Инструментальный, содержательный и процессуальный подходы к изучению мотивации.
Инструментальный, содержательный и процессуальный подходы к изучению мотивации.
Говоря о видах мотивации работников, необходимо отметить, что на работе мотивация может происходить двумя способами:
• люди могут мотивировать себя сами путем поиска, выявления и выполнения той работы, которая удовлетворяет их потребности или, по крайней мере, приближает к достижению цели;
• людей может мотивировать руководство путем оплаты, повышений, похвалы и т.п.
Внешние побуждающие факторы (т.е. то, что делается для людей, чтобы мотивировать их: повышенная оплата, похвала, продвижение, а также дисциплинарные меры, критика и т.д.) могут приводить к немедленному и сильному воздействию, но оно не всегда продолжается в течение длительного времени. Внутренние мотивирующие факторы, связанные с ответственностью (ощущением, что работа важна, контроль над собственными ресурсами), независимостью (свобода действий, принятия решений), благоприятными возможностями для развития навыков, продвижения и т.д., обычно воздействуют более глубоко и длительно, потому что они присущи самим людям, а не навязаны им извне.
Инструментальная теориясвязана с желанием работников получить осязаемые внешние вознаграждения, такие как зарплата, премии и т.п. В своей наиболее примитивной форме инструментальная теория утверждает, что люди работают только ради денег.
Эта теория возникла во второй половине XIX в., взяв свое начало в концепции “раннего научного управления” Фредерика Уинслоу Тейлора, и предполагала, что человек мотивирован трудиться, если награды и наказания напрямую связаны с показателями его труда. Рабочий воспринимался как крайний индивидуалист, думающий только о своей выгоде. Ф. Тейлор отбрасывал любые формы коллективного стимулирования, и система сдельной оплаты, предлагаемая им, была направлена на обострение конкуренции среди рабочих.
К середине 20-х гг. XX в. система “раннего научного управления” была подвергнута критике. Соратники и последователи Ф. Тейлора достаточно быстро отошли от положений его теории, так как стали замечать ее слабости и недостатки, к которым можно отнести следующие:
• игнорирование общественной природы человека, его творческой созидательной силы;
• признание в качестве побудительного стимула единственного средства – денег;
• гибельное влияние данной организации труда на организм, разрушение личности рабочего;
• резкое увеличение монотонности труда;
• усиление отчужденности рабочих.
Итак, система Ф. Тейлора, возникшая на базе предпосылок, вытекающих из разделения и отчуждения труда, явилась одной из ведущих моделей мотивации рабочего, от которой отталкивались, о которой спорили и которую опровергали все последующие теории и гипотезы о природе трудовой мотивации.
Теория ожиданий.
Согласно данной теории, работник направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда он уверен в высокой степени вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей. Это объясняет, почему финансовое стимулирование (например, премиальная система) работает только в случаях наличия четкой связи между трудозатратами и денежной премией и уверенности сотрудника в том, что ценность получаемой награды стоит его усилий. Этим также можно объяснить и то, почему внутренняя мотивация, возникающая на основе самой работы, может быть значительно мощнее внешней; работники в большей степени контролируют последствия внутренней мотивации и могут больше полагаться на свой прошлый опыт, чтобы определить, насколько результаты их поступков будут позитивными и выгодными для них.
Теория справедливостисвязана с субъективным оцениванием работниками своего вознаграждения относительно других сотрудников, выполняющих примерно такую же работу. Таким образом, теория справедливости утверждает, что люди лучше мотивированы, если с ними обращаются справедливо, и не будут мотивированы, если к ним относятся несправедливо. Относиться справедливо – означает обращаться честно, при сравнении с какой-то группой людей или с соответствующим другим человеком. Справедливость затрагивает чувства и восприятие и всегда является процессом сопоставления.
Модель Портера– Лоулера.В 1968 г. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали более сложный вариант мотивационных теорий, включающий элементы и теории ожиданий, и теории справедливости. Согласно данной теории, результаты труда зависят от прилагаемых сотрудником усилий, его способностей и личностных особенностей (характера индивида), а также осознания им своей роли в организации и в процессе деятельности. В модели Портера–Лоулера также учитывается восприятие справедливости вознаграждения, выраженное степенью удовлетворения работника.
Одной из важных особенностей модели является то, что в ней, в отличие от ранних мотивационных теорий, утверждается, что удовлетворенность человека зависит от результативности его труда, тогда как прежде рассматриваемые теории утверждали, что удовлетворенность трудом приводит к его результативности.
Инструментальный, содержательный и процессуальный подходы к изучению мотивации.
Говоря о видах мотивации работников, необходимо отметить, что на работе мотивация может происходить двумя способами:
• люди могут мотивировать себя сами путем поиска, выявления и выполнения той работы, которая удовлетворяет их потребности или, по крайней мере, приближает к достижению цели;
• людей может мотивировать руководство путем оплаты, повышений, похвалы и т.п.
Внешние побуждающие факторы (т.е. то, что делается для людей, чтобы мотивировать их: повышенная оплата, похвала, продвижение, а также дисциплинарные меры, критика и т.д.) могут приводить к немедленному и сильному воздействию, но оно не всегда продолжается в течение длительного времени. Внутренние мотивирующие факторы, связанные с ответственностью (ощущением, что работа важна, контроль над собственными ресурсами), независимостью (свобода действий, принятия решений), благоприятными возможностями для развития навыков, продвижения и т.д., обычно воздействуют более глубоко и длительно, потому что они присущи самим людям, а не навязаны им извне.
Инструментальная теориясвязана с желанием работников получить осязаемые внешние вознаграждения, такие как зарплата, премии и т.п. В своей наиболее примитивной форме инструментальная теория утверждает, что люди работают только ради денег.
Эта теория возникла во второй половине XIX в., взяв свое начало в концепции “раннего научного управления” Фредерика Уинслоу Тейлора, и предполагала, что человек мотивирован трудиться, если награды и наказания напрямую связаны с показателями его труда. Рабочий воспринимался как крайний индивидуалист, думающий только о своей выгоде. Ф. Тейлор отбрасывал любые формы коллективного стимулирования, и система сдельной оплаты, предлагаемая им, была направлена на обострение конкуренции среди рабочих.
К середине 20-х гг. XX в. система “раннего научного управления” была подвергнута критике. Соратники и последователи Ф. Тейлора достаточно быстро отошли от положений его теории, так как стали замечать ее слабости и недостатки, к которым можно отнести следующие:
• игнорирование общественной природы человека, его творческой созидательной силы;
• признание в качестве побудительного стимула единственного средства – денег;
• гибельное влияние данной организации труда на организм, разрушение личности рабочего;
• резкое увеличение монотонности труда;
• усиление отчужденности рабочих.
Итак, система Ф. Тейлора, возникшая на базе предпосылок, вытекающих из разделения и отчуждения труда, явилась одной из ведущих моделей мотивации рабочего, от которой отталкивались, о которой спорили и которую опровергали все последующие теории и гипотезы о природе трудовой мотивации.