Подверженность человека массовому воздействию
Неготовность людей противостоять и противодействовать идеологическому оружию и методам контроля над массой.
Беда человека в том, что он подвержен влиянию – влиянию толпы, пропаганды, группового давления, и др.
3. Уровень потребностей человека
Общество ориентировано на производство потребителя, на снижение качества его притязаний и потребностей (направление его притязаний исключительно в сферу потребления), снижение масштаба его личности и стремлений.
Несознательное поведение
Сознательное поведение – это такое, когда человек понимает цели и последствия своих поступков, и именно ради этих целей и последствий он и совершает поступок.
Сознательное поведение встречается редко, чаще наше поведение контролируется различными внушенными или инстинктивными факторами, стереотипами и др. Отсюда и возникает масса, или толпа, легко управляемая, неразумная и часто губящая любое положительное начинание.
Для текущей ситуации это можно считать исходным состоянием человека.
Альтернатива
По счастью, имеется и другой вариант.
Эффективной альтернативой является не просто человек, которого воспитали, чтобы он был умным, сознательным, хорошим. (Увы, такой человек не всегда справляется с воздействием идеологического оружия).
А человек развивающийся, потому что он обладает иммунитетом против всевозможных будущих «бяк», которых мы предвидеть не можем.
Развивающийся человек – это такой, который внутри себя содержит стимул к развитию, который «сам себя за волосы тянет», то есть ставит цели по совершенствованию самого себя, по изменению собственной личности в сторону идеала (выучить английский – это лишь в незначительной степени цель в области самосовершенствования). |
Развитие. Что это такое
"Быть собой" может означать "расслабиться и никуда не стремиться",
а может означать – стать тем наилучшим, кем ты способен стать.
Второй вариант – это и есть развитие. Он включает не только действия во внешнем мире, но и работу над собой: формирование личностных качеств, воспитание характера, преодоление недостатков, раскрытие и развитие способностей, а также достижение нового уровня понимания себя и мира.
Здесь везде под развитием и саморазвитием мы будем понимать именно такую работу над собой, то есть не эзотерическое или религиозное понимание самосовершенствования, а сознательное приближение себя к продуманному идеалу.
Есть известная притча о всемогуществе: «Давным-давно на Земле жили только всемогущие Боги. Они знали, как достичь любой цели и жили в свое удовольствие. Но однажды на Земле появился Человек и стал развиваться так быстро, что Боги забеспокоились: не станет ли он таким же всемогущим, как они? Было решено спрятать секрет всемогущества там, где Человек никогда не сможет его найти: и высоко в горы его уносили, и на дно моря опускали. Но Человек был любопытным, настойчивым и быстро учился. Еще больше забеспокоились Боги, понимая, что Человек способен найти и постичь все, что захочет. Тогда самый маленький Бог предложил спрятать секрет всемогущества в такое место, где Человек будет никогда не станет искать — внутрь самого Человека. И был прав — с тех пор многие ищут этот секрет и не могут его найти, хотя нужно для этого всего-навсего заглянуть в себя». |
Надо, чтобы как можно больше людей учились развивать себя, вдумывались, искали правду, – а затем ставили цели, не боялись действовать и действовали умело.
Такими людьми трудно, почти невозможно манипулировать. Такие люди – просто яд для любого, кто захочет их использовать во вред. Конечно, при условии, что в своем поиске они будут на стороне светлых и созидательных идей.
В обществе таких людей также наиболее полно раскрывается потенциал человека.
Более подробно о развитии – см. Таблицу о развитии человека.
Параметры | Исходное состояние | Минимально необходимый уровень развития | ||
Самореализация, Смысл, цель | Цели вертятся вокруг себя и своей семьи | Есть цель не для себя. | ||
Что побуждает к развитию | Развивается только когда заставляет жизнь | Развивается сам. | ||
Ум, мышление | Стремится соответствовать внушаемому идеалу, приобрести модное, полон стереотипов. | Умеет защищаться от манипуляций. Сформирована привычка думать, вдумываться, оценивать. | ||
Общение | Не способен к коммуникации (не слышит другого и не имеет своих мыслей). | Имеет опыт открытого общения. Умеет услышать и донести информацию. | ||
Движущие стремления, что управляет человеком | Действует по принципу стремления к удовольствию и избегания боли (управляем инстинктом или стереотипом). | Может сознательно контролировать свои инстинкты и потребности. Делает не то, что «хочется», а что сознательно считает нужным. | ||
Неравнодушие | Отсутствует интерес к тому, что его прямо не касается и не является развлекательным или эпатажным. | Неравнодушие. Есть проблемы, которые не затрагивают его лично, но которые его волнуют. | ||
Самопознание и миропонимание | Представление о себе и мире опирается на стереотипы. | Изучает и анализирует себя кто я, какой я , откуда и др. Сознательно строит картину мира. Полюбил и принял себя. | ||
Действия и взаимодействие с миром | Не действует по собственной инициативе. Только «морковка спереди / морковка сзади». По течению. | Пытается действовать. Принимает ответственность. Осознает последствия. | ||
Талант и способности | Не знает своих талантов или не развивает их | Осознанно ищет у себя таланты, способности, склонности | ||
Продвинутый уровень | Эксперт | |||
Есть цель жизни | Сформулировал Достойную цель (см. ТРТЛ). | |||
Осмысленно учится, занимается самообразованием. | Занимается исследованием. | |||
Активный ум. Человек находит собственные ответы, а не заимствует их. Освобождается от страхов. | Легко осваивает новое, ориентируется в новой ситуации, способен к творческому поиску. | |||
Нет страха общения. Уверенность в себе. | Сопричастность другим людям, семье, стране, истории и др. | |||
Человек дорос до потребностей верхнего уровня ( в самореализации, эстетические, познания… ) | Человек устранил большинство ограничивающих факторов ( комплексы, сбои, пережитки травм и т.п.) | |||
Проблемы и явления окружающего мира волнуют его настолько, что он что-либо делает в связи с этим. | Тут не знаю J | |||
Формулирует идеал себя. Знает себя, определил свой смысл жизни, имеет внутренний стержень | Сознательно управляет собой Ищет истину | |||
Не боится и не ленится действовать. Сформирована привычка действовать по собственной инициативе. Достигнуты результаты. Лидерство. Сознательно построенный образ жизни | Высокая эффективность действий. | |||
Выбрал и реализует одно или несколько направлений развития талантов | Живет, реализуя свое призвание | |||