Методы правового регулирования предпринимательской деятельности
Три подхода:
- в отрасли выделяется один фундаментальный метод, отражающий специфику отрасли, а в предпринимательском праве он не может быть выделен. Некоторые на основе этого утверждают, что предпринимательское право не может быть выделено в отдельную отрасль;
- в отрасли выделяется несколько специальных методов – например, запрет (запрет розничной продажи этилового спирта). Метод рекомендаций, который в нашей стране не популярен)), метод согласования автономных решений – классический метод частного права: субъект независим, вступает автономно, но необходимо согласовать с др. контрагентам; метод обязательных предписаний – ст. 49 ГК РФ, лицензия.
- во всех отраслях выделяются два фундаментальных метода – императивный и диспозитивный. Диспозитивность – предоставление субъекту возможность реализовать свою правосубъектность по своему усмотрению. В праве предпринимательском императивные и диспозитивные рычаги органично сочетаются, с некоторым приоритетом императивной составляющей.
Метод правового регулирования– совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата.
Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования,которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:
1)характер положения участников правоотношения;
2) порядок установления прав и обязанностей;
3)особенности состава юридических фактов, влеку-
щих правоотношения;
4)специфика юридической ответственности.
В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права.
1) гражданско-правовойоснован на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;
2) административно-правовойисходит из неравного положения сторон, т. е. отношений власти и подчинения.
Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от
объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений.
В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные отношения поэтому при регулировании хозяйственно правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.
Методы правового регулирования:
1)обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.1"
С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;
2) рекомендации. В этом случае одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;
3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;
4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫ установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;
5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.
4.Принципы правового регулирования предпринимательских отношений. Система Российского предпринимательского права.
Принципы предпринимательского права – это отправные положения, основные начала, закрепленные в законодательстве. Нужны для «поиска духа». Применяются принципы ст.1 ГК РФ, по крайней мере применяются в горизонтальных отношениях. Принципы непосредственно предпринимательского права:
-свобода предпринимательской деятельности (из Конституции вытекает) (корреспондирует свободе договора как частный случай)
-принцип гос.регулирования предпринимательской деятельности – воздействие всегда присутствует
-поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности
-единство экономического пространства – товара, услуги, все свободно перемещается по всей территории РФ, нельзя создавать барьеры на пути такого передвижения