Ый этап: распределение издержек.
Условие задачи:
Представим, что Иванов, работая учителем иностранного языка в средней школе с доходом 25000 руб. в месяц, рассматривает дополнительные варианты повышения величины дохода. Потенциальные варианты повышения дохода Иванова:
А) публикация учебного пособия по преподаваемой дисциплине, разработка авторских курсов с последующей защитой авторских прав и распространением;
Б) занятость в качестве внештатного переводчика на основе фрилансерства (свободной занятости);
В) проведение частных уроков на собственной территории;
Г) проведение частных уроков на территории клиента.
Рассмотрев все варианты, Иванов выбирает вариант Г), который считает наиболее целесообразным на данный момент.
Итак, для реализации варианта Г) Иванов должен нести: расходы на транспорт (100 руб. в день), расходы на питание (200 руб. в день), трудовые затраты (500 руб. в час), расходы на гигиену (5 руб. в день), расходы на канцтовары (5 руб. в день). Кроме того, Иванов тратит на дорогу 2 часа в день (1 час доехать до клиента, 1 час обратно), учитывая, что несколько клиентов живут в одном районе. Также отметим, что вся литература и наглядные материалы есть у Иванова в наличии, поэтому для организации репетиторской деятельности на ближайшую перспективу ему не нужно делать первоначальных капиталовложений.
Примечание: для упрощения экономической модели предположим, что на начальной стадии Иванов не оформляет свою деятельность на уровне индивидуального предпринимателя, а организует пробное мероприятие, чтобы просчитать реальную его эффективность и доход.
Вопросы по первому этапу задачи:
1) Почему затраты на питание выделены в отдельную статью расходов, учитывая, что Иванов (как и любой человек) все равно несет расходы на питание в независимости от того, занимается он репетиторством или нет?
Правильный ответ: под расходами на питание предполагаются траты, которые обусловлены именно данным характером деятельности – организацией занятий на территории клиента. То есть, для расчета эффективности в качестве расходов на питание используется величина, измеряемая разницей между расходами на питание дома и расходами, обусловленными спецификой бизнес-деятельности. Например, проголодавшись, Иванов может зайти в близлежащий супермаркет и купить продукты питания, на которые он бы не тратил денежные средства, занимаясь данным видом деятельности на собственной территории.
2) Есть ли в условии задачи расходы, которые могут быть оценены как альтернативные издержки? Если есть, то какие именно и как их можно измерить?
Правильный ответ: Да. Временные затраты на проезд могут быть оценены как альтернативные издержки. Измерить их можно, сопоставив время, затраченное на проезд, с временем, которое можно потратить на проведение занятий. Соответственно, 2 часа, проведенные в дороге, не могут быть практически использованы на проведение занятий. То есть, проводя 2 часа в дороге, Иванов теряет доход, который он потенциально может получить от занятий, которые он проводил бы, находясь дома. Упущенный доход Иванова от времени в дороге составляет: 2 часа х 500 руб. (стоимость труда – 1 часа занятия) = 1000 руб.
3) Какие расходы из вышеперечисленных относятся к постоянным, какие к переменным в расчете на один день?
Правильный ответ: к постоянным затратам относятся: транспортные расходы, расходы на питание, расходы на гигиену, альтернативные издержки, к переменным – стоимость труда за один урок.
Ответы на вопросы оцениваются по шкале: 1 правильный ответ – 1 балл.
Задание к 1-ому этапу задачи:
Распределите все затраты на переменные и постоянные в таблице, обозначив постоянные затраты буквой F (англ. fixed costs – постоянные затраты), переменные – буквой V (англ. variable costs - переменные затраты).
Правильный ответ:
Статья затрат | Вид затрат |
Транспортные расходы | F |
Расходы на питание | F |
Расходы на гигиену | F |
Альтернативные издержки | F |
Стоимость труда | V |
Примечание: с экономической точки зрения расходы на питание в данной задаче целесообразно отнести к условно постоянным расходам, так как можно предположить, что расходы будут выше, если Иванов будет проводить больше уроков в день. И наоборот. Для упрощения мы рассматриваем данные затраты в качестве постоянных.
Задание оцениваются по критерию: 1 правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.