Соотношение структур и институтов рынка

На наш взгляд, структуры рынка могут быть образно представлены как его гибкий каркас. Они образуют общую конфигурацию хо­зяйственных отношений, фиксируя состав участников рынка, то, как они позиционированы по отношению друг к другу — кто с кем связан, кто располагается в центре, а кто стоит особняком. Структуры можно изобразить графически, в результате чего мы получаем карты социального пространства с пунктирными границами организацион­ных полей, где хозяйственные агенты выполняют роль «населенных пунктов», или «транспортных развязок», а связи между ними обозначаются в виде «дорожной сетки».

По сравнению со структурами столь наглядное изображение институтов относительно затруднено. И главное, они играют другую роль. Институты образуют своего рода материал, из которого изготовлен структурный каркас рынка. Этот материал бывает разным подобно тому, как структурная решетка одной и той же конфигурации может быть стальной, деревянной или пластмассовой, обладать разной электро- или теплопроводностью, твердостью и упругостью.
И это означает, что при заданной конфигурации связей между участниками рынка содержание этих связей достаточно сильно различается. Через одни и те же структурные контуры могут циркулировать потоки материальных ресурсов и финансовых активов, деловая информация и дружеские советы. Таким образом, рассуждая об институтах, мы задаем вопросы не только и не столько о том, кто связан, но скорее как связан, что передается по структурному контуру, и в чьих интересах организованы его потоки [68].

В данной книге мы делаем упор на исследовании институционального оформления рынков, однако без анализа их структурных элементов в таком деле никак не обойтись. Структуры и институты рынка так тесно связаны между собой, что разорвать их в реальной жизни практически невозможно. Нам кажется, что в силу этой тесной связи очень часто происходит их смешение, и в итоге не ясно, что к чему относится[69]. Добавим, что и сам автор в данном отношении не без греха — в прежних работах четкого разделения нами тоже не проводилось[70]. Попробуем предпринять такую попытку сейчас.

В предлагаемой нами исходной исследовательской схеме основные структуры рынка включают три элемента:

· ресурсы (формы капитала),

· организации,

· деловые связи.

В свою очередь, основные институты рынка в этой схеме также содержат три элемента:

· права собственности,

· управленческие схемы,

· правила обмена.

Нетрудно заметить, что наша исходная схема строится по принципу трех парных соответствий. Хозяйственные ресурсы, под которыми понимаются в данном случае основные факторы производства, принимающие форму капитала, предполагают права собственности — особые формы доступа к этим ресурсам. Построение организационных структур включает в себя реализацию тех или иных управленческих схем — принципов, на которых строится организационный порядок. Наконец, установление устойчивых деловых связей между самостоятельными участниками рынка реализуется посредством определенных правил обмена (см. рис. 4.1).

Структуры Институты
Соотношение структур и институтов рынка - student2.ru Ресурсы   Права собственности
Соотношение структур и институтов рынка - student2.ru Организации   Управленческие схемы
Соотношение структур и институтов рынка - student2.ru Деловые связи   Правила обмена

Рис. 4.1. Основные структуры и институты рынка

Наши рекомендации