Технология антикризисного управления
Содержание и технология антикризисного управления предприятием
1. Особенности антикризисного управления
Антикризисное управление представляет собой планирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование, учет, контроль и анализ работы предприятия, направленные на предотвращение и преодоление кризисов в его развитии.
В процессе антикризисного управлениея понимаются меры по предотвращению и преодолению кризисов включающие:
♦ предвидение опасности и анализ симптомов кризиса;
♦ принятие мер по смягчению протекания и снижению отрицательных последствий кризиса;
♦ использование кризиса для перехода на новый уровень развития.
Организуя антикризисное управление следует учитывать, что:
♦ кризисы можно предвидеть и вызывать;
♦ наступление кризисов в определенной мере можно ускорять или отсрочить;
♦ к кризисам можно и нужно готовиться;
♦ кризисными процессами можно в некоторой степени управлять;
♦ управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
♦ протекание кризисов можно смягчать;
♦ антикризисное управление способно ускорять процесс выхода из кризиса и минимизировать его последствия.
Антикризисное управление требует:
♦ гибкости и адаптивности, которые чаще всего присущи матричным структурам;
♦ склонности к неформальному управлению, мотивации энтузиазма, терпения, уверенности;
♦ диверсификации управления, поиска наиболее приемлемых приемов эффективного управления в сложных ситуациях;
♦ снижения степени централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
♦ усиления интеграционных процессов.
♦ мобильности и динамичности в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
♦ осуществления программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
♦ особой чувствительности к фактору времени, осуществлению своевременных действий в соответствии с изменением ситуации;
♦ повышенного внимания к предварительным оценкам эффективности управленческих решений и выбору альтернатив.
Механизм антикризисного управлениядолжен:
-мотивировать принятие антикризисных мер, экономию ресурсов, рост производительности, внедрение инновационных технологий, товаров и услуг, повышение качества продукции ;
♦ основываться на целеустремленности, демократичности, инициативности в решении проблем, поиске наилучших вариантов развития;
♦ ориентировать на профессионализм, самоорганизацию, социально-психологическую стабильность;
♦ обеспечивать приемлемость используемых подходов для всех групп заинтересованных в деятельности предприятия;
-сочетать власть и ответственность.
В целях обеспечения эффективности антикризисного управления необходимо:
♦ на основе анализа ситуации прогнозировать тенденции ее развития,постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или происходящего кризиса, своевременно принимать соответствующие ситуации управленческие решения;
♦ осуществлятьподготовку менеджеров,включая и антикризисных управляющих; отбирать тех, кто способен управлять в экстремальных ситуациях;
♦ формировать корпоративный микроклимат в коллективе, команду единомышленников, пользующихся доверием лидера, способных целенаправленно осуществлять реализацию антикризисной программы, понимание и принятие всеми сотрудниками целей предприятия, готовность работать для их достижения, преданность предприятию и энтузиазм.
♦ обеспечивать оперативность и гибкость управления, решительные действия с учетом складывающейся ситуации, приспособление к условиям кризиса и изменениям внешней среды;
♦ умело сочетать решение оперативно-тактических задач с работой на перспективу;
♦ повышать инвестиционную привлекательность предприятия, постоянно работать над улучшением финансового состояния;
♦повышать конкурентоспособность продукции и эффективность деятельности.
-увеличивать рыночную стоимость предприятия, котораяпозволяет учитывать и ситуацию на рынке, и эффективность производственно-хозяйственной деятельности, и финансовое состояние, и перспективы развития предприятия.
Управление затратами.
Управление экономикой предприятия в условиях кризиса — это во многом управление затратами. При осуществлении данной работы необходимо:
1) Уточнить наличие программы снижения затрат, оценить ее качество, при отсутствии — обеспечить разработку.
2) Разбить бизнес-процессы предприятия на три части: поставка — производство — сбыт (основные сферы анализа) и выявить резервы снижения затрат.
Содержание и технология антикризисного управления предприятием
1. Особенности антикризисного управления
Антикризисное управление представляет собой планирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование, учет, контроль и анализ работы предприятия, направленные на предотвращение и преодоление кризисов в его развитии.
В процессе антикризисного управлениея понимаются меры по предотвращению и преодолению кризисов включающие:
♦ предвидение опасности и анализ симптомов кризиса;
♦ принятие мер по смягчению протекания и снижению отрицательных последствий кризиса;
♦ использование кризиса для перехода на новый уровень развития.
Организуя антикризисное управление следует учитывать, что:
♦ кризисы можно предвидеть и вызывать;
♦ наступление кризисов в определенной мере можно ускорять или отсрочить;
♦ к кризисам можно и нужно готовиться;
♦ кризисными процессами можно в некоторой степени управлять;
♦ управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
♦ протекание кризисов можно смягчать;
♦ антикризисное управление способно ускорять процесс выхода из кризиса и минимизировать его последствия.
Антикризисное управление требует:
♦ гибкости и адаптивности, которые чаще всего присущи матричным структурам;
♦ склонности к неформальному управлению, мотивации энтузиазма, терпения, уверенности;
♦ диверсификации управления, поиска наиболее приемлемых приемов эффективного управления в сложных ситуациях;
♦ снижения степени централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
♦ усиления интеграционных процессов.
♦ мобильности и динамичности в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
♦ осуществления программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
♦ особой чувствительности к фактору времени, осуществлению своевременных действий в соответствии с изменением ситуации;
♦ повышенного внимания к предварительным оценкам эффективности управленческих решений и выбору альтернатив.
Механизм антикризисного управлениядолжен:
-мотивировать принятие антикризисных мер, экономию ресурсов, рост производительности, внедрение инновационных технологий, товаров и услуг, повышение качества продукции ;
♦ основываться на целеустремленности, демократичности, инициативности в решении проблем, поиске наилучших вариантов развития;
♦ ориентировать на профессионализм, самоорганизацию, социально-психологическую стабильность;
♦ обеспечивать приемлемость используемых подходов для всех групп заинтересованных в деятельности предприятия;
-сочетать власть и ответственность.
В целях обеспечения эффективности антикризисного управления необходимо:
♦ на основе анализа ситуации прогнозировать тенденции ее развития,постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или происходящего кризиса, своевременно принимать соответствующие ситуации управленческие решения;
♦ осуществлятьподготовку менеджеров,включая и антикризисных управляющих; отбирать тех, кто способен управлять в экстремальных ситуациях;
♦ формировать корпоративный микроклимат в коллективе, команду единомышленников, пользующихся доверием лидера, способных целенаправленно осуществлять реализацию антикризисной программы, понимание и принятие всеми сотрудниками целей предприятия, готовность работать для их достижения, преданность предприятию и энтузиазм.
♦ обеспечивать оперативность и гибкость управления, решительные действия с учетом складывающейся ситуации, приспособление к условиям кризиса и изменениям внешней среды;
♦ умело сочетать решение оперативно-тактических задач с работой на перспективу;
♦ повышать инвестиционную привлекательность предприятия, постоянно работать над улучшением финансового состояния;
♦повышать конкурентоспособность продукции и эффективность деятельности.
-увеличивать рыночную стоимость предприятия, котораяпозволяет учитывать и ситуацию на рынке, и эффективность производственно-хозяйственной деятельности, и финансовое состояние, и перспективы развития предприятия.
Технология антикризисного управления
Технология антикризисного управления должна учитывать его специфику: дефицит времени, снижение управляемости, наличие конфликта интересов, высокую степень неопределенности и риска, сложное переплетение различных проблем, давление внешней среды, снижение конкурентоспособности.
Технология антикризисного управления должна соответствовать конкретным обстоятельствам для каждого предприятия и в значительной степени зависит от искусства и профессионализма антикризисного управляющего и его команды.
Технология антикризисного управления представляет собой процесс, включающий:
-последовательность операций, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект;
-выбор цели;
-оценку ситуации;
-определение важнейших проблем:
-принятие и реализацию управленческих решений.
Процесс управления выстраивается по критериям:
-рациональности;
-экономии времени и ресурсов;
-максимальной эффективности.
Технологическая схема антикризисного управления: