Тема 8. переходная экономика.
ТЕМА 8. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.
Особенности переходной экономики России
Приватизация
3. Рыночные преобразования
Концепция «шоковой терапии»
Шок – это удар, толчок. Выбор шокового варианта является обычно вынужденным. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от командно-административной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями. Концепция «шоковой терапии» позволяет провести изменения хотя и болезненно, но быстро. Быстрое достижение той стадии реформ, когда изменения необратимы, - преимущество этой теории по сравнению с градуализмом.
Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории. Монетаризм часто называют Чикагской школой, потому что эта теория в основном разработана в Чикаго американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом и его последователями.
Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Он способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства – поддержание устойчивой финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаристской доктрины. Основным инструментом антиинфляционной политики монетаристы считают одномоментную либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов.
Именно этот чрезвычайно болезненный для экономики акт и называют «шоковой терапией». Сторонники монетаризма считают, что он обеспечивает быстрое восстановление равновесия в финансовой системе, укрепление денежной единицы, формирование частного каптала и на этой основе – переход к экономическому росту.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» должна обеспечивать так называемые жесткие бюджетные ограничения. Это означает, что предприятия могут тратить только то, что зарабатывают сами. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.
Доктрина «шоковой терапии» была впервые разработана для практического применения американским ученым Джеффри Саксом и успешно опробована в середине 80-х годов в латиноамериканских странах, переживавших чудовищную инфляцию и развал экономики. Поэтому и в странах с переходной экономикой, парализованных огромной инфляцией и распадом государственной власти, «шоковая терапия» была принята в качестве экономического курса на ранних этапах преобразований.
В наиболее последовательном виде доктрина «шоковой терапии» реализована в Польше в 1990-1991гг. первым некоммунистическом правительством под руководством премьер-министра Лешека Бальцеровича. Основными элементами этого курса были: либерализация цен и валютного курса, замораживание заработной платы, повышение ставки банковского процента, сокращение государственного финансирования промышленности и социальной сферы, либерализация внешнеэкономической деятельности. Правительству Бальцеровича удалось решить основную задачу – подавить инфляцию.
Если в 1990г. цены выросли на 250%, то в 1991г. – только на 60%, а в последующие годы инфляция опустилась до 20-30% в год. Укрепление денежной системы в сочетании с быстрым ростом частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три-четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.
Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах, например, в Польше, Чехии и Эстонии, этот опыт был вполне успешным.
В России «шоковая терапия» смягчилась тем, что правительство не ограничивало заработную плату, и это привело к возникновению классической инфляционной спирали «цены – заработная плата». Кроме того, уже с весны 1992г. государство увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года. Если в 1992г. инфляция составляла 2500%, то в 1996г. она опустилась до 22%. Такой длительный период стабилизации позволяет утверждать, что полномасштабной «шоковой терапии» в России не было.
Борьба с инфляцией растянулась на несколько лет и в других странах с переходной экономикой, например, в Армении и на Украине. Следует подчеркнуть, что и в этих странах правительство было вынуждено в конце концов прибегнуть к жестким мерам антиинфляционного регулирования, так как быстрый рост цен на протяжении нескольких лет не оставлял народному хозяйству шансов на стабилизацию и оживление.
Приватизация.
Приватизация. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Здесь переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, а значит, приватизация является составной частью комплексного подхода к реформированию экономики.
Рассмотрим основные понятия, связанные с этим процессом.
Национализация— переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.
Приватизация(лат. privatus—частный) — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Денационализацияпредставляет собой возвратгосударством национализированного имущества прежним владельцам (так называемая реституция). В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии — Эстонии, Латвии, Литве.
Реприватизация— это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.
В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные структуры: первая — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая — фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.
Особенности приватизации в России сводятся к следующим:
1. Приватизация носила директивный характер и по существу была принудительной.
2. Продажа предприятий происходила в очень сжатые сроки без рыночной реструктуризации.
3. Применялись особые квазиденьги – «ваучеры» без их экономической направленности (бесплатно раздавались!).
4. Основной капитал приватизируемых предприятий оценивался по остаточной стоимости, без учета инфляции, то есть в десятки и сотни раз меньше их рыночной стоимости.
5. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Всего за 4 года в частные руки перешло не менее 70% собственности (без земли), но работать предприятия не стали лучше. Большинство населения осталось без собственности.
6. Не проводилась реституция (возврат собственности прежним владельцам).
Предлагавшиеся обществу целевые установки приватизации имели часто демагогический характер, воплощая идеи «вернуть собственность народу», сделать всех трудящихся настоящими собственниками» и т. п. В первой Государственной программе приватизации 1992 г. цели приватизации в России формулировались так.
1. Формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики.
2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.
3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.
4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ.
5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
6. Привлечение иностранных инвестиций.
Можно условно выделить следующие этапы приватизации в России:
• 1988-1991 гг. — спонтанная приватизация, связанная с принятием союзного закона «О государственном предприятии»; проходит и бесплатная приватизация жилья.
• 1992-1994 гг. — массовая приватизация с помощью ваучеров;
• с 1995 г. — денежная приватизация, включающая продажу государственных активов за деньги и по рыночной стоимости.
На первом этапе приватизация регулировалась в основном указами Президента РФ, зачастую противоречившими законам и Конституции. Наиболее известен в этом плане первый такой указ от 29 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Ряд президентских указов был посвящен приватизации в отдельных стратегически важных отраслях промышленности: добыче, переработке и транспортировке нефти, электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, военно-промышленном комплексе.
Часто сохранение старых процессов достигалось с помощью формирования холдинговых компаний, финансово-промышленных групп и принудительного картелирования. В результате в ряде случаев государственная монополия сменилась более вредоносной частной монополией, зачастую с преобладающим финансовым участием государства, но фактически неподконтрольной ему.
Второй этап – так называемая чековая приватизация. Она регулировалась в основном подзаконными актами: указами Президента и постановлениями Правительства. В законах была предусмотрена лишь возможность такой приватизации, а акцентирование внимания на ней являлось инициативой исключительно исполнительной власти.
Типы и формы собственности
Различают типы и формы собственности на средства производства: частную и общественную. Частная собственность выражает отношения обособленного присвоения средств производства, а, следовательно, и его результатов, отдельными субъектами – собственниками данных средств. Частная собственность выступает как:частная индивидуальная трудовая собственность, основанная на личном труде собственника и труде членов его семьи; частная собственность, основанная на применении наемного труда. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. В рамках частной и общественной собственности существуют многообразные формы собственности:
1) Собственность государственная – имущество, принадлежащее государству, главным образом на такие объекты, функционирование которых оказывает решающее влияние на развитие экономики страны. Государственная собственность может быть общенародной, или региональной.
2) Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее органам местного самоуправления.
3) Собственность граждан – имущество граждан (предметы потребления, средства производства для ведения подсобного хозяйства, жилье, предметы домашнего хозяйства, средства передвижения и т.п.).
4) Собственность коллективная и корпоративная – имущество, принадлежащее нескольким совладельцам. К коллективной собственности относятся предприятия товариществ, к корпоративной -акционерных обществ.
5) Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами. Важную роль играют экономические формы реализации собственности, к которым можно отнести: а) доходы в виде заработной платы, прибыли, ренты, процента; б) систему экономических отношений (интересов); в) конкретные народнохозяйственные результаты.
Предпринимательская деятельность, или предпринимательство, — это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или Личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Предпринимательская деятельность — организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Она имманентна(определение к конце страницы)товарному производству и рынку. Основными условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:
· относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;
· наличие рыночного пространства;
· развитые товарно-денежные отношения.
Что же такое бизнес? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но ведь люди могут удовлетворять свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).
Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в силу:
· ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;
· ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;
· ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.
Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности по-другому — через создание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так появляется бизнес-деятельность.
При этом, естественно, сам процесс бизнес-деятельности (от снабжения до реализации продукции) гораздо сложнее, однако, смысл бизнеса от этого не меняется.
Бизнес (или бизнес-деятельность) представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.
Между понятиями «бизнес» и «предпринимательская деятельность» можно поставить знак равенства, имея в виду, что первый термин — иностранного происхождения, а второй — русского. Вместе с тем, термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес-деятельности. Например, совместное предпринимательство, рисковое (венчурное) предпринимательство. Все это подразумевает новое качество как самой деятельности, так и ее результатов. Но, несмотря на инновационную особенность предпринимательской деятельности, ее смысл и цели совпадают с обычной бизнес-деятельностью.
Коммерческую деятельность можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле слова коммерческая деятельность — это одна из форм бизнес-деятельности (наряду с промышленным или банковским бизнесом), связанная со сферой непосредственной реализации продукции, со сферой торговли.
В узком смысле слова коммерческая деятельность — это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок (каждая фирма имеет свой коммерческий отдел).
Из определения сущности бизнес-деятельности легко вывести следующие основные условия ее существования и развития:
· собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать или передавать права собственности на экономические блага;
(Имманентность— философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней)
· частная автономия (или относительная обособленность) хозяйствующих субъектов, предполагающая свободу хозяйственной деятельности, договоров, объединений, профессионального и потребительского выбора;
· развитые формы обмена, т.е. наличие товарно-денежных отношений, в том числе свободная купля-продажа труда.
Таким образом, бизнес-деятельность в ее классическом виде порождена рыночной системой хозяйства, являясь одновременно ее основным звеном. Бизнес и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
В связи с этим логично добавить еще один тезис: в процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая организация бизнес-деятельности вместе с изменением условий ее существования.
Во-первых, с усилением экономической роли государства и общественных организаций видоизменяется характер социального заказа. Государство становится не только одним из заказчиков (наряду с индивидуальными потребителями и другими фирмами), но и регулятором, контролером бизнес-деятельности.
Во-вторых, с развитием кредитно-финансовой системы бизнес-деятельность все больше зависит от возможностей привлечения и использования заемных средств. Банковская сфера не только становится особым объектом бизнес-деятельности, но и пронизывает все остальные формы предпринимательства.
Отсюда, очевидно, следует, что бизнес-деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной плановой системы — предприятия в такой экономике занимаются хозяйственной деятельностью, но не бизнесом.
В-третьих, изменяются отношения собственности в процессе организации бизнес-деятельности. В результате отделения управления от собственности непосредственным субъектом бизнес-деятельности становится профессиональный управляющий — менеджер. Общую координирующую функцию при этом продолжает выполнять собственник (собственники) капитала.
Таким образом, бизнес-деятельность представляет собой систему отношений между непосредственными организаторами производства и теми лицами, организациями и структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среду бизнес-деятельности.
Табл. 1. Интересы участников бизнес-деятельности
Участники бизнес-деятельности | Интересы |
1. Внутренняя среда | |
1. Собственник(и) капитала | Сохранение и умножение капитала. Получение постоянных и устойчивых доходов. Право принимать окончательные решения |
2. Менеджеры | Получение прибыли и развитие фирмы. Собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть) |
3. Наемные работники | Высокая заработная плата. Надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности |
2. Внешняя среда | |
1. Государство и общественность | Создание рабочих мест, социальный мир. Конкурентоспособность на мировом рынке. Получение налоговых доходов. Стабильность цен. Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер. Защита окружающей среды и интересов потребителя |
2. Поставщики | Высокие доходы и низкие расходы. Стабильность договорных связей |
3 Кредиторы | Высокие проценты. Гарантированность возврата кредита. Возможность влияния на фирмы |
4 Потребители | Широкий выбор, высокое качество, низкие цены. Высокий уровень сервисных услуг |
Внутренняя среда бизнес-деятельности складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками. Внешняя среда характеризуется взаимодействием организаторов бизнес-деятельности с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. При этом каждый вовлеченный в систему деловых отношений контрагент имеет свои собственные интересы, суть которых отражена в табл. 1.
Очевидно, что такое многообразие интересов очень трудно, а подчас и невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех бизнес-деятельности зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.
Основной структурной единицей, субъектом бизнес-деятельности является фирма (предприятие).
Функции бизнеса
В развитой рыночной экономике бизнес (предпринимательство) выполняет следующие функции:
общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
Творческо-поисковая инновационная функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.
Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей — предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.
Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
Классификация бизнеса (предпринимательства)
При установлении типов (видов) предпринимательства определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др.
Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным характерным признакам.
- По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство развивается как частная и государственная собственность. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской). В России государственная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов РФ. Предпринимательство развивается и на основе муниципальной собственности, а также на смешанной и совместной формах собственности и собственности иностранных инвесторов.
- По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство. Незаконным предпринимательством в соответствии со ст. 171 УК РФ является предпринимательская деятельность без регистрации или с нарушением условий регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если то деяние причинило крупный ущерб (более 200 МРОТ) организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Уголовным кодексом РФ установлены меры уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность, а также за лжепредпринимательство. В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
- По распространению деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.
- По составу учредителей (участников) собственного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития. Например, в России создана Ассоциация женщин-предпринимателей России.
- По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития, высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса, а следовательно, и соответствующие фирмы, хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку на уровень конечных результатов ее деятельности влияет целая совокупность факторов.
- По использованию в процессе своей деятельности инноваций, нововведений, новых технологий, постоянного поиска новых возможностей для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования спроса и предложения на основе нового комбинирования факторов производства, применения инновационного менеджмента, прогрессивного маркетинга предпринимательская деятельность является творческо-поисковой, продуктивной, революционизирующей экономику в противоположность рутинной, шаблонной, репродуктивной, направленной на воспроизводство известных продуктов труда посредством устаревших технологий.
- По количеству участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское).
- По численности всего персонала, удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое предпринимательство В странах с развитой рыночной экономикой отнесение субъектов хозяйствования к малым предприятиям осуществляется почти по 50 критериям. Если в создании предпринимательской организации наряду с российскими участниками принимают участие иностранные учредители (участники), такое предпринимательство является совместным. Выделяют еще и предприятия с иностранными инвестициями.
- По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей (участников), процессам функционирования и управления следует выделять простые и сложные предпринимательские организации.
С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства:
Производственное предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т.д.
С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство является определяющим, так как в этих организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продуктов (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства. Производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (независимым от других видов предпринимательской деятельности), но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества.
Коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности развивается относительно высокими темпами. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Финансово-кредитное предпринимательство является третьим видом. Это специализированная область предпринимательской деятельности, где предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.
В Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 г.) сформулированы такие понятия, как финансовая услуга, рынок финансовых услуг, финансовая организация. Под финансовой услугой понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в том числе осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинг) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией в соответствии с законом понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию и иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения настоящего федерального закона в отношении финансовой организации распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финан