Характеристика и экономическое состояние ФГУП НИИ Полимеров
ФГУП "НИИ Полимеров" своими разработками оказывает большое влияние на развитие практически всех отраслей экономики России. Успешно развиваются научные направления: полимерные клеи, герметики и ремонтные материалы, органическое стекло для авиации, поливинилхлоридные материалы для мебельной и деревообрабатывающих отраслей. Лаборатории института обеспечены уникальным парком современных приборов.
Новые полимерные материалы ФГУП "НИИ Полимеров" разрабатывает в сотрудничестве с крупнейшими государственными научными центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями, такими как ГНЦ "ВИАМ" (Москва), "Российский федеральный ядерный центр - ВНИИЭФ" (Саров), ГНПЦ "ЦСКБ-Прогресс" (Самара), ГосНИИмаш (Дзержинск), ГосНИИ "Кристалл" (Дзержинск), НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина (Москва), НИИ стали (Москва), ИПХФ РАН (Черноголовка), МГУ (Москва) и ННГУ (Нижний Новгород).
Перспектива ФГУП "НИИ Полимеров" - в расширении взаимовыгодного сотрудничества с ВУЗами, академическими и отраслевыми НИИ для проведения совместных исследований по приоритетным направлениям науки, обеспечения научно-исследовательскими разработками и уникальными наукоемкими материалами химической промышленности, машиностроительной и оборонной отраслей, автомобильной и авиационной промышленности, строительства, медицины и легкой промышленности.
ФГУП НИИ Полимеров - лидер инновационного развития химии полимеров России на основе создания и внедрения наукоемких технологий, разрабатываемых профессиональным и успешным коллективом.
Цель: обеспечить растущие потребности российской промышленности в современных наукоемких отечественных продуктах малотоннажной химии, опираясь на новейшие достижения науки и многолетний опыт сотрудников в сфере разработки технологий и производства продукции.
Задачи: поддержание репутации поставщика научно-технической продукции высокого качества; формирование коллектива единомышленников и создание условий для выявления и реализации личного потенциала сотрудников; обеспечение стабильного роста научно-технического потенциала института, опираясь на знания и творческую работу сотрудников; модернизация технологического оборудования для снижения себестоимости продукции при неизменно высоком качестве; организация сотрудничества с российскими и зарубежными научными организациями, включая высшие учебные заведения, для обмена знаниями и реализации совместных проектов.
Направления научно-исследовательских работ:
1. Исследование закономерностей процессов получения мономеров и олигомеров (мет)акрилового ряда по реакциям (пере)этерификации и перенитрилирования, реакционной способности и свойств получаемых (мет)акрилатов;
2. Изучение условий получения эфиров многоатомных спиртов и их физико-химических свойств; исследования в области количественных соотношений между структурой и свойствами эфиров полиолов;
3. Исследование процессов полимераналогичных превращений на примере получения ацеталей поливинилового спирта; синтез и изучение структуры поливинилацеталей, корреляция структуры с физико-химическими свойствами получаемых полимеров;
4. Исследования в области химии и технологии блочной (со)полимеризации (мет)акриловых мономеров и свойств получаемых полимеров;
5. Исследование процессов радикальной гомо- и сополимеризации акриловых мономеров и винилхлорида;
6. Исследование процессов дисперсионной (эмульсионной и суспензионной) полимеризации акриловых мономеров;
7. Разработка научных основ и методов создания нетоксичных композиционных дезинфицирующих средств на основе четвертичных аммониевых соединений;
8. Исследования механо-химических процессов получения пластичных и жидких водорастворимых смазок на основе жирных кислот;
9. Исследования в области создания реакционноспособных мономер-олигомерных акриловых, уретанакрилатных и эпоксидных адгезивных композиций; изучение влияния компонентов адгезивов на их физико-механические свойства (скорость отверждения, термостойкость, химстойкость, прочностные характеристики);
10. Исследование влияния рецептурных и технологических факторов на физико-механические, реологические и эксплуатационные характеристики полимерных композиций на основе полиолефинов, поливинилхлорида и (олиго)полиамидов.
Основные направления научно-производственной деятельности института:
1) Проведение научно-исследовательских и технологических работ при разработке новых технологических процессов и материалов;
2) Решение вопросов аппаратурного оформления технологических процессов;
3) Проектирование и создание опытно-экспериментальных и промышленных малотоннажных установок;
4) Выдача исходных данных для проектирования промышленных производств;
5) Организация производств и научно-техническое сопровождение промышленного выпуска новых видов продукции.
Выпускаемая продукция: клеи, герметики, адгезивы, компаунды; органическое стекло; ПВХ пластикаты, пластизоли, ПВХ композиции; акриловые (со)полимеры и дисперсии Латакрил®; (мет)акриловые мономеры. Олигоэфиракрилаты; продукты органического синтеза; водорастворимые технологические смазки СИНЭРС®; продукты для медицины, фармакологии и гигиены.
ФГУП НИИ Полимеров также оказывает услуги по проведению маркетинговых исследований по рынкам малотоннажной химии.
В институте в настоящее время работает более 500 человек, из них 3 доктора наук и 10 кандидатов наук. В институте подготовлено 15 докторов и более 120 кандидатов наук, 11 сотрудников института удостоены званий лауреатов Государственной премии и Премии Совета Министров СССР. В активе института более 1200 авторских свидетельств и патентов.
НИИ Полимеров состоит из двух основных структурных блоков:научно-исследовательская часть;опытный завод по производству малотоннажной наукоемкой химической продукции.
Научно-исследовательская часть состоит из 9 лабораторий, размещенных в лабораторном корпусе общей площадью 6583 кв.м. Технологические лаборатории профилированы по направлениям: органическому синтезу, полимеризации, переработке полимеров и оснащены соответствующим оборудованием и стендовыми установками[19].
В таблице2.1приведена динамика технико-экономических и финансовых показателей ФГУП НИИ Полимеровза 2014-2016 годы.
Таблица 2.1 – Финансовые и технико-экономическиепоказатели
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Нематериальные активы | 202698366,84 | 386879258,09 | 512016569,64 |
Результаты исследований и разработок | 221671181,75 | 366079723,91 | 654733988,09 |
Основные средства | 549899403,63 | 642065888,86 | 928440754,89 |
Запасы | 548788428,56 | 581779157,72 | 857223752,79 |
Дебиторская задолженность | 314933816,52 | 370876129,17 | 564538844,38 |
Денежные средства | 529802255,35 | 569860096,91 | 784315236,65 |
Уставный капитал | 178572146,70 | 226479012,95 | 301805303,91 |
Резервный капитал | 201925985,26 | 262326290,64 | 293686548,32 |
Нераспределенная прибыль | 481834021,98 | 569312385,53 | 693502953,23 |
Заемные средства (долгосрочные) | 501825564,57 | 847825589,74 | 1379540698,65 |
Заемные средства (краткосрочные) | 353427410,41 | 407443949,18 | 748595076,52 |
Кредиторская задолженность | 379824699,97 | 402903464,18 | 746907995,63 |
Доходы будущих периодов | 270383623,75 | 201249562,43 | 137230570,17 |
Выручка | 1304985752,25 | 1540815978,05 | 1961191195,33 |
Себестоимость продаж | 471732802,26 | 587018265,78 | 819026756,64 |
Валовая прибыль | 833252949,99 | 953797712,27 | 1142164438,69 |
Коммерческие расходы | 107746460,56 | 135986191,35 | 151638676,75 |
Управленческие расходы | 192189530,73 | 199606109,43 | 209640503,80 |
Прибыль от продаж | 533316958,71 | 618205411,49 | 780885258,13 |
Прочие доходы | 153562259,72 | 171404930,24 | 213103363,78 |
Прочие расходы | 115854332,85 | 130991279,97 | 146885940,36 |
Прибыль до налогообложения | 571024885,58 | 658619061,77 | 847102681,55 |
Текущий налог на прибыль | 114204977,12 | 131723812,35 | 169420536,31 |
Чистая прибыль | 456819908,46 | 526895249,41 | 677682145,24 |
Количество персонала | |||
Средняя заработная плата | 20526,48 | 26482,38 | 34515,28 |
Выработка на 1 человека | |||
Трудоемкость | 0,00058 | 0,00057 | 0,00044 |
Фондоемкость | 0,421 | 0,417 | 0,47 |
Фондоотдача | 2,37 | 2,40 | 2,11 |
Годовой выпуск продукции в натур.изм. | 404831,66 | 669185,92 | 1134209,43 |
Регистрировалось повышение: нематериальных активов на 90,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 32,4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; результатов исследований и разработок – на 65,2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 78,9% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; стоимости основных средств – на 16,8% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 44,6% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В общем внеоборотные активы увеличились на 43,2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 50,2% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Отмечался рост: суммы запасов на 6% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 47,4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; дебиторской задолженности – на 17,8% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 52,2% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; денежных средств – на 7,6% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 37,6% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В целом оборотные активы повысились на 9,3% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 44,9% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Наблюдалось увеличение: уставного капитала на 26,8% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 33,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; резервного капитала – на 29,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 12% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; суммы нераспределенной прибыли – на 18,2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 21,8% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В общем сумма капиталов и резервов (собственных средств организации) выросла на 22,7% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 21,8% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Регистрировалось повышение долгосрочных заемных средств и обязательств на 69% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 62,7% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Отмечалось увеличение: краткосрочных заемных средств на 15,3% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 83,7% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; суммы кредиторской задолженности – на 6,1% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 85,4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Доходы будущих периодов понизились на 25,6% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 31,8% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В целом краткосрочные обязательства незначительно выросли (на 0,79%) в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 61,4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Наблюдалось повышение валюты или цифры баланса на 23,2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 47,4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Регистрировалось увеличение: выручки на 18,1% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 27,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; себестоимости – на 24,4% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 39,5% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;валовой прибыли – на 14,5% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 19,8% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; коммерческих расходов – на 26,2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 11,5% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;управленческих затрат – на 3,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 5% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; прибыли от продаж –на 15,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 26,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;прочих доходов – на 11,6% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 24,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; прочих издержек – на 13,1% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 12,1% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; прибыли до налогообложения и чистой прибыли – на 15,3% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 28,6% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Отмечался рост: количества сотрудников на 62% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 31,9% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; средней заработной платы – на 29% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 30,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;годового выпуска продукции в натуральных величинах – на 65,3% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 69,5% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; выработки (производительности труда) на 1 сотрудника – на 2,1% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 28,5% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;фондоемкости – на 13,6% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; фондоотдачи – на 1,12% в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
Повышение фондоотдачи было вызвано увеличением производительности оборудования и улучшением использования рабочего времени и мощности организации.
Наблюдалось снижение: трудоемкости – на 2% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 22,2% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;фондоемкости – на 1,11%в 2015 году по сравнению с 2014 годом; фондоотдачи – на 12% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Уменьшение фондоотдачи было вызвано внедрением недавно закупленного оборудования и ростом затрат в связи с этим на технику безопасности.
В таблице 2.2 отражены показатели рентабельности ФГУП НИИ Полимеров на 2014-2016 год.
Таблица 2.2 – Показатели рентабельности организации
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Рентабельность основных средств | 97,0% | 96,3% | 84,1% |
Рентабельность производства | 113,1% | 105,3% | 95,3% |
Рентабельность активов | 24,1% | 22,6% | 19,7% |
Рентабельность собствен. капитала | 53,0% | 49,8% | 52,6% |
Рентабельность продаж | 40,9% | 40,1% | 39,8% |
Регистрировалось понижение: рентабельности основных средств на 0,7% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 12,2% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; рентабельности производства – на 7,7% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 10% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;рентабельности активов – на 1,5% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 2,9% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; рентабельности продаж – на 0,8% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и на 0,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом; рентабельности собственного капитала – на 3,2%.
Снижение рентабельности основных фондов связано с закупкой нового оборудования и падением рентабельности продаж. Рентабельность производства уменьшалась по причине более высоких темпов роста себестоимости по сравнению с выручкой; рентабельность активов – по причине роста среднегодовой стоимости внеоборотных и оборотных активов; рентабельности продаж – в связи с более высокими темпами роста себестоимости по сравнению с выручкой; рентабельность собственного капитала в 2015 году – в связи с повышением собственного капитала и очень низким увеличением заемного капитала.
С 2016 года отмечается рост рентабельности собственного капитала (на 2,8% в 2016 году), что вызвано повышением заемных средств и прибыли.
2.2 Вычисление и анализ прибыли на примере выпуска композиционного полимерного носителя
Композиционный полимерный носительпредназначен для использования в качестве носителя в лекарственных препаратах пролонгированного действия.Обеспечивает защиту лекарственного вещества от инактивации желудочным соком и равномерное поступление лекарства в течение длительного времени. Нетоксичен.Применение носителя позволяет:получить длительный терапевтический эффект при однократном применении лекарственного средства,избежать колебаний концентрации лекарственных веществ в крови, вызывающих нежелательные побочные явления,снизить токсичность лекарственного вещества.Состав: интерполимерный комплекс полиметакриловой кислоты и полиэтиленгликоля.
Для определения дохода и прибыли произведем расчет затрат на производство и цены продукции и сравним значения показателей за 2015 и 2016 годы.
На рисунке 2.1 продемонстрировано изменение численности работников по категориям на производстве за 2 года.
Рисунок 2.1 – Динамикаколичества сотрудников по категориям во временном промежутке
Как видно из рисунка 2.1, численность специалистов выросла на 50%, служащих – на 40%, основных производственных работников – на 16,7%, вспомогательных работников – на 12,5%. Количество сотрудников в целом повысилось на 22,6%
Для стимулирования их производственной деятельности организация формирует и использует фонд оплаты труда (ФОТ), состоящий из фонда заработной платы (ФЗП) и фонда материального поощрения (ФМП). ФЗП образуется по повременной форме оплаты труда (с использованием тарифной ставки и фактически отработанного времени), а ФМП представлен премиальными выплатами в размере 43% от ФЗП.
На рисунке 2.2 показана динамика фонда оплаты труда по группам работников как одной из статьи расходов в себестоимости производства.
Рисунок2.2 –Изменениефонда оплаты труда по группам сотрудников во временном промежутке
Как наблюдается из рисунка 2.2, ФОТ руководителей увеличился на 22,1%, специалистов – на 104,5%, служащих – на 17,6%, основных производственных работников – на 19,6%, вспомогательных рабочих – на 3%. В целом ФОТ вырос на 27,8%.
Заполним теперь таблицу 2.3 для расчета полной себестоимости и цены выпускаемого соединения.
Выпуск композиционного полимерного носителя в 2015 году был равен 21600 кг, в 2016 году – 31200 кг (повысился на 44,4%). Расходы на сырье и материалы и топливно-энергетические ресурсы определяются как сумма произведений цены каждого компонента для производства на закупаемый объем.Основная заработная плата производственных рабочих вычисляется как отношение ФЗП на объем выпуска. Дополнительная заработная плата – как отношение ФМП на объем выпуска. Отчисления на социальные нужды равны 30,2% от суммы основной и дополнительной заработной платы. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховые расходы определены по сметам. Общезаводские затраты составляют 81% от цеховой себестоимости, прочие производственные расходы – 6% от общезаводских, внепроизводственные расходы – 14% от производственной себестоимости.
Таблица 2.3 – Калькуляция себестоимости 1 кг композиционного полимерного носителя
Статьи затрат | Расходы, руб./1кг | |
2015 г. | 2016 г. | |
Сырье и материалы, топливно-энергетические ресурсы | 452,74 | 667,57 |
Основная зарплата производственных рабочих | 153,22 | 126,86 |
Дополнительная зарплата производственных рабочих | 65,88 | 54,55 |
Отчисления на социальные нужды | 66,17 | 54,79 |
Итого переменные издержки | 738,00 | 903,77 |
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | 200,11 | 223,28 |
Цеховые расходы | 440,63 | 605,04 |
Итого цеховая себестоимость | 1378,75 | 1732,08 |
Общезаводские расходы | 1116,78 | 1402,99 |
Прочие производственные расходы | 67,01 | 84,18 |
Итого производственная себестоимость | 2562,54 | 3219,25 |
Внепроизводственные расходы | 358,76 | 450,69 |
Итого постоянные издержки | 2183,29 | 2766,18 |
Итого полная себестоимость | 2921,29 | 3669,94 |
Затраты на сырье и материалы и топливно-энергетические ресурсы повысились на 47,5%, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – на 11,6%, цеховые расходы – на 37,3%, общезаводские, прочие производственные, внепроизводственные затраты, цеховая, производственная полная себестоимость – на 25,6%. Издержки на оплату труда и соцотчисления понизились на 17,2%.
Цена на единицу продукции состоит из полной себестоимости и наценки. Наценка равна 15% от полной себестоимости.
Цена на 1 кг композиционного полимерного носителя в 2015 году была 3359,48 руб., в 2016 году – 4220,43 руб.
Доход в 2015 году = 3359,48×21600 = 72564768 руб.; доход в 2016 году = 4220,43×31200 = 131677416 руб. Следовательно, он увеличился на 81,5%.
Прибыль от реализации в 2015 году =72564768 – 63099893,89 = 9464874,11 руб., прибыль от реализации в 2016 году = 131677416 – 114502206,3 = 17175209,7 руб. Прибыль выросла тоже на 81,5%.
На ее величину наибольшее влияние оказывают общезаводские издержки, поскольку в структуре полной себестоимости они составляют 38% (остальные имеют меньшие доли). Необходимо их уменьшение с целью увеличения величины прибыли.
Прибыль до налогообложения равна прибыли от продаж в связи с отсутствием дополнительных доходов и расходов. Значит, чистая прибыль за 2015 год = 9464874,11 – 0,2×9464874,11 = 7571899,29 руб., чистая прибыль за 2016 год = 17175209,7 – 0,2×17175209,7 = 13740167,76 руб.
Чистая прибыль на 1 сотрудника в 2015 году = = 244254,82 руб./чел.
Чистая прибыль на 1 сотрудника в 2016 году = = 361583,36 руб./чел. То есть, на 1 человека стало приходиться больше прибыли (на 48%), что говорит и о повышении производительности труда, а значит, организация развивается положительно.
Определим количество продукции, которое позволит окупить затраты на производство, то есть точку безубыточности.
Критический объем =
Критический объем на 2015 год = = 17989,5 кг
Критический объем на 2016 год = = 26021,6 кг
Покажем эти точки на рисунках 2.3 и 2.4.
Рисунок2.3 – Критическийобъем производства в 2015 году
Рисунок2.4 – Критическийобъем производства в 2016 году
Наблюдалось смещение точки безубыточности немного вправо, то есть необходимо выпустить больше продукции, чтобы окупить затраты. Организации следует или повысить цену на единицу продукции, или снизить издержки, чтобы критический объем производства уменьшился.
Порог безубыточности в 2015 году = 17989,5×3359,48 = 60435365,46 руб.
Порог безубыточности в 2016 году = 26021,6×4220,43 = 109822341,29 руб.
Таким образом, он увеличился на 81,7%.
Эффект влияния операционного рычага в 2015 году = = 5,98
Эффект влияния операционного рычага в 2016 году = = 6,03
Повышение эффекта свидетельствует о росте предпринимательского риска. При снижении объема реализации произойдет резкое уменьшение и прибыли от продаж.
Предел безопасности в 2015 году = 21600 - 17989,5 = 3610,5 кг.
Предел безопасности в 2016 году = 31200 - 26021,6 = 5178,4кг.
Произошло его повышение на 43,4%.
Запас финансовой прочности на 2015 год = 3610,5×3359,48 = 12129402,54 руб.
Запас финансовой прочности на 2016 год = 5178,4×4220,43 = 21855074,71 руб.
Наблюдалось его увеличение на 80,2%.
То есть, организация может снизить объемы выпуска на 5178,4 кг и продаж на 21855074,71 руб., чтобы работать без получения прибыли.
Коэффициент безопасности в 2015 году = = 0,167
Коэффициент безопасности в 2016 году = = 0,166
Показатель безопасности остался примерно на том же уровне.
Определим рентабельность производства и продаж композиционного полимерного носителя с целью выяснения, сколько приходится прибыли на 1 руб. затрат или выручки, и как повысилась эффективность реализации или выпуска.
Рентабельность производства на 2015 год = = 0,15
Рентабельность производства на 2016 год = = 0,15
Показатель довольно низкий, соответственно, либо стоит понизить издержки на производство, либо повысить объемы продаж, либо улучшить качество выпускаемого соединения.
Рентабельность продаж на 2015 год = = 0,13
Рентабельность продаж на 2016 год = = 0,13
Показатель довольно низкий, соответственно, помогут те же меры по повышению: либо рост цены, либо увеличение сбыта.
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на ее получение, классифицируютсяна внутренние и внешние. Первые, в свою очередь, распределяются на производственные и непроизводственные, а производственные – на экстенсивные и интенсивные.
Внутренние факторы действуют на величину прибыли:через увеличение объема выпуска и реализации продукции;через улучшение качества продукции;через повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации.
К внутренним факторам относятся:уровень хозяйствования;компетенция руководства и менеджеров;конкурентоспособность продукции;уровень организации производства и труда;производительность труда;состояние и эффективность производственного и финансовогопланирования; гибкое производство; соблюдение заключенных договоров; периодический пересмотр политики коммерческого кредитования.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс полученияприбыли через количественные изменения объема средств и предметовтруда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала и т.п.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительностиоборудования и его качества; использование современных видов материалов и совершенствование технологии их обработки; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.
К непроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая, природоохранная деятельность, социальные условия труда ит.п.
Внешние факторы: конъюнктура рынка; уровень цен на потребляемые ресурсы; нормы амортизационных отчислений; природныеусловия; государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот и т.п.Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могутоказывать значительное влияние на величину прибыли[20],[21].
В 2016 году уже проводились мероприятия по повышению объема прибыли, которые дали определенные результаты:
Индекс заработной платы на 2016 годIзп = = 1,04
Индекс роста производительности труда на 2016 год Iпт = = 1,18
Индекс ЭЭ = = = 0,88. Следовательно, можно еще увеличить затраты на оплату труда, что позволит повысить объемы выпуска, что отразится и на прибыли организации.
Некоторые показатели тоже подтверждают этот вывод:
Зарплаторентабельность =
Зарплаторентабельностьна 2015 год = = 0,78
Зарплаторентабельностьна 2016 год = = 1,11
Таким образом, повышение фонда оплаты труда в 2016 году привели к росту финансовых результатов организации.
Индекс соотношения чистой прибыли и фонда оплаты труда =
В 2015 году индекс = = 0,63. В 2016 году индекс = = 0,89.
Индекс соотношения темпа роста чистой прибыли и темпа роста ФОТ = ×100%.
На 2016 год он будет равен = 1,84.
То есть повышение фонда оплаты труда повлекло за собой рост чистой прибыли почти в 2 раза.
При выделении денежных средств из чистой прибыли в фонд накопления были закуплены оборотные средства на сумму 510631,25руб. и проведена научно-исследовательская работа на сумму 968344,2 руб. Цель этого: улучшение технологии производства и качества продукции, повышение объемов выпуска и реализации, производительности труда и снижение некоторых издержек.
Проведем исследование, как повлияют некоторые изменения в плановом периоде (на 2017 год) на величину прибыли:
1)увеличение производительности труда за счет повышения производительности оборудования, использования современных видов материалов и совершенствования технологии их обработки, ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения трудоемкости и материалоемкости продукции. Это повлечет изменение выпуска продукции и других финансовых результатов деятельности.
В 2016 году производительность труда составила 821,05 кг/чел. в год. Если ее повысить в 2017 году до 1106,5 кг/чел. в год, то:
Индекс выработки плановый = = 1,35
Пусть индекс выработки будет равен индексу заработной платы (идеальный вариант соотношения индексов) и количество сотрудников не изменится, тогда:
Средняя заработная плата за 2017 год = 33853,3×1,35 = 45701,96 руб.
Фонд оплаты труда = 38×45701,96= 20840093,76руб.
Годовой выпуск = 38×1106,5 = 42047 кг.
Себестоимость составит 160328508,4руб.
Доход = 42047×4385,04 = 184377776,88 руб.
Прибыль = 184377776,88 - 160328508,4 = 24049268,48 руб.
Таким образом, прибыль вырастет как минимум на 40% по сравнению с 2016 годом.
2) повышение фонда оплаты труда за счет роста премиальных выплат за результаты трудовой деятельности:
Индекс заработной платы плановый = = 1,36
Пусть условие будет тем же, что и у производительности труда.
Выработка на 2017 год = 1,36×821,05 = 1116,63 кг.
Фонд оплаты труда = 38×12×46164,51 = 21051016,56 руб.
Годовой выпуск = 38×1116,63 = 42432 кг.
Себестоимость составит 159450382,8 руб.
Доход = 42432×4361,02= 185046800,64 руб.
Прибыль = 185046800,64 - 159450382,8 = 25596417,84 руб.
Таким образом, прибыль повысится как минимум на 49% по сравнению с 2016 годом.
3) уменьшение общезаводских издержек в структуре себестоимости с 81% до 51% от цеховой себестоимостии повышение цены выпускаемого соединения (изменение наценки на единицу продукции с 15% до 29%):
Доход в 2016 году = 4063,92×31200 = 126794304 руб.
Прибыль от реализации в 2016 году = 126794304 – 98290111,11 =28504192,89руб.
Таким образом, прибыль увеличится как минимум на 66% по сравнению с 2016 годом.
Наибольший рост регистрируется (отмечается) в последнем случае, а значит, этот путь повышения прибыли наиболее эффективный, предпочтительный, но и другие не стоит игнорировать, чтобы у персонала была мотивация, а у организации – увеличение выпуска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль является важнейшей экономическойкатегорией рыночных отношений, представляя собой конечныйположительный финансовый результат периода, который формируетсяпосредством всех доходов и расходов предприятия полученных в ходеосуществления его финансово-хозяйственной деятельности.Ведущеезначение прибыли в предпринимательской деятельности обеспечиваетсяеёосновными функциями: оценочной, стимулирующей и распределительной.
Формирование прибыли было рассмотрено на примере выпуска композиционного полимерного носителя в ФГУП НИИ Полимеров. В организации наблюдался рост большинства финансовых и технико-экономических показателей, что вызвано повышением производительности труда и закупкой и внедрением нового оборудования, ростом затрат на оплату труда персонала и его отдачей в трудовой деятельности. Показатели рентабельности в большинстве случаев снижаются, что вызвано увеличением активов и собственного капитала, более высокой скоростью роста издержек по сравнению с выручкой.
Выявлены следующие пути повышения финансовых результатов (прибыли в частности): 1) увеличение производительности труда на 35%, что повлечет рост прибыли как минимум на 40%; 2) повышение фонда оплаты труда за счет роста премиальных выплат за результаты трудовой деятельности на 36%, что повлечет рост прибыли как минимум на 49%; 3) уменьшение общезаводских издержек в структуре себестоимости с 81% до 51% от цеховой себестоимости и повышение цены выпускаемого соединения (изменение наценки на единицу продукции с 15% до 29%), в связи с чем прибыль увеличится как минимум на 66%. Стоит провести дополнительное исследование по изменению финансового результата в положительную сторону путем улучшения времени работы оборудования, изменения численности персонала или совершенствования организации труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник/О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговаякорпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
2 Полянин А.В., Строева О.А.Экономика предприятия: учебное пособие. – Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. – 236 с.
3 Расчет проекта нового предприятия и его эффективности: метод.указания/сост.: М.А. Платонова, Е.В. Марамохина; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Н.Новгород, 2015. – 25 с.
4 Чечевицына Л.Н.Анализ финансово-хозяйственной деятельности:учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. — Изд.6-е, перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 368 с.
5 Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В.Экономика организации: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 382 с.
6 Абдукаримов И.Т.Точка безубыточности и маржа безопасности, методика их оценки, роль и значение при планировании прибыли. Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10 (56). С. 7-14.
7 Белко В.В.Система показателей анализа «качества» прибыли. Научные стремления. 2013. № 3 (7). С. 70-72.
8 Бобкова Н.Г.Оценка качества прибыли предприятия. Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2015. Т. 1. № 1. С. 9-13.
9 Журавлева Л.Е.Влияние соотношения переменных и постоянных затрат в себестоимости работ на прибыль от продаж. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 9 (104). С. 178-185.
10 Литвинова О.В.Преимущества использования системы «директ-костинг» при анализе прибыли от реализации готовой продукции промышленного предприятия. Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 242-246.
11 Пасько Ю. С., Феофилова Т. Ю. Понятие прибыли и ее значение для пользователей отчетности. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3 (25). С. 38-41.
12 Рогатенюк Э.В. Зарубежный опыт расчета показателей рентабельности. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2009 № 2 (3). С. 17-19.
13 Уманченко П.И.Сущность прибыли в деятельности предприятия. Экономика, управление и финансы в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 106-109.
14 Усатова Л.В., Арская Е.В., Будченко О.А.Сущность прибыли и механизм ее распределения в современных условиях. Белгородский экономический вестник. 2014. № 3 (75). С. 175-186.
15 Фадеева В.В., Миндрова Е.А.Экономическая сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии. Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-1. С. 274-277.
16 http://www.nicp.ru
[1] Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник/О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 127-133 с.
[2]Уманченко П. И. Сущность прибыли в деятельности предприятия. Экономика, управление и финансы в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 106-109.
[3] Пасько Ю. С., Феофилова Т. Ю. Понятие прибыли и ее значение для пользователей отчетности. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3 (25). С. 38-41.