Основные показатели деятельности сельскохозяйственных
предприятий в России*
Показатели | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1995 г. | 1998 г. |
Число сельскохозяйственных предприятий (на конец года), тыс. | 25,5 | 26,6 | 26,9 | 26,9 | 27,3 |
Среднегодовая численность работников, млн. чел. | 7,9 | 8,1 | 8,1 | 6,7 | 5,3 |
Сельскохозяйственные угодья, млн. га | 186,3 | 162,8 | 157,9 | 154,1 | 163,5 |
Посевная площадь, млн. га | 106,1 | 104,0 | 98,4 | 86,2 | 76,7 |
Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (1998г. - млн. руб.) | |||||
Рентабельность (убыточность) хозяйственной деятельности, % | 2,3 | -28 | |||
% убыточных сельскохозяйственных предприятий, % | |||||
Поголовье крупного рогатого скота (на конец года), млн. голов | 40,4 | 38,.2 | 34,4 | 26,3 | 17,4 |
Производство зерна, млн. т | 83,9 | 100,4 | 55,5 | 41,9 | |
молока, млн. т | 35,6 | 30,9 | 28,7 | 21,6 | 16,3 |
мяса (в убойном весе), млн. т | 5,7 | 4,9 | 4,1 | 2,7 | 1,8 |
*Российский статистический ежегодник. Официальное издание. - М.: Госкомстат РФ,1999.-С.351.
Современный аграрный кризис в России является одним из самых тяжелых за всю историю страны. Особенностью аграрных кризисов вообще является их большая продолжительность и асимметричность фаз, кризисов, что связано с негативным влиянием природно-климатических условий и с многолетним отставанием сельского хозяйства. Все годы существования СССР сельское хозяйство было одной из самых отстающих отраслей народного хозяйства. Положение в аграрном секторе экономики России усугубилось в 90-е годы XX века с началом рыночных реформ. Резко ослабла государственная поддержка сельского хозяйства и АПК: государственные дотации сельскому хозяйству в 2000 г. были в 3,5 раза ниже, чем в 1990 - 1991 гг. Обострился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. К тому же руководители и специалисты сельхозпредприятий слабо адаптировались в сложных условиях переходной экономики. Все это усугубило современный аграрный кризис, сделало его очень тяжелым и продолжительным.
Для вывода сельского хозяйства России из кризиса необходимо, прежде всего, добиться ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Для этого нужно не только уменьшить число посредников, удешевить продукцию растениеводства и животноводства (на основе применения ресурсосберегающих технологий, улучшения специализации и организации производства и др.), но и усилить государственное регулирование цен предприятий-монополистов фондопроизводящих и перерабатывающих отраслей промышленности и сферы агроуслуг, увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, увеличить дотации и компенсации сельским товаропроизводителям. Сельскохозяйственные предприятия должны стать приоритетными в структуре агропромышленного комплекса и активно поддерживаться всеми органами власти.
В результате реализации ряда мер на макро-, микроэкономическом и региональном уровнях сельхозпредприятиям надо обеспечить экономическую состоятельность, включая мощную производственную, финансовую, рыночную и экологическую.
Многое в развитии сельского хозяйства зависит от качества человеческого капитала в аграрном секторе, от уровня квалификации работников, их заинтересованности, ответственности и предприимчивости, от степени адаптации к сложным условиям перехода к рыночной экономике.
Укреплению экономики предприятий сельского хозяйства и других отраслей АПК способствует развитие кооперации и агропромышленной интеграции. Результатом этого прогрессивного процесса в регионах стало образование межхозяйственных объединений и агрофирм. Агрофирмы объединяют сельскохозяйственные, заготовительные, перерабатывающие, торговые и иные предприятия одного района. Имея единый расчетный счет и финансово-расчетный центр, агрофирмы имеют возможность маневрировать средствами и больше помогать убыточным предприятиям.
Образование и развитие агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.
Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.
АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40 % от величины этих показателей в народном хозяйстве России.
Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющими ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горюче-смазочные материалы, удобрения и др.), а также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.
В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.
Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.
Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:
I сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием;
II сфера - отрасли самого сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.). С 1992 г. в состав II сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность;
III сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
IV сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др.; к социальной - учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.
В таблице 18.2 приведены данные о структуре АПК России в 1994 г., которая за последние годы изменилась незначительно.
В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональных продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.
В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах, вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в городах Мценске, Ливнах. Орловцы хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.
Таблица 18.2
Структура АПК России в 1994 г.
Сферы агропромышленного комплекса | Объем продукции, трлн. руб. | Производственные основные фонды на конец года, трлн. руб. | Среднегодовая численность занятых, млн. чел. |
в % | 54,2 | 17,1 | |
в том числе: I сфера (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, микробиологическая промышленность, строительство, ремонт сельхозтехники и др.) | 6,9 | 38,4 | 4,1 |
в % | 12,7 | 13,5 | 24,0 |
II сфера (сельское хозяйство и частично лесное хозяйство) | 22,7 | 205,5 | 10,3 |
в % | 41,9 | 72,4 | 60,2 |
III сфера (заготовки; отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, торговля и общественное питание) | 24,6 | 40,1 | 2,7 |
в % | 45,4 | 14,1 | 15,8 |
В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развивается так называемая горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации возникают кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).
При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.
В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе - входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе крупных акционерных обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и ОПО "Союз Орловщины".
Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять государственную поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК.
Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому хозяйству до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. В развитых странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы получают более 55 % всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3 % от общего числа ферм).
В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК существенно уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1999 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 9 раз (в сопоставимых ценах).
Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельское хозяйство и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.
Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".[7]
Главными направлениями государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:
ð увеличение дотирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;
ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, удобрений, комбикормов;
ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий-монополистов;
ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;
ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий I и III сфер АПК;
ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;
ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;
ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.
Можно согласиться с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями, способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".[8]