Этап второй. Подбор и расчет ценовых мультипликаторов.

Шаг первый. Подбор ценовых мультипликаторов.

Для расчета мультипликатора необходимо:

1. знать цену акции по всем предприятиям, выбранным в качестве аналога; это даст значение числителя в формуле;

2. определить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки. Так как оценка производится на 01.01.01, то в нашем случае наиболее целесообразным является использование финансовых результатов за последний отчетный год.

В оценочной практике используются следующие мультипликаторы.

Мультипликатор цена/чистая прибыль является наиболее распространенным способом определения цены, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной, в связи с тем, что бухгалтерская отчетность (Форма 1, форма 2 по ОКУД) является публичной формой отчетности предприятия. Однако, данный мультипликатор существенно зависит от методов бухучета. В качестве базы для расчета мультипликатора используется не только сумма прибыли, полученная в последний год перед датой оценки, но и среднегодовая сумма прибыли, исчисленная за последние пять лет.

Несомненным достоинством мультипликатора цена/выручка от реализации является его универсальность, которая избавляет от необходимости проведения сложных корректировок, т.е. не зависит от методов бухгалтерского учета. Достоинством данного мультипликатора для потенциального инвестора является исключение возможности повышения цены компании на дату оценки, за счет кратковременного роста прибыли, вызванного следующими факторами: снижением себестоимости производимой продукции за счет падения цен на сырье, или сменой поставщиков; изменения вида рекламы; сезонных колебаний спроса и др. факторов.

Мультипликатор цена/балансовая стоимость активов относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии предприятия на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Дата оценки соответствует дате составления предприятиями бухгалтерской отчетности, поэтому считаем применение данного коэффициента обоснованным при определении рыночной стоимости ОАО ПТП «Волгоградпищепром».

Мультипликатор цена/чистые активы определяет действительную стоимость предприятия с учетом всех его обязательств, следовательно, определит стоимость предприятия, наиболее соответствующую оценкам потенциальных инвесторов - владельцев контрольных пакетов акций. Поскольку производится оценка мажоритарного пакета акций предприятия, считаем необходимым применение данного мультипликатора.

Шаг второй. Рассчитываются значения мультипликаторов для каждого аналога, описанные на предыдущем шаге. Затем производится расчет среднего и скорректированного значения по каждому мультипликатору. Расчет мультипликаторов по выбранным предприятиям представлен в таблице № 9.3.

Табл. № 9.3.

Наименование предприятия Значение финансовой базы, тыс.руб. Рыночная цена одной акции из миноритарного пакета, тыс.руб. Количество акций в обращении, шт. Капитализация, тыс. руб. Значение мультипликатора
Мультипликатор цена/балансовая стоимость активов
ОАО ПТП "Волгоградпищепром" 12 896,00        
ОАО "Верлюкс" 9 810,25 0,486 12 700,00 6 172,20 0,629
ОАО "Макфил" 87 154,00 0,37 66 004,00 24 421,48 0,280
ОАО "Макмакс" 33 249,00 0,55 32 170,00 17 693,50 0,532
ОАО "Русская лапша" 48 273,00 0,712 45 660,00 32 509,92 0,673
Среднее значение 0,529
Скорректированное значение (среднее значение х 0,9375) 0,496
Мультипликатор цена/чистая прибыль
ОАО ПТП "Волгоградпищепром" 875,00        
ОАО "Верлюкс" 654,52 0,486 12 700,00 6 172,20 9,430
ОАО "Макфил" 152,00 0,37 66 004,00 24 421,48 160,668
ОАО "Макмакс" 146,00 0,55 32 170,00 17 693,50 121,188
ОАО "Русская лапша" 414,00 0,712 45 660,00 32 509,92 78,526
Среднее значение         92,453
Скорректированное значение (среднее значение х 0,9375) 86,675
Мультипликатор цена/выручка от реализации
ОАО ПТП "Волгоградпищепром" 36 486,00        
ОАО "Верлюкс" 9 517,50 0,486 12 700,00 6 172,20 0,649
ОАО "Макфил" 34 976,00 0,37 66 004,00 24 421,48 0,698
ОАО "Макмакс" 110 863,00 0,55 32 170,00 17 693,50 0,160
ОАО "Русская лапша" 48 342,00 0,712 45 660,00 32 509,92 0,672
Среднее значение         0,545
Скорректированное значение (среднее значение х 0,9375) 0,511
Мультипликатор цена/чистые активы
ОАО ПТП "Волгоградпищепром" 7 368,00        
ОАО "Верлюкс" 7 163,75 0,486 12 700,00 6 172,20 0,862
ОАО "Макфил" 29 903,00 0,37 66 004,00 24 421,48 0,817
ОАО "Макмакс" 8 274,00 0,55 32 170,00 17 693,50 2,138
ОАО "Русская лапша" 30 875,00 0,712 45 660,00 32 509,92 1,053
Среднее значение         1,217
Скорректированное значение (среднее значение х 0,9375) 1,141
             


Плотности распределения значений мультипликаторов представлены на рисунках № 9.1-9.4.

Этап второй. Подбор и расчет ценовых мультипликаторов. - student2.ru
Рис. № 9.1

Этап второй. Подбор и расчет ценовых мультипликаторов. - student2.ru
Рис. № 9.2

Рис. № 9.3

Этап второй. Подбор и расчет ценовых мультипликаторов. - student2.ru

Этап второй. Подбор и расчет ценовых мультипликаторов. - student2.ru
Рис. № 9.4

Наши рекомендации