Кафедра товароведения продовольственных товаров

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ Г.П. Капица

«___» ___________________2004г.

ПРОГРАММА

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Для специальности 351100 «Товароведение

И экспертиза товаров (по областям применения)»

Москва 2004

Хлебников В.И., Волкова Л.Д., Жебелева И.А. Программа преддипломной практики. – М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. –20 с.

Программа преддипломной практики для специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 14.03.2000 г., и учебным планом от 24.03.2000г. и предназначена для студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу по товароведению и экспертизе продовольственных товаров.

Рецензент: д.т.н., проф. Криштафович В.И.

Программа обсуждена и рекомендована к изданию решением кафедры товароведения продовольственных товаров от 14 октября 2004г., протокол № 3

Зав. кафедрой проф. В.И.Хлебников

одобрена Ученым советом Института товароведения и торговли

«___»_____________2004г., протокол № ___

Председатель проф. И.А. Жебелева

© Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский университет потребительской

кооперации», 2004

© Хлебников В.И., Волкова Л.Д.

Жебелева И.А., 2004

Цель и задачи преддипломной практики

Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель данной практики – помочь студенту в сборе необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста.

Основные задачи практики:

· ознакомиться с организационной структурой предприятия, провести анализ динамики товарооборота и других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· ознакомиться с организацией торгового процесса в розничном или оптовом торговом предприятии, с организацией коммерческой работы по реализации готовой продукции на пищевых перерабатывающих предприятиях;

· изучить потребительский спрос на товары, реализуемые (вырабатываемые) данным предприятием, оценить уровень конкурентоспособности этих товаров;

· изучит эффективность рекламной деятельности в торговых предприятиях или в пищевых перерабатывающих предприятиях;

· научиться составлять договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров, осуществлять приемку товаров по количеству и качеству;

· научиться составлять претензии на некачественные товары и ответы на претензии;

· изучить и дать анализ ассортимента предприятия, приобрести навыки в формировании ассортимента товаров и управлении ассортиментом;

· изучить нормативные документы, определяющие качество, маркировку, упаковку, организацию транспортирования и хранения товаров определенной группы;

· освоить методы и правила отбора средней пробы, методы оценки качества продовольственных товаров (определенной группы) и проведения экспертизы;

· изучить влияние качества сырья и процессов производства на качество готовой продукции (на предприятиях по производству продовольственных товаров);

· изучить влияние упаковки и условий хранения товаров на предприятии на их качество.

2. Организация практики. Обязанности и права студента

И руководителей практики

В соответствии с учебным планом студенты специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» проходят преддипломную практику в десятом семестре в течение 8 недель.

Объектами преддипломной практики студентов являются:

· в системе потребительской кооперации – облпотребсоюзы, райпотребсоюзы или райпо, оптовые базы (склады), оптово-розничные предприятия, крупные магазины по торговле продовольственными товарами;

· торговые коммерческие предприятия (фирмы), торговые дома;

· заготовительные и производственно-заготовительные организации;

· испытательные лаборатории, инспекции по качеству;

· таможенные органы Российской Федерации, экспертные организации в системе ГТК России;

· пищевые предприятия с передовой технологией, вырабатывающие широкий ассортимент продукции.

Студенты допускаются к преддипломной практике только после сдачи всех зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.

Распределение студентов на преддипломную практику осуществляется по закрепленным базам практики, месту будущей работы или месту жительства с учетом темы дипломной работы студента.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры товароведения продовольственных товаров в соответствии с приказом по МУПК.

Руководители практики от кафедры товароведения продовольственных товаров:

· обеспечивают студентов программой практики;

· согласовывают программу практики с руководителем от предприятия;

· способствуют созданию студентам необходимых условий для выполнения программы практики;

· оказывают консультативную и другую помощь студенту в составлении индивидуального графика прохождения практики;

· осуществляют контроль за выполнением студентами программы практики и утвержденного календарного графика ее прохождения, соблюдением студентами производственной дисциплины;

· дают каждому студенту индивидуальное задание по выполнению дипломной работы;

· проверяют отчеты и проводят защиту отчетов.

Руководители практики от предприятия из числа специалистов, назначенные распоряжением (приказом) по предприятию:

· оказывают консультативную и другую помощь студенту по вопросам выполнения программы практики;

· оказывают помощь в получении информации и материалов, необходимых для выполнения программы практики и для выполнения выпускной квалификационной работы;

· предоставляют возможность детально ознакомиться с деятельностью различных структурных подразделений предприятия, контролируют выполнение студентами календарных графиков прохождения практики;

· поручают студентам выполнение конкретных работ предприятия (организации), имеющих непосредственное отношение к выполнению программы практики;

· своевременно информируют кафедру (руководителя от университета) об изменении условий практики на предприятии; о серьезных нарушениях, допускаемых студентом-практикантом;

· по результатам практики дают письменное заключение (оценку) об уровне усвоения студентом программы практики; его отношения к работе; об уровне приобретенных студентом практических навыков и целесообразности использования студента в определенной должности.

В период практики студент:

· обязан до проведения инструктажа в университете изучить программу преддипломной практики;

· своевременно прибыть на базу практики, имея все необходимые документы: паспорт, программу практики, дневник, подписанный деканом факультета;

· составить индивидуальный календарный график прохождения практики на предприятии (организации), согласовать его с руководителем практики от предприятия;

· должен строго соблюдать установленный на предприятии режим работы, технику безопасности;

· обязан выполнять все рекомендации, указания руководителя от предприятия, направленные на выполнение программы практики и индивидуальные задания;

· должен оказывать посильную помощь предприятию, выполняя работы, не связанные с физической перегрузкой, с риском получения травм;

· имеет право на консультации руководителей от кафедры, предприятия, а по вопросам деятельности предприятия - на организуемые встречи с его руководством;

· по договоренности с руководством предприятия может проходить практику, сочетая ее с работой на конкретном рабочем месте;

· заполняет дневник практики, отражая в нем все ее этапы и содержания своей работы и представляет его для проверки руководителю практики от предприятия;

· своевременно информирует кафедру (руководителя от университета) о всех изменениях на базе практики, которые могут повлиять на прохождение практики;

· по завершению практики предоставляет отчет и характеристику, подписанные руководителем практики и заверенный печатью предприятия (организации) на кафедру руководителю от университета;

· обязан защитить отчет, проверенный преподавателем-руководителем практики от университета в установленный кафедрой срок;

· собрать материал по 3 главе выпускной квалификационной работы, написать теоретическую часть и по возможности выполнить экспериментальную часть выпускной квалификационной работы.

Содержание преддипломной практики

Планирование и организация закупок и продажи товаров

Следует изучить:

реальные потребности населения и предприятий региона в товарах, реализуемых (вырабатываемых) предприятием, по группам, видам, разновидностям, типам (произвести расчет);

· размещение предприятий и организаций, реализующих (вырабатывающих) аналогичные продовольственные товары, в зоне деятельности;

· составление прогнозных объемов реализации конкретной продукции с учетом сложившейся ситуации;

· специфику поставщиков, их географию, ассортимент и объем поставляемой ими продукции;

· конкурентоспособность вырабатываемых (реализуемых) данным предприятием товаров и пути ее повышения (ценовые показатели, качество товаров, развитие рекламы, стимулирование сбыта и т.д.).

Следует ознакомиться:

· с организацией хозяйственных связей с поставщиками (покупателями), включая разработку и заключение договоров поставки, с закупкой товаров на товарных биржах, оптовых ярмарках, пищевых предприятиях и т.д.;

· с содержанием договоров поставки, оперативным учетом их выполнения, порядком и сроками предъявления претензий и исков по поставке товаров, содержанием и исполнением отдельных договоров поставки и расчетом штрафных санкций за нарушение условий поставки;

· с организацией внешнеэкономической деятельности предприятия, с практикой заключения международных контрактов, с правилами оформления таможенных деклараций, паспорта сделки, товаросопроводительных документов, с организацией доставки, приемки продукции;

· с договорами по перевозке грузов, взаимоотношениями с транспортными организациями;

· с организацией и методами оптовой и розничной продажи товаров.

В ходе практики необходимо проанализировать конкретные договора поставки определенного вида (группы) товаров и оценить их действенность и эффективность в части ассортимента и качества поставляемой продукции, сроков поставки, выполнения договорных обязательств, а также ознакомиться с претензиями на поставку товаров ненадлежащего качества.

За время прохождения практики студенты должны:

· научиться составлять и оформлять коммерческо-правовые документы (заявки, заказы, акты, договоры, претензии и др.);

· участвовать в закупке и реализации товаров.

Приемка товаров по качеству

Изучите:

· обеспеченность правовыми и нормативными документами, регламентирующими проведение приемки продовольственных товаров по качеству;

· процедуру проведения приемки продовольственных товаров (сырья), установите последовательность и обоснованность действий лиц – участников процесса приемки.

При изучении организации приемки продукции по качеству следует обратить внимание на следующие моменты:

· покупатели – сбытовые, снабженческие базы, заготовительные организации, предприятия торговли, перерабатывающие предприятия пищевой промышленности – осуществляют приемку продукции (сырья) по качеству в местах назначения (на складе получателя). В случае установления поврежденной тары, отсутствия маркировки, признаков течи, порчи и др. необходимо обеспечить вызов представителя поставщика. При этом должны быть соблюдены сроки приемки продукции по качеству и обеспечены условия хранения продукции, обеспечивающие сохранение ее качества;

· установление фактического качества продовольственных товаров может быть осуществлено путем сплошного визуального осмотра или путем выборочного контроля качества в соответствии с требованиями нормативной документации на конкретные виды товаров; отбор образцов продукции для определения ее качества осуществляется по правилам соответствующих стандартов и оформляется актом отбора проб (образцов);

· предприятие – получатель обязано:

- создать условия для правильной и своевременной проверки приемки продукции;

- следить за исправностью средств испытаний и измерений;

- систематически контролировать работу лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству;

· в случае отсутствия сопроводительного документа, удостоверяющего качество продукции, приемка по качеству осуществляется и оформляется актом о фактическом качестве продукции;

· в случае неявки или отказа представителя поставщика для участия в приемке продукции по качеству, приемка осуществляется в присутствии представителя экспертной организации или представителя другой организации;

· результаты приемки продукции по качеству оформляются актом приемки продукции по качеству, где отражаются все результаты проверки качества, в том числе несоответствие фактического качества заявленному в сопроводительной документации, а также разногласия между поставщиком и получателем продукции по вопросам фактического качества;

· в случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем продукции по вопросам ее количества и качества приглашаются представители соответствующей инспекции по качеству или эксперты бюро товарных экспертиз.

Промышленности)

Изучите:

· виды основного и вспомогательного сырья, которые используются на предприятии при производстве продукции;

· поставщиков сырья; проверку документов на сырье;

· приемку сырья по количеству и качеству и ее документальное оформление (п.3.3);

· степень обеспечения предприятия сырьем и как это сказывается на выпуске продукции;

· влияние качества сырья на качество изготовляемого товара (проследить на 1-2 видах однородной продукции);

· какое количество сырья хранится на предприятии, условия и сроки его хранения.

Собранный материал отразите в отчете по практике.

Отпуска продукции

Изучите:

· наличие и реальные объемы складских помещений, зависимость помещений от сезонности и других факторов;

· оснащенность предприятия специальным оборудованием и установками для хранения и перемещения товаров;

· наличие систем контроля параметров среды в складских помещениях;

· ассортимент и качество продовольственных товаров и сырья, которые хранились на предприятии в период прохождения практики;

· порядок размещения товаров на складе;

· фактические условия и сроки хранения товаров и их соответствие рекомендуемым нормативам;

· использование прогрессивных способов хранения товаров и их эффективность;

· виды тары и упаковочных материалов, используемые при хранении продукции на складе, влияние тары и упаковочных материалов на сохранение качества продовольственных товаров, соответствие тары и упаковки требованиям стандартов;

· товарные потери и порядок их списания в соответствии с требованиями нормативных документов;

· порядок отпуска товаров со склада, правила отбора, подготовки товаров к отпуску, документальное оформление отпуска товаров;

· виды транспорта и порядок укладки товаров при загрузке транспортных средств.

Выявите рациональность существующей схемы размещения оборудования с учетом хранимой продукции, степень оптимизации условий хранения. Выработайте предложения по улучшению функционирования складских помещений.

Организациях ГТК

Охарактеризовать базу практики: полное наименование, дата образования, правовой статус таможенного органа (экспертной организации в системе ГТК), организационную структуру таможенного органа (экспертной организации).

Ознакомиться с документами, регламентирующими деятельность таможенного органа (экспертной организации), его отделов, специалистов; с функциями и полномочиями руководителей и специалистов.

Изучить:

· процедуру таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу;

· порядок оформления грузовой таможенной декларации;

· порядок учета товаров, перемещаемых через данную таможню;

· процедуру взыскания, применения санкций за нарушение таможенных правил;

· основания для назначения экспертиз таможенными органами РФ;

· виды экспертиз, назначаемые таможенными органами в отношении продовольственных товаров;

· порядок и условия производства экспертиз в экспертных организациях ГТК или других экспертных учреждениях;

· порядок взятия проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

· порядок составления заключения эксперта по результатам экспертизы, формы актов экспертизы и их отличия.

4. Порядок оформления отчетов по преддипломной практике

По результатам практики составляют отчет. Во введении формулируется цель и задачи стажировки студента - дипломанта.

В текстовой части освещаются вопросы главы 3 "Программы" (п.п. 3.1 - 3.11) в соответствии с характером выбранного предприятия и планом дипломной работы.

В отчете по преддипломной практике должны быть представлены два раздела дипломной работы: экспериментальная и коммерческая (организационно-технологическая) части.*

В конце отчета должны быть сделаны конкретные выводы и предложения по совершенствованию работы предприятия по всем аспектам его деятельности.

В заключении отчета указывается список использованных источников (финансовые отчеты, баланс, справки, учебная литература и др.).

Целесообразно отчет дополнить приложениями (образцы, копии документов, договоров, отчетов и др.).

Отчет подписывается исполнителем.

Титульный лист имеет традиционную структуру (см. приложение 1). Письменная часть отчета должна составлять 30 страниц машинописного текста (кроме приложений).

Материал, собранный в период преддипломной практики, представляется руководителю дипломной работы, а также консультанту от кафедры коммерции.

Оценка по результатам преддипломной практики выставляется комиссией, утвержденной распоряжением по деканату товароведного факультета, в состав которой входят преподаватели выпускающих кафедр (товароведения продовольственных товаров и товароведения непродовольственных товаров) и кафедры коммерции.

*Криштафович В.И. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы. (Раздел: Продовольственные товары) для спец. 351100. –М.: 2003, с.9 – 16.

Содержание

1. Цель и задачи преддипломной практики ………………………
2. Организация практики, обязанности и права студента и руководителя практики ……………………………………….  
3. Содержание практики …………………………………………..
3.1 Характеристика базы практики ………………………………...
3.2 Материально-техническая база объекта практики
3.3 Планирование и организация закупок товаров ………………..
3.4 Организация и документирование приемки и контроля качества товаров на предприятии ……………………………..  
3.4.1 Приемка товаров по количеству ………………………………...
3.4.2 Приемка товаров по качеству …………………………………...
3.5 Организация экспертизы продовольственных товаров ……….
3.6 Ассортимент вырабатываемой (реализуемой) продукции ……
3.7 Характеристика основного и вспомогательного сырья (для перерабатывающих предприятий пищевой промышленности) ……………………………………………    
3.8 Формирование качества продовольственных товаров в процессе производства (для перерабатывающих предприятий пищевой промышленности) ……………………    
3.9 Оценка качества сырья и готовой продукции в лаборатории пищевого предприятия (кафедры товароведения продовольственных товаров) ………    
3.10 Хранение товаров на складах предприятия и порядок отпуска продукции ………………………………………………  
3.11 Прохождение практики в таможенных органах Российской Федерации и экспертных организациях ГТК ……………………………………………….    
Порядок оформления отчетов по преддипломной практике ……………………………………….  

Приложение 1

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТЧЕТ

По преддипломной практике

на _______________________________

база практики

Студент________________

ФИО

___________________________

Группа

Руководитель:

________________________

должность, ФИО

Москва 200_

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ Г.П. Капица

«___» ___________________2004г.

ПРОГРАММА

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Наши рекомендации