Основные показатели деятельности сельскохозяйственных

предприятий в России*

Показатели 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1995 г. 1998 г.
Число сельскохозяйственных предприятий (на конец года), тыс. 25,5 26,6 26,9 26,9 27,3
Среднегодовая численность работников, млн. чел. 7,9 8,1 8,1 6,7 5,3
Сельскохозяйственные угодья, млн. га 186,3 162,8 157,9 154,1 163,5
Посевная площадь, млн. га 106,1 104,0 98,4 86,2 76,7
Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (1998г. - млн. руб.)
Рентабельность (убыточность) хозяйственной деятельности, % 2,3 -28
% убыточных сельскохозяйственных предприятий, %
Поголовье крупного рогатого скота (на конец года), млн. голов 40,4 38,.2 34,4 26,3 17,4
Производство зерна, млн. т 83,9 100,4 55,5 41,9
молока, млн. т 35,6 30,9 28,7 21,6 16,3
мяса (в убойном весе), млн. т 5,7 4,9 4,1 2,7 1,8

*Российский статистический ежегодник. Официальное издание. - М.: Госкомстат РФ,1999.-С.351.

Современный аграрный кризис в России является одним из самых тяжелых за всю историю страны. Особенностью аграрных кризисов вообще является их большая продолжительность и асимметричность фаз, кризисов, что связано с негативным влиянием природно-климатических условий и с многолетним отставанием сельского хозяйства. Все годы существования СССР сельское хозяйство было одной из самых отстающих отраслей народного хозяйства. Положение в аграрном секторе экономики России усугубилось в 90-е годы XX века с началом рыночных реформ. Резко ослабла государственная поддержка сельского хозяйства и АПК: государственные дотации сельскому хозяйству в 2000 г. были в 3,5 раза ниже, чем в 1990 - 1991 гг. Обострился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. К тому же руководители и специалисты сельхозпредприятий слабо адаптировались в сложных условиях переходной экономики. Все это усугубило современный аграрный кризис, сделало его очень тяжелым и продолжительным.

Для вывода сельского хозяйства России из кризиса необходимо, прежде всего, добиться ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Для этого нужно не только уменьшить число посредников, удешевить продукцию растениеводства и животноводства (на основе применения ресурсосберегающих технологий, улучшения специализации и организации производства и др.), но и усилить государственное регулирование цен предприятий-монополистов фондопроизводящих и перерабатывающих отраслей промышленности и сферы агроуслуг, увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, увеличить дотации и компенсации сельским товаропроизводителям. Сельскохозяйственные предприятия должны стать приоритетными в структуре агропромышленного комплекса и активно поддерживаться всеми органами власти.

В результате реализации ряда мер на макро-, микроэкономическом и региональном уровнях сельхозпредприятиям надо обеспечить экономическую состоятельность, включая мощную производственную, финансовую, рыночную и экологическую.

Многое в развитии сельского хозяйства зависит от качества человеческого капитала в аграрном секторе, от уровня квалификации работников, их заинтересованности, ответственности и предприимчивости, от степени адаптации к сложным условиям перехода к рыночной экономике.

Укреплению экономики предприятий сельского хозяйства и других отраслей АПК способствует развитие кооперации и агропромышленной интеграции. Результатом этого прогрессивного процесса в регионах стало образование межхозяйственных объединений и агрофирм. Агрофирмы объединяют сельскохозяйственные, заготовительные, перерабатывающие, торговые и иные предприятия одного района. Имея единый расчетный счет и финансово-расчетный центр, агрофирмы имеют возможность маневрировать средствами и больше помогать убыточным предприятиям.

Образование и развитие агропромышленного комплекса

Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.

Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.

АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40 % от величины этих показателей в народном хозяйстве России.

Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющими ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горюче-смазочные материалы, удобрения и др.), а также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.

В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.

Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.

Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:

I сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием;

II сфера - отрасли самого сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.). С 1992 г. в состав II сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность;

III сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

IV сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др.; к социальной - учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.

В таблице 18.2 приведены данные о структуре АПК России в 1994 г., которая за последние годы изменилась незначительно.

В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональных продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.

В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах, вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в городах Мценске, Ливнах. Орловцы хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.

Таблица 18.2

Структура АПК России в 1994 г.

Сферы агропромышленного комплекса Объем продукции, трлн. руб. Производственные основные фонды на конец года, трлн. руб. Среднегодовая численность занятых, млн. чел.
  в % 54,2 17,1
в том числе: I сфера (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, микробиологическая промышленность, строительство, ремонт сельхозтехники и др.) 6,9 38,4 4,1
в % 12,7 13,5 24,0
II сфера (сельское хозяйство и частично лесное хозяйство) 22,7 205,5 10,3
в % 41,9 72,4 60,2
III сфера (заготовки; отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, торговля и общественное питание) 24,6 40,1 2,7
в % 45,4 14,1 15,8

В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развивается так называемая горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации возникают кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).

При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.

В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе - входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе крупных акционерных обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и ОПО "Союз Орловщины".

Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять государственную поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК.

Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому хозяйству до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. В развитых странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы получают более 55 % всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3 % от общего числа ферм).

В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК существенно уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1999 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 9 раз (в сопоставимых ценах).

Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельское хозяйство и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.

Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".[7]

Главными направлениями государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:

ð увеличение дотирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;

ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, удобрений, комбикормов;

ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий-монополистов;

ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;

ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий I и III сфер АПК;

ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;

ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;

ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.

Можно согласиться с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями, способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".[8]

Наши рекомендации