Анализ конкурентоспособности товара

Главным элементом конкуренции на рынке выступает товар или ус­луга, отвечающие требованиям данного рынка. С помощью нового товара (услуги) потребитель сможет удовлетворить имеющиеся у него потреб­ности, а производитель получит необходимую прибыль.

Проведем анализ конкурентоспособности туристского продукта -тур «Рыбалка на Лофотенских островах» на рынке Санкт-Петербурга.

В теории маркетинга выделяют некоторые составляющие конкуренто­способности, которые определяют привлекательность отрасли (продукта):

1) появление новых конкурентов;

2) угроза замены данного продукта новым продуктом;

3) сила позиции поставщиков;

4) сила позиции потребителей;

5) конкуренция среди производителей самой отрасли.

Рассмотрим их подробнее.

1. Появление новых конкурентов

Разработка и развитие нового тура «Рыбалка на Лофотенских остро­вах» на рынке туристских услуг создаст туристской фирме «Спорт Трэ-вел» определенные трудности в освоения нового направления, которые заключаются в следующем:

- туристские операторы города, занимающиеся реализацией туров по рыбалке на Лофотенах, делят между собой сегменты рынка; турфирме «Спорт Трэвел» будет сложно захватить части данного сегмента потому, что тур находится на стадии внедрения и не хватает опыта продажи таких туров; кроме того, турфирма «Спорт Трэвел» еще не зарекомендовала себя как оператор, широко реализующий тур «Рыбалка на Лофотенах»;

- со стороны потенциальных клиентов возможна приверженность к услугам другой фирмы, реализующей данный тур;

- в турфирме «Спорт Трэвел» установлены фиксированные затраты на рекламную кампанию, поэтому основным источником получения ин­формации о туре для потенциальных клиентов первое время будет Ин­тернет-сайт организации;

- необходимость установления партнерских отношений с поставщи­ками услуг в Норвегии; благодаря развитию Интернет-технологий, визи­тов норвежских операторов в Санкт-Петербург, выпуску специальных брошюр для российских туроператоров возможно налаживание партнерских отношений для разработки и внедрения данного тура; следует отме­рь готовность и стремление норвежских туроператоров к установлению контактов с российскими туристскими фирмами; это объясняется увели­чением в последнее время туристских потоков из России в Норвегию.

2. Угроза замены данного продукта новым продуктом В настоящее время конкурентами тура «Рыбалка на Лофотенах» яв­ляются туры (табл. 36):

• «Рыбалка в Финляндии»;

• «Рыбалка по России» (например, Ладожское озеро, Байкал и т.д.).

Таблица 36

Преимущества и недостатки туров

Тур   Преимущество тура   Недостатки туров  
     
1. Рыбалка   Одна из самых лучших рыбалок в   Отдаленное местораспо-  
в Норвегии   мире;   ложение;  
    - гарантированный улов;   - высокая стоимость авиа-  
    - высокий сервис;   перелета;  
    - комфортабельное размещение   - высокая стоимость тура;  
    (гостиница, рюрбю, коттедж);   - при ловле в реках и озе-  
    - совмещение с экскурсионной   рах необходимо наличие  
    программой;   специального разрешения  
    - северное сияние;      
    - совмещение с другими услугами      
    (сафари, ловля крабов, круизы      
    и т.д.);      
    - аренда рыболовного снаряжения      
    и лодок входит в стоимость прожи-      
    вания      
2. Рыбалка   Близкое месторасположение   Самое популярное место  
в Финлян-   - разнообразные и недорогие спо-   рыбалки - Аландские  
дии   собы доставки туристов (самолет,   острова, имеющие строго  
    поезд, паром, машина);   ограниченное количество  
    - невысокая стоимость тура;   проживания;  
    - комфортабельное размещение;   - необходимость подстра-  
    - высокий сервис;   иваться под расписание  
    - аренда рыболовного снаряжения   паромов;  
    и лодок входит в стоимость прожи-   - многие туристы само-  
    вания   стоятельно организуют  
^___       свой отдых в Финляндии  

286 С.А. Быстрое, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика



    3 ^]  
3. Рыбалка в России   Низкая стоимость тура; - не ичжно оформлять визу; - нет необходимости в знании ино-   Низкий сервис; ^~~ - некомфортабельное раз­мещение;  
    странного языка   - низкое качество прокат­ного оборудования;  
        - негарантированный улов;  
        - не совмещается с экс-  
        курсионной программой  

3. Сила позиции поставщиков

На основании официальных данных Комитета по туризму в Нор вегии существует большое количество meet-компаний, занимающихся разработкой и реализацией туров «Рыбалка на Лофотенских островах». В 2006 году Комитет по туризму выпустил специальную брошюру по регионам Норвегии для туроператоров России. В данной брошюре пред­ставлены данные meet-компаний Норвегии.

На основании имеющихся данных было принято решение о налажи­вании партнерских отношений с несколькими meet-компаниями Норве­гии для получения информации о ценах, дополнительных услугах, ко­миссии фирмы, информации о размещении и других данных на период 2006/2007 годов.

Отметим, что сила позиции поставщиков определяется, прежде все­го, разнообразием и высоким качеством предоставляемых услуг, стоимо­стью данных услуг, следованию договоренностям между сторонами, ве­личиной объема продукции, закупаемой у поставщика, а также возмож­ностью смены поставщика.

В результате анализа предложений туроператоров Норвегии по раз­работке тура «Рыбалка на Лофотенских островах» было выделено не­сколько принимающих компаний, с которыми туристская фирма «Спорт Трэвел» планирует развитие партнерских отношений на сезон 2006/2007 года (табл. 37).

В феврале 2006 года туристская фирма «Спорт Трэвел» принимала у себя представителя компании «Дестинэйшен Тромсо» («Destinasjon Tromso»). В результате переговоров было принято решение о развитии партнерских отношений между компаниями с целью увеличения турист­ских потоков в Норвегию.

Туристскую компанию «Спорт Трэвел» привлекли возможности партнера по организации программ на Лофотенских островах. Было при­нято решение о поддержании с ним отношений, обмене информации о разработанных программах, входящих услугах, типах проживания, стои-М0сти программ, комиссии турфирмы и т.д.

Таблица 37 Партнерские отношения

Туроператор Норвегии   Регион   Электронный адрес '  
1 . Destination Lofoten AS   Весь Лофотен   www.lofoten.intb  
2. Destination Tromso   Весь Лофотен   www.destinasjontromso.no  
3. Dm Tur   Весь Лофотен   www.dintur.no  
4. Lofoten Rorbusuiter   Кабельваг   www.lofotodden.com  
5. Hennigsvar Bryggehotell   Хенингсвар   www.henningsvaer.no  
6. Norlandia Royal Hotell/Lofo-ten Spa   Свольвер   www.norlandia.no/royal  
7. Orsvagvar   Кабельваг   www.orsvag.no  
8. Nyvagar Rorbuhotell   Кабельваг   www.nyvaagar.no  
9. Ballstad Rorbuer   Бальстад   www.lofoten.tv -  
10. Svinoya Rorbuer   Свольвер   www.svinoya.no  
11. Lofoten Rorbuferie   Кабельваг   www.lofoten-rorbuferie.no  
12. Gamble Lofotferga   Кабельваг   www.lofotferga.no  

4. Сила позиции потребителей

Потребитель своим выбором поддерживает более интересные и де­шевые для себя туры.

5. Конкуренция среди производителей самой отрасли Согласно официальным данным комитета по туризму Норвегии в Санкт-Петербурге насчитывается около 50 туристских операторов, пред­лагающих туры «Рыбалка на Лофотенских островах». Ниже приведены конкуренты турфирмы «Спорт Трэвел», реализующие туры на Лофотен-ские острова в Санкт-Петербурге:

- «Нева»;

- «Скандика»;

- «Эдельвейс»;

- «Вест-Тревел»;

- «Компас».

На основании проведенного маркетингового исследования турист­ского рынка делаем выводы о том, что область Лофотенских островов является привлекательной туристской зоной отдыха, так как:

288 С.А. Быстрое, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономики

- область Лофотенских островов в Норвегии является развитым ту. ристским регионом, имеет хорошо развитую инфраструктуру, необходи­мую для привлечения туристов и их комфортабельного пребывания;

- по направлению Скандинавия туристская фирма «Спорт Трэвел» в основном предлагает туры на собственных автомобилях, так как геогра­фическое положение Лофотенских островов позволяет добраться туда на своем автомобиле; такое путешествие будет не только экономичным, но и более увлекательным; туристы смогут насладиться не только хорошими дорогами Северной Европы, но и увидеть новые города, нетронутую природу, северные ландшафты;

- низкая конкуренция в Санкт-Петербурге по данному направлению дает возможность туристской фирме «Спорт Трэвел» занять лидирующее положение на туристском рынке по предложению рыболовных туров на Лофотены; основными конкурентами по предложению туров на Лофоте-ны являются московские туроператоры (например, Jazz-тур);

- с каждым годом интерес к Норвегии со стороны российских тури­стов увеличивается, поэтому имеет смысл разрабатывать и предлагать потребителю туры по этому направлению;

- большое количество норвежских туроператоров, работающих по направлению - рыбалка на Лофотенах, дает возможность турфиме «Спорт Трэвел» предложить этот тур на рынке.

- норвежские туроператоры проводят специальные инфо-туры для сотрудников российских туристских фирм, что значительно повышает знания и опыт сотрудников, помогая при работе с потенциальными поку­пателями; такой шаг со стороны Норвегии говорит о желании развивать регион Лофотенских островов, привлекая к работе новых партнеров.

Наши рекомендации