на рынок туризма. Данные для анализа внутренней (табл. 38) и внешней среды (табл. 39) турфирмы «Спорт Трэвел» представлены в табличной форме.
Таблица 38