Понятие и основания поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

В целях создания и поддержания государственных материальных резервов РФ поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ обеспечение экспортных поставок продукции. Для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств РФ для реализации федеральных целевых программ, обеспечение федеральных и иных государственных служб осуществляются поставки товара для федеральных и государственных нужд.

Под государственными федеральными нуждами понимается обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов федераций и внебюджетных источников финансирования потребности РФ государственных заказчиков товаров необходимых для осуществления функций и полномочий РФ и государственных заказчиков для исполнения международных обязательств РФ; либо потребности субъектов РФ и государственных заказчиков в товарах необходимых для исполнения их функций и полномочий.

Муниципальные нужды – обеспечиваемые за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования потребность муниципальных образований и муниципальных заказчиков в товарах необходимых для решения опросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, а так же заключаемым в соответствии с ним договоров поставки для государственных и муниципальных служб.

Правовая природа порядок заключения государственного и муниципального контракта и договора поставки содержат существенные различия.порядок формирования государственных заказов, выполнение функции государственных заказчиков как и многие другие вопросы в этой сфере носят публично правовой характер.

По государственному или муниципальному контракту поставщик исполнитель обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Одной из особенностей контракта является специальный субъектный состав - Это государственный или муниципальный заказчик утвержденный правительством РФ поставщик, а так же иное лицо получатель. Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а так же бюджетные учреждения.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка будет осуществляться поставщиком покупателю по договору поставки для государственных нужд, заключаемые между ними на основании извещения о прикреплении выдаваемого государственным заказчиком. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товара для государственных или муниципальных нужд. Для заказчика разместившего заказа заключение контракта является обязательным. Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в т.ч. аукциона в электронной форме и без проведения торгов. Путем запроса кодировок на товарных биржах или у единственного поставщика. Заключение контракта для поставщика является обязательным при условии, что ему будут возмещены заказчиком все возмещенные убытки. От муниципального или государственного заказа не вправе в частности отказаться:

1. казенные предприятия, которые правительство РФ обязало заключать контракты

2. поставщики, занимающие доминирующее значение, если размещение заказа не влечет за собой убытки.

3. предприятие в объеме производства, которых государственный оборонный заказ превышает 70 % в отношении государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

4. государственные унитарные предприятия. А так же иные организации, занимающие доминирующее положение в товарном рынке или обладающие монополией на товарном рынке - обладающий монополией на право продукции по оборонному заказу при условии сто оборонный заказ обеспечивает установленный правительством уровень рентабельности этой продукции, в случае если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют. В любом случае поставщик, кроме казенного предприятия который обязан заключить контракт, вправе потребовать компенсации причиненных убытков. Заказчик обязан заключить контракт с поставщиком объявленным победителем конкурса. В случае, если заказчик отклоняется от заключения победитель конкурса может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить с ним контракт.

Ответственность заказчика.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения 1 из сторон обязательств, предусмотренных контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные убытки, и несут иную ответственность предусмотренную контрактом/законодательством.

Ответственность поставщика:

Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенных товаров не вправе отказаться от заключения контракта договора поставки, в случае если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства традиции.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения контракта в случае, когда такая обязанность установлена законом поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции определенная в проекте контракта.

Продукция не соответствующая обязательным требованиям ГОСТа и особенных усилий, установленных контрактом, а так же не комплектующая продукция, считается не поставленной.

Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от оплаты продукции несоответствующего качества.

Ответственность заказчика:

Убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением контракта, подлежит возмещению Заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара.

Если убытки, вызванные неисполнением контракта заказчиком не возмещается, поставщик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков вызванных расторжением контракта.

Убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком.

Государственный/ муниципальный заказчик признается поручением покупателя. При неуплате поставленной продукции покупателем, заказчик должен оплатить полностью/частично заказанный/ поставленный товар.

Если в контракте нет указания на субсидиарную ответственность заказчика, то он наряду с покупателем несет солидарную ответственность.

В случае, предусмотренном законом заказчик вправе полностью частично отказаться от товара при условии возмещения поставщику убытков причиненных таким отказом. Если такой отказ повлек расторжение/ изменение договора поставки, убытки, причиненные покупателю, возмещается заказчиком.

Ответственность покупателя:

Покупатель несет ответственность за неоплату принятия товаров по общим положениям о поставке.

Понятие договора.

Договор контрактации – отдельный вид договора купли-продажи – признан регулировать отношения, связанные с закупками сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств.

Выделение отдельного института продиктовано:

  1. значительным своеобразием отношений, связанных с реализацией продукции, произведенной в сфере сельскохозяйственного производства, где необходимо учитывать влияние естественных природных факторов на сам процесс производства, а так же сезонный характер;
  2. в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а покупатель – сильной, т.е. он может диктовать свою волю производителю

Договор контрактации – договор, по которому продавец-производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную/произведенную им сельскохозяйственную продукцию покупателю-заготовителю – в качестве которых выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки и продажи, а заготовитель обязуется оплатить полученную сельскохозяйственную продукцию.

Договор возмездный, консенсуальный, взаимный.

В качестве продавца – производитель с/х продукции

В качестве покупателя – заготовитель, т.е. коммерческая организация/предприниматель осуществляющий профессиональную деятельность по закупкам с/х продукции для ее последующей продажи/переработки.

Объект договора контрактации – с/х продукция, произведенная/выращенная в хозяйстве ее производителя.

По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной продукции (масло, сыр, консервы).

Реализация с/х продукции – реализация продукции, которую предстоит вырастить в будущем, и продукции, уже имеющейся в наличии.

Правовое значение имеет так же цель приобретения продукции заготовителем.

Если покупатель приобретает продукцию для ее потребления/ иных целей, не связанных с переработкой/продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

-2-

Содержание и исполнение договора.

Особенность правового регулирования договора контрактации, как вида купли-продажи, состоит в том, что отношению контрактации не урегулированном специальными правилами об этом договоре, сначала подлежат применению правила о договоре поставки и только при отсутствии таковых – правила о купли-продажи.

Производитель с/х продукции обязан передать заготовителю выращенную/произведенную им с/х продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором, т.е. условие о количестве и ассортименте является существенным.

Обязанности заготовителя в основном, тождественны обязанностям покупателя по договору поставки

Производителю продукции предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с поставщиком/ продавцом, а на заготовителя возлагаются дополнительные обязанности.

Например, заготовитель обязан принять продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

Производитель продукции в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины.

Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам, как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, т.е. независимо от вины.

За просрочку оплаты с/х продукции заготовитель несет ответственность в форме пени в размере 1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»

ФЗ от 14.04.1995 «О государственной регистрации тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»

ФЗ от 3.04.1996 «Об энергоснабжении»

ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса»

Постановление Правительства РФ от 5.01.1998 г. «О порядке прекращения/ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов»

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда от 17.02.1998 г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»

-1-

Понятие и содержание договора.

По договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется передать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее, соблюдать предусмотренные договором режимы ее потребления, обеспечивать безопасность потребления энергии, эксплуатации находящихся в его ведении электросетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Энергия как предмет этого договора обладает такими естественными природными свойствами, как непрерывность ее производства, передача и потребление, ограниченность складирования и хранения, невозможность передачи потребителю без использования специальных технических средств. Ее потребление вызывает необходимость иметь инженерные коммуникации, контрольно-измерительные приборы, средства обеспечения безопасности. Эти технические средства называют присоединенной сетью.

В связи с этим, согласно закону этот договор заключается с абонентом при наличии у него отвечающего постановленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Поэтому возможность получения и потребления энергии только через присоединенную сеть составляет одну из главных особенностей договора энергоснабжения.

Договор энергоснабжения - один из видов договора купли-продажи.

К отношениям, неурегулированным ГК, применяются законы и иные нормативные акты об энергоснабжении.

Договор является:

© Консенсуальным

© Возмездным

© Взаимным

© Публичным

Но требовать заключения договора энергоснабжения потребитель имеет право лишь при наличии у него определенных условий.

С учетом предмета и сторон договора различают такие разновидности энргоснабжения, как:

  1. договор снабжения электроэнергией
  2. договор снабжения теплоэнергией
  3. договор снабжения газом, водой и т.д.

Соответственно, предметы договора – электроэнергия, теплоэнергия, газ.

Стороны договора:

  1. энергоснабжающая организация
  2. потребитель
    1. ЮЛ
    2. Граждане

Цена предмета договора определяется на основании утвержденных государством тарифов. Срок договора неопределенный.

Но договоры сЮЛ, как правило, содержат условия о сроке, который определяется сторонами. Если договор заключен на определенный срок, он признается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

В случае внесения одной из сторон предложения о заключении нового договора, до его заключения действует прежний договор.

Форма и порядок заключения договора зависят от сторон и целей использования энергии.

Договоры ЮЛ и граждан – предпринимателей заключаются в письменной форме. С гражданами, которые используют энергию для бытовых нужд, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети.

Договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен и расторгнут гражданином в одностороннем порядке при условии уведомления энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

-2-

Права и обязанности сторон.

Обязанности энергоснабжающей организации:

Подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором, с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной и использованной энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Количество энергии, подлежащей передаче в отношениях между энергоснабжающей организацией и ЮЛ является существенным условием договора и определяет предельное количество энергии, которое абонент вправе получить. В договоре может быть предусмотрено право абонента изменить количество принимаемой им энергии, установленное договором, при условии возмещения расходов энергоснабжающей организации в следствии подачи энергии в необусловленном договором количестве.

Лимит энергопотребления устанавливается органами государственного энергонадзора по предложениям энергоснабжающей организации и потребителя с учетом необходимого минимума энергопотребления. Он является предельной величиной энергопотребления по льготному тарифу и устанавливается в натуральном выражении для всех потребителей, кроме населения.

Энергия, потребляемая сверх лимитов, оплачивается по более высоким тарифам. Контроль за использованием лимитов осуществляет энергоснабжающая организация по приборам учета. Организациям, финансируемым из федерального бюджета, лимиты потребления энергоресурсов устанавливаются соответствующими федеральными министерствами и ведомствами.

При наличии у таких организаций денег на оплату энергии сверх лимита, они могут заключать дополнительные договоры на то количество энергии, которую смогут оплатить.

Разногласия, возникающие в процессе контроля за соблюдением лимитов потребления, разрешается органами государственного энергетического надзора.

Если же потребителем по договору является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он имеет право использовать энергию в необходимом ему количестве. В этом случае условия о количестве не относятся к существенным.

Режим подачи энергии – количество и качество энергии, передаваемой в разное время и определенной соглашением сторон.

Снабжение энергией должно производится путем непрерывной и бесперебойной подачи, но договором могут устанавливаться перерывы и ограничения в подаче энергии, кроме случаев, предусмотренных законом.

Подача энергии может прерываться или ограничиваться энергоснабжающей организацией односторонне, для предотвращения или ликвидации аварии (Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 «об утверждении правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетике»).

Если абонентом является предприниматель, режим подачи энергии – существенное условие договора. Гражданин, который использует энергию для бытового потребления, может использовать ее в любом режиме.

Другой обязанностью является подача энергии надлежащего качества, соответствующей государственным стандартам/требованиям договора.

В договорах с абонентами – гражданами поставщик несет дополнительные обязанности:

© Обеспечивать безопасность, надлежащее техническое состояние электросетей, приборов учета потребления электроэнергии, если иное не установлено законом.

Обязанности потребителя:

1) Своевременно и правильно оплачивать принятую энергию

2) Соблюдать установленный договором режим потребления энергии

3) Обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электросетей, исправность приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии

4) Обеспечивать надлежащее техническое состояние энергосетей, приборов и оборудования

5) Немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета и иных нарушениях

Граждане-потребители должны соблюдать правила ТБ и поддерживать в исправительном состоянии соответствующие устройства и приборы.

Оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с показателями приборов учета.

Порядок расчетов за энергию устанавливаются законом/договором.

Оплата электро- и тепло- энергии производится по тарифам установленным государством.

Срок действия установленных тарифов и их предельных уровней не может быть меньше 1 финансового года.

Сроки платежей за принятую энергию определяются в договорах.

Оплата энергии гражданами- потребителями осуществляются не позднее 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым.

По договору энергоснабжения потребитель вправе принять необходимое ему количество энергии в пределах установленных договором.

С согласия энергоснабжающей организации передать принятую энергию другому лицу (субабоненту).

-3-

Наши рекомендации