Область примен-я и м-ды сравнительного подхода к ОБ, их достоинства и недостатки
Осн. принцип - принцип замещения.
Покупатель не купит объект, если его ст-ть превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.
Теоретической основой данного подхода является предположение, что цену компании м. опр-ть, используя сравнительный анализ уровня цен на похожие предприятия, который сформирован рынком.
Объектом оценки явл-ся обычно закрытая компания или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны.
Необходимость оценки возникает:
- когда треб-ся мгновенная оценка
- когда невозможно обеспечить точное прогнозирование
- когда треб-ся придать оценке объективность
- когда треб-ся проверить оценку с помощью др. методов
Считается, что в сходных компаниях соотношение между ст-тью предприятия и его фин. параметрами достаточно близкое (мультипликатор).
Достоинства сравнит. подхода:
-базируется на рыноч. данных и отражает реально сложившееся соотношение спроса и предложения.
Недостатки:
- сложность получения информации по достаточному кругу аналогичных компаний
- необходимость внесения сложных поправок для обеспечения сопоставиомсти анализируемого материала
- оценка не учитывает будущих ожиданий инвестора
- для грамотного использования мультипликатора оценщик д.б. уверен, что группа компаний-аналогов оценена корректно.
Возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия архивного фондового рынка, от доступности финансовой инф-ции, от наличия служб, агентств, накапливающих ценовую или финансовую инф-цию.
Сравнительный подход:
- метод рынка капитала
- метод сделок
- метод отраслевых коэф-тов
Метод рынка капитала – основан на реальных рыночных ценах акций ОАО, сложившихся на фондовом рынке. Область применения – оценка неконтрольного пакета акций.
Метод сделок – основан на исп-ии цен, по кот. приобретались контрольные пакеты акций или предприятие в целом.
Метод отраслевых коэф-тов – предполагает исп-е формул или пок-лей, основанных на данных о продаже компании по отраслям и отражающих их конкрет. специфику.
Область применения – узкий круг отрасли, имеющих огранич-ую номенклатуру Т и У.
Основные этапы оценки м-дом рынка капитала
М-д рынка капитала– один из м-дов сравнит. подхода к ОБ, основан на примен-ии мульт-ров к оцен. компании.
Этапы оценки: 1) Сбор инф-ии, выбор источников данных: Информация: *рыночная (ценовая, данные о фактич. ценах купли-продажи комп-аналога) и *финансовая (фин. отчетность по оцен. п/п и комп-аналогам). 2) Подбор аналогов: Аналоги – фирмы и комп-ии той же отрасли, чьи акции ликвидны и дост-но надежно котир-ся на фонд. рынке. Выбираются по ряду критериев.
3) Фин.анализ и повыш-е уровня сопостав-ти: Примен-ся все традиц. м-ды и приемы фин. анализа. Особенности: - в процессе фин. анализа опред-ся рейтинг оценив. комп-ии в списке аналогов; - фин. анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкр. мульт-ру; - фин. анализ явл-ся основой для внес-я необх. корректировок и обеспеч-я сопостав-ти. 4)Выбор и расчет оценочных мульт-ров:4 группы мульт-ров: 1) Ц/Прибыль 2) Ц/Дивид.выплаты; 3) Ц/Выр от прод.; 4) Ц/Баланс. ст-ть активов, Ц/Чист. акт.Все данные берутся изпубличн. фин. отч-ти комп-аналога. Цена(Ц)=Ц 1акц.*N акций в обращ-ии; N обращ=N-Nвыкупл-Nне разм на рынке 5) Примен-е мульт-ров к оцен. компании 6) Опред-е итоговой величины ст-ти: Использ-е мульт-ров дает оценщику разл. вар-ты ст-ти комп-ии. Итоговая величина опред-ся как ср. арифм. или ср. взвеш-я величина. 7) Внесение поправок: Поправки: 1) учет нефункц-их или избыточных активов, оцен-ся по рын. ст-ти и добавл-ся к величине ст-ти в п.6 2) если фин. анализ выявляет недост-ть СОбС, либо необх-сть в затратах кап. хар-ра, эти суммы минусуются. 3) для комп-ии закр. типа примен-ся скидка на недост-к ликвидности; 4) в случае необх-ти добавл-ся премия за эл-ты к-ля.
Сбор инфо при применении м-да рынка капитала
При примен-ии м-да рынка капитала использ-ся инф-я: 1) рыночная (ценовая)- данные о фактич. ценах купли-продажи компании-аналога; 2) финансовая – фин. отчетность за посл. отч. год (за ряд посл. лет) по оцен. п/п и комп-аналогам.
Источники ценовой инф-ии: данные различных информац. агенств (финмаркет, РБК). Фин. данные – из публичной фин. отчетности комп-аналога.