Налоговая система. Кривая Лаффера
Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Под ними понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, налоговых органов и законодательства образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
В процессе налогообложения используются следующие понятия:
- субъекты налога, или налогоплательщики, – лица физические и юридические, на которые законом возложена обязанность платить налоги;
- объекты налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, имущество и др.);
- источники налога – доходы, за счет которых уплачивается налог;
- ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица измерения товара, единица земельной площади и др.).
Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); единый социальный налог; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид – косвенные налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги частично или полностью возмещаются через цену товара или услуги.
Система налогов и сборов в Российской Федерации включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[21]:
1. Федеральные налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
2. Региональные налоги и сборы:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные и лицензионные сборы.
3. Местные налоги и сборы:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налоговые платежи поступают в федеральный и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и местные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральным и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают из субсидии.
В связи с определенными противоречиями интересов центра и регионов по поводу разделения налоговых поступлений между федеральными и местными бюджетами часто идет политическая борьба.
Структура налоговых поступлений.Роль отдельных налогов в формировании доходной части бюджета в развитых странах с рыночной экономикой обычно такова (в %):
Налоги на личные доходы 40
Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10
Социальные взносы 30
Налог на добавленную стоимость 10
Таможенные пошлины 5
Прочие налоги и налоговые поступления 5
Принципы и механизм налогообложения:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Отсюда - дифференцированные налоговые ставки.
2. Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим условиям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.
В Российской Федерации проблема налогообложения далека от совершенства. Действительно, в стране в настоящее время существует 36 видов налогов. К тому же "забывается", что изъятие у налогоплательщика до 30 % его дохода - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений. Если же налоги лишают предприятия и население 40-50 % и даже еще большей доли доходов, то это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства, а также к стремлению уклониться от уплаты налогов.
Экспертные оценки показывают, что только по операциям, отраженным в бухгалтерском учете, от налогообложения уходит 10-15 % всех охватываемых средств. А если учесть расчеты за наличные деньги, то от уплаты скрывается от 30 до 40 % средств.
Налоговая база. Налоговые льготы.Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. При выплате налогов с доходов ее называют налогооблагаемым доходом (прибылью).
Налогооблагаемый доход равен разности между объемом полученного дохода (прибыли) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота (льгота по налогам) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объектов налога, например, затрат на НИОКР, на инвестиции, на благотворительность;
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например ветеранов войны;
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налоговой базы, налоговый вычет;
- налоговый кредит, отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину.
Функции налогов:
1. Фискальная функция, т.е. наполнение доходов и обеспечение финансирования государственных расходов.
2. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
3. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.
Во всех государствах налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В последнее время заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.
Кривая Лаффера. При подоходном налогообложении очень важно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в "теневую" экономику.
Американские эксперты во главе с профессором А. Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 25.1).
Основные точки для анализа:
- ставка налога равна нулю - поступлений в бюджет нет;
- ставка налога равна 100 %- поступлений в бюджет также нет, т.к. в легальной экономике никто не работает, а все уходят в "теневую" экономику.
RA А
RB В
rA=50 rB Ставка налога, %
Рис. 25.1. Кривая Лаффера
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство - их получать.
Точка А: при каком-то значении rA достигается максимум поступлений в бюджет, rA - оптимальный уровень ставки подоходного налога, Rа - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. По Лафферу эта ставка для США составляет 30-35 %.
Если ставка подоходного налога будет увеличиваться по сравнению с rA , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. Rв < Rа, поскольку при больших ставках налога уменьшаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
В чем же суть "эффекта Лаффера"? Если экономика находится в положении справа от точки А (в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rA) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из "теневой" в легальную экономику.
Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы.