Договор с клиентом на приобретение тура

Договор с клиентом на приобретение тура составляется согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (гл. IV, ст. 10) и на базе типового договора о купле-продаже.

К существенным условиям договора с клиентом на приобретение тура относятся:

• информация о туроператоре (продавце) с указанием данных о ли­цензии на право осуществления туристской деятельности, юри­дического адреса предприятия и банковских реквизитов;

• сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реа­лизации туристского продукта;

• информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;

• информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;

• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжи­тельность;

• порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

• права, обязанности и ответственность сторон;

• розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

• минимальное количество туристов в группе;

• срок информирования туриста о том, что путешествие не состо­ится по причине недобора группы;

• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулиро­вания возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

• порядок и сроки предъявления претензий туристом (претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туропе-ратору или турагенту в письменной форме в течение 20-ти дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворе­нию в течение 10-ти дней после получения претензии). Иные условия договора определяются по соглашению сторон. В настоящее время в Российской Федерации между туристом и ту­ристской фирмой заключается так называемый договор об оказании услуг (договор на туристское обслуживание), который оформляется в соответ­ствии со статьей 6 Федерального закона «Об основах туристской дея­тельности в Российской Федерации». По своему типу он относится к ка­тегории публичных договоров и включает следующие разделы:

• наименование сторон;

• предмет договора;

• права и обязанности сторон;

• цену (стоимость) тура и порядок взаиморасчетов;

• ответственность сторон;

• особые условия; ,

• юридические адреса и реквизиты сторон.

Один экземпляр договора на туристское обслуживание, заверенный подписями обеих сторон и печатью турфирмы, остается у нее, другой выдается на руки туристу.

Таким образом, при оказании услуг обязательно исполнение поло­жений Закона РФ «О защите прав потребителей», нормы которого долж­ны быть отражены в условиях договора. В договоре также должны быть Указаны международные требования по организации туристской деятель­ности.

Кроме того, должны быть учтены требования действующих стан­дартов России, в частности ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», ГОСТ Р 50681-94 ^Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Тре­бования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов (Сенин B.C. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финан­сы и статистика, 1999. - С. 118.).

Все вышесказанное свидетельствует о том, что составить рациональ­ную систему договорных отношений, содержащую все приведенные ус­ловия, не просто. Необходимо помнить, что согласно пункту 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора являются недействительными, если они ущемляют права потребителя по сравне­нию с правилами, установленными законами или иными правовыми ак­тами РФ.

Формальности

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и выезда.

Одним из направлений деятельности ЮНВТО является упрощение порядка туристского обмена и формальностей; определение и согласова­ние законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихийное бед­ствие и прочее): помощь в разработке государственной политики в об­ласти установления рационального взаимодействия между всеми сторо­нами, участвующими в туризме.

ЮНВТО постоянно анализирует опыт государственного регулиро­вания в туризме, в том числе изучает конкретную роль государства по упрощению туристских формальностей.

К туристским формальностям относятся: заграничные паспорта, ви­зы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

Следует отметить, что в целом туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешест­вия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

В международном туризме различают полицейские и санитарные формальности.

Под полицейскими формальностями понимаются процедуры, свя­занные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Данный вид контроля осуществляется соответствующими службами в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах.

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленных требований о вакцинации. Контроль соблюдения данных формальностей возлагается на специаль­ные санитарные службы в пограничных пунктах, используемых для вы­езда и въезда из страны, и обычно состоит в проверке у туристов между­народного сертификата о вакцинации.

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную грани­цу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществляются они таможенной службой в пограничных пунктах для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и реч­ные вокзалы, пункты пересечения границ на автодорогах).

Таможенные формальности для туристов обычно состоят из пись­менного или устного декларирования перечня и количества перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке, связанных с выполнением установленных государством таможенных правил и упла­той туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений.

Наличная валюта и российские рубли указываются туристом в та­моженной декларации. В каждой стране устанавливается определенная сумма валюты на одно физическое лицо.

Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы обязаны информировать о действующих правилах туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.

Паспортные формальности

Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в России.

Помимо проверки паспорта на границе при выезде во многие страны в целях сбора туристской статистики при прохождении паспортного кон­троля требуется заполнить клером (латинскими буквами) соответствую­щий бланк-карточку прибытия. Такой бланк обычно выдают на борту самолета, в поезде или непосредственно на пункте пропуска через границу.

В карточку прибытия вписывают фамилию и имя латинскими буквами (как указано в заграничном паспорте), место рождения (указы­вают страну, адрес постоянного места жительства, населенный пункт или страну).

Визовые формальности

Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы.

Виза - специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию.

Виза может представлять собой как отметку в паспорте, так и от­дельный документ, выдаваемый въезжающему в страну иностранцу. Рос­сийская виза состоит из трех частей - въездная часть .с фото владельца, средняя часть и выездная часть с фото владельца.

Для получения визы, как правило, заполняют визовые анкеты (с фо­тографией) и платят консульские сборы.

Визы бывают:

одноразовые и многоразовые;

- индивидуальные и групповые;

- студенческие;

- въездные;

- транзитные;

- выездные;

- шенгенские и др.

Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударст­венных соглашений, вида паспорта, целей и продолжительности поездки.

Ряд туристских фирм имеет разрешение (референс) на консульское обслуживание туристов.

С 26 марта 1995 года в семи Европейских странах вступило в дейст­вие Шенгенское соглашение, по которому введены два типа виз:

• единая шенгенская виза (выдается на срок до 3-х месяцев и дает право беспрепятственно пе­редвигаться по территории стран, заключивших Шенгенское соглашение);

• национальная въездная виза (выдается на срок выше 3-х месяцев; ее выдача - прерогатива госу­дарства, входящего в Шенгенское соглашение; групповых шенгенских виз не существует; для туристов из стран, не входящих в Европейский Союз, в том числе и России, сохранен визовой порядок въезда; льготный порядок въезда имеют граждане Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии).

Прямое отношение к туризму имеют вопросы перемещения через границу различного рода ценных вещей, в том числе культурных и исто­рических ценностей. Дело в том, что туристы в процессе поездки доста­точно часто приобретают те или иные ценные предметы, включая карти­ны, рисунки, исполненные от руки портреты, гравюры, акварели, скульптуры, иконы, предметы церковного и домашнего обихода, оружие, ме­бель, ткани и украшения, одежду, рукописи и книги, музыкальные инст­рументы и различного рода иные предметы, имеющие культурное или историческое значение. Не всегда такие покупки совершаются в магази­нах, где к чеку прикладывается соответствующее разрешение на вывоз покупки за границу, да и ценность произведения искусства - достаточно субъективное понятие. Поэтому в любой стране существуют соответст­вующие службы по государственному регулированию ввоза и вывоза культурных ценностей. Так, например, в России ввоз и вывоз культурных ценностей определены Законом РФ от 15.04.1993 № 4806-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Медицинские формальности имеют профилактический, санитарный характер, так как соблюдение установленных медицинских правил в ту­ристских поездках напрямую связано с безопасностью и здоровьем туриста.

Международные медико-санитарные правила Всемирной организа­ции здравоохранения действуют с 1951 года.

Наши рекомендации