Модель классического мозгового штурма
Стадии мозгового штурма:
· представление проблемы для рассмотрения;
· выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;
· лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей про работки;
· на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.
Процесс мозгового штурма обычно длится 2-3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию - выработку действенных управленческих решений.
Организация мозгового штурма. В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:
руководитель - излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;
организатор - направляет работу; идеологи - все остальные участники.
"Руководитель" должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:
· знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;
· направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы;
· уметь переводить критические замечания в форму вопросов "КАК?" (например, фразу "Ведь это чересчур дорого" превращает в форму идеи - "Как мы можем получить это более низкой ценой?").
Для достижения успеха важно, чтобы "организатор" владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача - заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.
Хорошо, если в группе "идеологов" есть и специалисты, и "профаны". Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов.
На эффективность получения новых идей влияют препятствующие и содействующие факторы.
Препятствующие факторы:
· критические замечания;
· официальность и формальность;
· разъяснения и обоснования;
·пассивность "руководителя".
Содействующие факторы:
· непосредственная и открытая атмосфера;
· активное воображение и желание решить проблему;
· обработка и объединение высказанных идей;
· колебания в принятии конкретного решения;
· активность "руководителя".
В упрощенном виде совещание по принципу мозгового штурма можно провести, воспользовавшись советами психолога М. Мелия.
Коллективное обсуждение поможет найти выход из самой сложной ситуации. Для этого необходимо выполнить следующие условия:
· определите и сформулируйте задачу, которую необходимо решить, наиболее сложную или наиболее важную;
· в обсуждении должны участвовать не более 7-12 чел.
· участников разместить по принципу "круглого стола" - не должно быть "галерки" и "президиума".
Руководителю желательно не управлять этим совещанием, ему лучше занять "рядовую" позицию.
Правила поведения:
· жестко определите время обсуждения. Ограничение времени порождает стресс, который стимулирует умственную деятельность. Оптимальное время - около 30 мин;
· никто не должен критиковать идеи!
· запрещается начинать фразы со слов "Нет, это невозможно".
Помните, что в первые минуты всегда будут звучать банальные, стереотипные, пустые идеи. Запрет на критические высказывания облегчает выдвижение любых идей. 95 % людей не в состоянии творчески работать в условиях "нормальной угрозы". Если одного одернули, то другие участники будут помнить о том, как бы не показать себя глупее всех;
· отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие;
· не устанавливайте авторства идей! Лучшие идеи - это плод коллективного творчества;
· когда, казалось бы, найден выход из сложной ситуации, разделитесь на две группы - "доброжелателей" и "противников". Постарайтесь найти слабые места в своем решении, проверьте его на "прочность";
· обязательно сформулируйте ваше решение и запишите его.
Анонимный мозговой штурм
Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом случае участников просят сформулировать и записать все идеи, относящиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководителю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой (не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до совершенства.
В отличие от классического мозгового штурма при анонимном мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий элемент - взаимный обмен мнениями. Модель организации анонимного мозгового штурма приведена на схеме.
Подготовительный этап
(2-3 дня)