Вмешательство и невмешательство общества

Для того, чтобы огород зарос сорняками, не надо специально сеять и выращивать сорняки. Достаточно просто не полоть. Это и есть позиция существующего общества по вопросу развития человека.

…Нам говорят, что у нас свобода: человек имеет право загубить себя, отупеть, спиться, стать потребителем.

А мы говорим: Каждый человек имеет право мыслить самостоятельно и свободно, имеет право реализовать всю полноту своего потенциала, и наш долг способствовать этому. (Как среди себя, так и вовне).

Выбор человека является свободным в том случае, если он попробовал обе альтернативы. Поэтому мы стремимся разнообразно побуждать человека к развитию. И если, сделав несколько успешных шагов на этом пути, он решит передумать и вернуться к образу жизни потребителя – то только тогда это будет действительно осознанный выбор.

…Нам говорят: «…кто хочет развиваться, может пойти в библиотеку, почитать книгу», «кому это надо, тот будет заниматься собой» и т.п.

И много детей самостоятельно идет в библиотеку почитать книгу, если их к этому не приучили? Да что там дети – много взрослых находят время и силы, чтобы работать над своей личностью? Да чтобы просто найти время подумать над тем, к чему стремятся, как улучшить себя, не дожидаясь, пока жизнь пнет?

…Еще нам говорят, что развитие – это только для избранных, а остальные – быдло. Или же – что можно развиваться только в юности, а тут – возраст. Или же – что только гении и выдающиеся люди способны на это.

Мы же придерживаемся аксиомы, что каждый человек способен к развитию и оно необходимо каждому.

До тех пор, пока саморазвитие будет уделом избранных, самых стойких, самых сильных, отстоявших в конфликте с обществом свое право на бытие личностью – эти избранные будут в меньшинстве и будут проигрывать. Если мы хотим изменить ситуацию – мы должны дать шанс и тем, кому нужно, чтобы ему подали руку в начале пути.

Лишать человека накопленного другими людьми опыта в познании себя и саморазвитии – то же самое, что заставлять каждого школьника самостоятельно открывать законы физики, химии, математики…

А ведь в школе человеку не дают никаких знаний о себе, никаких средств работы над собой. Между прочим, повысить свою обучаемость, скорость «соображалки», четкость мышления, фантазию и др. может каждый человек. Любой желающий может развить в себе те качества, которые нужны каждому человеку, но считается, что «даны» или «не даны» от природы (организаторская деятельность, память, уверенность в себе, творческие способности, аналитическое мышление…).

Общество должно заниматься развитием людей.

Некоторые официальные лица уже не стесняются озвучивать, что «у нас слишком много образованных людей»!

В НФО совершенно иная доктрина в этой сфере: нам нужны образованные люди, 100% населения, как участников НФО, так и не участников! И не просто образованные[5], а развивающиеся.

Альтернатива отуплению населения – сознательный подход к развитию. Сознательный на уровне общества (сообщества), и на уровне человека.

Развивающийся человек – это норма, неразвивающийся – отклонение.

Например, сейчас нормально, что все люди умеют читать. А было время, когда грамотными были далеко не все, и это даже не считалось необходимым. Вот такое же сейчас отношение к развитию человека и саморазвитию. Речь не идет, как это обычно принято, только о детях. Нет, прежде всего о взрослых. Кто, если не взрослые, будет воспитывать детей?

Какими путями должна НФО заниматься развитием человека

· создавая условия в деятельности и возможность пережить новый опыт

· проводя обучение (как специализированное обучение развитию, так и вообще привычку к самообучению, повышение образования и культуры)

· поощряя обмен опытом

· поощряя саморазвитие, совместную работу, исследование разных видов

· предоставляя материалы, обобщающие опыт саморазвития, своего рода «карту» возможных маршрутов, а также технологии, методики достижения конкретных результатов

· формируя внутри себя иную культуру общения

· формируя внутри себя общество, основанное на других ценностях

· полноценно знакомя человека с культурой и историей

· поощряя искусство, творчество, самодеятельность

· формируя здоровье как физическую основу полноценного образа жизни человека

Задачи НФО в сфере развития человека

Пробудить.

- Заставить задуматься, побудить задавать вопросы и искать ответы.

- Научить противостоять методам массового и индивидуального воздействия и группового давления, развивать иммунитет против такого воздействия,

- Научить мыслить и действовать самостоятельно, проявлять разумную критичность. При этом нужно не «впаривать» людям «более правильные» идеи, а развивать их самостоятельное мышление, ищущий ум. Если наши идеи правильны – человек сам к ним придет, а если не совсем – то, может быть, обогатит их или исправит.

- Пробудить ум, личность, самостоятельное мышление и самостоятельные действия (не «простимулированные» извне и не направленные на удовлетворение простых потребностей).

- Придать импульс к саморазвитию. Когда человек начал сам себя куда-то тащить, этот этап можно считать законченным.

Воспитать человека.

Если минимум в существующем обществе – это не убивай, не кради, и т.п., то в НФО планка минимума выше: мало просто «не гадить», нужно создавать вокруг себя прекрасное. А еще нас интересует уровень потребностей человека и направленность его стремлений.

То есть важно не только то, что ты делаешь, но и:

· К чему ты стремишься?

· Почему и зачем ты к этому стремишься? (В результате ли обмана, тщеславия, зависти, или осознанно??)

· Чему служит твоя цель? (К чему она приведет, будучи достигнутой? Для чего и для кого ты это делаешь?)

· Чему ты служишь, достигая этой цели? (Куда ведут твои действия (или бездействие), каковы их учтенные и неучтенные последствия?)

Поэтому наша цель – помочь развить личностные качества и сформировать потребности, достойные человека. Для этого нам еще предстоит определить, какие качества являются обязательным минимумом для каждого, но примерно список такой:

Воспитание думающего, неравнодушного, деятельного, созидательного человека. Расширение сферы его интересов, приоритет потребностей высоких уровней (эстетических, созидательных, самореализации). Во всяком случае, необходимо дать ему опыт удовлетворения таких потребностей.

Развитие сознательности, воли и умения преодолевать трудности – то есть внутреннего стержня человека.

Расширение его картины мира в идеологическом плане: ведь в картине мира современного человека идеал – это потребление.

Раскрыть его потенциал.

Ориентировать, помочь найти истинную внутреннюю устремленность (Воспитывать из него не того, кто он есть – ошибка, за которую заплатит и человек, и общество).

Предоставить инструменты (технологии и помощь педагога, группы) для развития его личностных качеств, осознанного управления своей жизнью, практической реализации им своего потенциала, разрешения проблем, развития способностей и расширения его возможностей (например, развитие интеллекта, преодоление комплексов, формирование качеств характера и т.п.) и др.

Сюда должно входить также и знакомство с историей, культурой – без этого тоже формирование полноценной личности невозможно.

4. Развивать.

Сопровождать дальнейшее развитие (Задачи: раскрытие личностной уникальности, осознанное управление собой, достижение полноты жизни, максимальная реализация потенциала на практике, раздвижение границ).

Дальняя задача (общая с рядом других проектов): обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого члена общества (т.е. чтобы каждый стал тем наилучшим и наибольшим, кем он может стать).

Реализация потенциала, с одной стороны, есть условие полноценной жизни человека, с другой – социальный идеал нового общества.

Исследовать.

Изучать развитие человека, методы и приемы, а также создавать эффективные обучающие и воспитывающие учебные программы.

Необходима наука о развитии, изучающая процессы развития человека (естественные и управляемые), законы и методы развития человека и социальных систем (индивидуальное, а может быть, и организационное и общественное (?) развитие). С результатом в форме конкретных технологий.

Обучать.

Важно научить человека обязательному минимуму, без которого его взаимодействие внутри НФО будет недостаточно эффективным. В первую очередь, это умение слышать и понимать других людей, а также развитие интеллекта и умения самостоятельного поиска и освоения нового.

Также полезно обучение разным навыкам, необходимым в современной жизни (множество людей не может найти свое место в современном мире просто потому, что не владеет принятыми сейчас техниками самопрезентации и т.п. – попросту не могут пройти собеседование, не владеют навыками переговоров, стеснительны, хотя прекрасные специалисты).

То есть обучить своеобразному «курсу молодого бойца» – чтобы многое умел. В целом наша тактика не «задавить массой», а скорее – действия спецназа.

В перспективе необходимо составить обширный архив емких и проверенных учебных программ по самым разным областям знания, доступный для всех людей.

Структура

Отдел исследований развития

Нам нужна наука (или что-то вроде того), которая бы:

- обобщала опыт участников в области саморазвития,

- изучала в противовес психологии душевное устройство человека не с позиций объяснения его слабостей, а с позиций поиска пути для самосовершенствования, глубокого понимания, управления собой, (грубо говоря, составить «карту» возможных направлений развития, «портрет» устройства человека).

- создала язык для описания устройства человека и его душевной жизни,

- создавала методы пробуждения людей (освобождения от воздействия общества потребления) и их дальнейшего саморазвития,

- создавала методы эффективного обучения и самообучения людей.

Центр обучения

Этот центр должен заниматься обучающими и развивающими программами.

Можно выделить отдельно обучение профессиям. Очевидно, что в процессе поиска себя человеку лучше овладеть несколькими профессиями, во всяком случае, если он этого захочет. Также важно наладить и механизмы передачи мастерства, так как сейчас оно часто теряется. Сюда же можно отнести обмен передовым опытом внутри профессиональных сообществ.

Программа развития человека

Мы создаем комплексную программу развития человека, включающую все перечисленные аспекты развития человека.

Программа состоит из упражнений, связанных между собой, полезный эффект которых и зависит не столько от мастерства или харизмы тренера, сколько от количества повторений.

Пример. Внутренняя логика курса «Внимание».

В рамках этого отдела уже открыты курсы саморазвития «Кузница настоящих людей», см. глава 5 – Дела НФО сегодня и завтра.

Сейчас мы готовим описание технологии создания таких курсов, чтобы их можно было повторять и тиражировать.

Глава 10
Конструкторская власть
структура десяток – механизм всеобщей самоорганизации в НФО

Пятый важный элемент НФО – это механизм всеобщей[6] конструкторской власти. По большому счету именно это и отличает НФО от других организаций.

Для самого существования НФО необходимо, чтобы был механизм всеобщего участия в конструировании системы, в том числе при большом количестве людей (вплоть до всей страны).

Желательно также, чтобы все участники могли иметь и вырабатывать общую платформу взглядов, могли договариваться между собой, принимать сложные решения.

Этот механизм обсуждения должен позволять каждому быть услышанным, а также минимально снижать качество обсуждения.

Первичные вопросы касаются организации самого процесса конструирования: как именно люди могут участвовать в конструировании общества? Как обеспечить ответственное принятие ими решений и их исполнение?

И начальный этап работы – это поиск именно этих, первичных механизмов внутри такого добровольного объединения людей.

При этом мы должны как бы пройти весь путь заново: появление конструктора и создание модели –> создание системы –> и только там уже решение конкретных вопросов.

Вот один из вариантов такого механизма конструирования:

Наши рекомендации