Влияние издержек производства на формирование цен
Одним из основных факторов ценообразования является учет издержек производства, поскольку цена на товар зависит как от спроса, так и от предложения, объема и ассортимента выпускаемой продукции, издержек производства и обращения.
Цена зависит не только от издержек и прибыли производителя, но также от издержек обращения и прибыли, количества посредников.
Для каждого участника процесса движения товара от производителя до потребителя цена будет определяться затратами по изготовлению товара и его продвижению на рынок, т. е. к конечному потребителю, а также долей прибыли каждого участника.
Прибыль предприятия-изготовителя будет равна выручке от реализации без акцизного налога и налога на добавленную стоимость минус полная себестоимость реализованной продукции.
Прибыль посредников будет равна валовому доходу минус издержки обращения, а в торговом предприятии еще минус налог на добавленную стоимость. Между уровнем цен, себестоимостью и прибылью имеется определенная связь. Прибыль от реализации товарной продукции рассчитывают по формуле
Прп = РП - ПСрп ,
где Прп ¾ прибыль от реализации товарной продукции;
РП ¾ выручка от реализации товарной продукции без налога на добавленную стоимость;
ПСрп ¾ полная себестоимость реализованной продукции.
Эту формулу можно раскрыть, показав состав реализованной продукции:
Прп = ∑qz - ∑qp,
где q ¾ количество проданных изделий;
z ¾ цена изделия;
Sqz ¾ объем реализованной продукции, выручка;
p ¾ полная себестоимость одного изделия;
Sqp ¾ полная себестоимость реализованной продукции.
Преобразуемая формула Прп = Sq(z - p) подтверждает зависимость прибыли от трех факторов (количества реализованных изделий, цены и себестоимости единицы товара) или от двух факторов (количества реализованной продукции и уровня рентабельности изделия).
Как видно из предыдущего, для любого производства основным источником увеличения прибыли становится снижение затрат ¾ издержки.
В практике ценообразования различаются бухгалтерские и предпринимательские издержки.
Бухгалтерские издержки на производство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции, формируются в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), утвержденным Правительством РФ 5 августа 1992 г.
В состав затрат входят следующие элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацияосновных фондов, пр.
Однако для того, чтобы осуществлять деятельность на рынке, предприятие должно нести, а, следовательно, учитывать при установлении цены иные, большие расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Эти издержки называются предпринимательскими.Они включают в себя:
· бухгалтерские издержки;
· нормальную предпринимательскую прибыль, которая должна служить источником финансирования капитальных вложений в основные фонды, прирост оборотных средств, затраты на НИОКР, социальные нужды, выплаты дивидендов по акциям и отчисления налогов, уплачиваемых из прибыли;
· налог на добавленную стоимость (НДС), если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы (если товар предприятия ¾ подакцизный);
· таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
· вмененные (альтернативные) издержки, т. е. денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов предприятия.
При расчете вмененных издержек в условиях инфляции большое значение для любого хозяйствующего субъекта приобретает оценка влияния инфляционного ожидания и темпов инфляции на результаты его деятельности. Вмененные издержки часто носят скрытый характер, но их всегда следует учитывать при принятии ценовых решений.
В условиях рыночной экономики перед предпринимателем встает задача определения оптимального объема продаж продукции, выпускаемой на его предприятии. Различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически становится необходимым выделение из валовых (совокупных) издержек постоянных и переменных.
Такое разделение осуществляется в зависимости от характера связи издержек с объемом продаж (производства). На практике широко используются и другие классификации:
· по способу включения издержек в затраты, относимые на единицу продукции (прямые и косвенные);
· в зависимости от связи с процессом изготовления продукции (основные и накладные).
При всем различии классификационных признаков эти группировки объединяет похожий набор затрат. Например, переменные затраты весьма схожи с прямыми и основными, а постоянные близки к косвенным или накладным.
Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции в короткие промежутки времени и могут контролироваться в долговременном периоде. По своей экономической природе постоянные издержки являются затратами на создание условий для конкретной деятельности и включают расходы по содержанию зданий, помещений, арендную плату, оплату труда административного аппарата, отчисления на обязательное страхование имущества, на износ малоценного имущества, амортизационные отчисления.
Переменные издержки меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно им определяются. Их экономическая природа ¾ затраты на практическое осуществление деятельности, ради которой создано предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда.
Однако часть затрат не может быть строго разграничена и безусловно отнесена к постоянным или переменным. Поэтому в отечественной практике калькулирования затрат больше принято использовать понятия условно-постоянных и условно-переменных издержек.
На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные происходит посредством анализа конкретных статей, определяющих предпринимательские издержки и формирующих цену предприятия.
Классификация издержек на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широко используется в зарубежной практике при решении таких проблем, как оценка конкурентоспособности, выявление возможностей роста финансовой устойчивости, определение точки безубыточности и др. Все эти вопросы рассматриваются детально в курсе «Финансовый менеджмент», однако расчет точки безубыточности (кромки безопасности, предела безопасности) является прерогативой ценовиков фирмы и используется при принятии решения по вопросам цен.
Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару фирмы. При этом надо учитывать, что своим предложением фирма может управлять, т. к. его формируют затраты предприятия, а спросом управлять невозможно, можно лишь в некоторой степени повлиять на него. В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, соответствующая объему выпускаемой продукции при заданном (или анализируемом) уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.
Точка безубыточности определяется по формуле:
(1)
где X ¾ безубыточный объем производства (продаж), шт./р.;
P ¾ цена единицы продукции, р.;
FC ¾ постоянные затраты, р.;
VC ¾ переменные затраты в расчете на единицу продукции, р.
Из этого соотношения можно определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:
FC = X (P - VC).
Можно также рассчитать минимальную цену, по которой реализуется продукция:
(2)
Графический подход к определению точки безубыточности основан на так называемой диаграмме безубыточности (рис. 8.1.)
Выручка, переменные и постоянные затраты откладываются по вертикальной оси, объем ¾ по горизонтальной. Точка безубыточности ¾ это точка, в которой пересекаются прямая, соответствующая объему выручки, и прямая, соответствующая общим затратам. Заштрихованная справа часть на рисунке отражает имеющийся потенциал прибыли от результатов деятельности.
В точке пересечения линии выручки от продаж и линии общей величины затрат прибыль предприятия равна нулю, но фирма не будет нести убытки, которые неизбежны для нее при меньших объемах производства.
На местоположение точки безубыточности большое влияние оказывают такие факторы, как изменения цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При повышении цены на производимую продукцию минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, уменьшается, а при снижении цены ¾ возрастает.
Рис. 8.1. Диаграмма безубыточности
При увеличении постоянных издержек минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается.
С помощью графика безубыточности можно определить, в каком месяце может быть достигнута безубыточность. Такая информация особенно важна при развертывании нового производства. Для этого необходимо на оси абсцисс проставить месяцы, в которые эти объемы производства будут достигнуты.
Используя в аналитической работе график безубыточности, необходимо иметь в виду следующее:
· он является надежным инструментом при анализе ценовых решений, но не может служить ориентиром будущих коммерческих результатов;
· в том виде, как он представлен на рис. 8.1, график основан на линейном наращивании объемов выпуска продукции и не учитывает длительность производственного цикла и сезонность производства. Для производств с этими особенностями график безубыточности показан на рис. 8.2.
Рис. 8.2. График безубыточности с учетом длительности производственного цикла
Таким образом, с помощью классификации издержек по связи с объемом производства (продаж) (выделение постоянных и переменных затрат) решаются следующие задачи:
· регулируется масса и прирост прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;
· определяются окупаемость затрат и запас «финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке или возникновения иных затруднений. Запас прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, какова предельная величина снижения объема продаж для того, чтобы деятельность предприятия оставалась безубыточной;
· открывается возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.
Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.
Совокупные (валовые) издержки(ТС)представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции. Это сумма постоянных и переменных издержек предприятия.
Предельные (маржинальные или приростные) издержки (МС)представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишьпеременных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции:
где DVC ¾ прирост переменных издержек;
DQ ¾ прирост объема производства.
Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.
Средние издержки (AC) являются издержками на единицу выпуска продукции:
где Q ¾ объем реализуемого товара.
Кривая TC на графике (рис. 8.3) показывает изменение совокупных затрат на производство продукции на отдельных этапах жизненного цикла товара. На стадии освоения производства совокупные затраты быстро растут, затем темп их роста снижается, что соответствует налаживанию производства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию зрелости темп роста издержек опять возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает. Эта же ситуация определяет и кривую AC ¾ средних затрат (рис. 8.4).
Первоначально средние затраты снижаются достаточно быстро, затем темпы уменьшаются, а в стадии зрелости товара они начинают расти. Кривая МС предельных издержек определяет темпы изменения средних затрат. Самая нижняя точка кривой предельных издержек МСхарактеризует наименьший темп, а точка пересечения Z кривых предельных издержек МСи средних затрат АС¾ наименьшие средние затраты.
Рис. 8.3. Изменение совокупных затрат
Рис. 8.4. Изменение средних и предельных издержек
В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения фирмы, поскольку из него следуют важные в практической работе положения:
· если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные ¾ максимизацию прибыли, которая может быть определена отношением предельного дохода MRк предельным затратам MC. В самом деле, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы (MR > MC), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут и фирме следует расширять производство данного товара;
· если в результате большим оказывается темп роста затрат (MR < MC), то уровень производства уже выше оптимального, и расширение производства нежелательно, т. к. с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может привести к снижению валовой прибыли.