Экономическая сущность налогов.

Каждое государство, как орган, выполняющий определенные функции общества нуждается в финансовых средствах, для выполнения этих функций. К таким функциям относятся: управление, поддержание внутреннего порядка (милиция), охрана государства от внешних угроз (армия), выполнение программ по развитию экономики страны на межрегиональном уровне, финансирование науки, медицины, образования и др.

Все производители и граждане отчисляют от своих доходов определенные суммы налогов и сборов. Все применяемые виды изъятий средств у конкретных товаропроизводителей (после удовлетворения последними своих обязательных и первоочередных платежей) для нужд государства производятся на основании Налогового кодекса РФ. Налоги – это обязательные платежи предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджеты. Они возникли с возникновением государства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без-возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог основывается на принципах:

1)Законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) Принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. 3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) Принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) Принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) Обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Элементы налога.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Согласно статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации порядок определения налоговой базы устанавливаются названным нормативным актом. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно по итогам каждого налогового периода. Основаниями для исчисления налоговой базы служат регистры бухгалтерского учета и (или) другие документы, подтверждающие данные об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. Если обнаружены ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, то следует произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога в текущем периоде за тот период, в котором были обнаружены неточности.

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. Днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Если организация ликвидируется (реорганизуется) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее выступает период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Если налоговым периодом признается месяц или квартал, то при создании, ликвидации, реорганизации изменение отдельных налоговых периодов для конкретной организации производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам, а также размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Порядок исчисления налога определяется статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик должен самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Если обязанность исчисления налога лежит на налоговом органе, то налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. Налоговое уведомление должно содержать сумму налога, подлежащую уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Порядок уплатыналога предусмотрен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик может уплачивать авансовые платежи, т.е. предварительные платежи по налогу, если такая форма уплаты предусмотрена налоговым законодательством. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому обязательному платежу.

Сроки уплаты налога в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются применительно к каждому налогу, и их изменение допускается только в предусмотренном порядке. При нарушениях сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты налога определяются календарной датой или окончанием периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Если расчет налоговой базы производится налоговыми органами, то обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и являются предусмотренными налоговым законодательством преимуществами по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Источником уплаты налога признается источник финансовых средств, за счет которых будет производиться уплата исчисленного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации предусматриваются такие источники уплаты налога, как доход, издержки и затраты и прибыль организации.

Налоговый оклад — сумма налогового платежа, которую налогоплательщик должен уплатить с одного объекта налогообложения.

Налоговые вычеты — законодательно определенные суммы, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога. Вычеты распространяются на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в отношении товаров (работ, услуг).

Классификация налогов

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

1. По способу взимания различают:

- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

- косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объек­тов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги.

Федеральные(общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

- Н Д С;

- акцизы;

- НДФЛ;

- налог на прибыль предприятий;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

- государственная пошлина.

Региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций):

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

3. По целевой направленности введения налогов:

- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов (на­пример, транспортный налог). Для такого рода платежей часто созда­ется специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

- смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в которыйзачисляется налоговый платеж:

- закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

- регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

- общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание -- компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с про­даж, местные лицензионные сборы).

7. По срокам уплаты:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

- периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подраз­деляются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на до­ходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По характеру отражения вбухгалтерском учете различают налоги:

- включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог);

- уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

- уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

- включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

- удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Наши рекомендации