Вопрос №87. Торговое предприятие в условиях рынка
Процессы обращения потребительских товаров осуществляются в рамках рынка; их развитие направляет, организует торговля. Это можно изобразить схематично.
Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор эквивалентного товарно-денежного обмена.
Торговля оказывает производителям услуги по продвижению товаров до потребителя: обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно необходимые затраты производства и способствует получению прибыли.
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Благодаря торговле продажа населению товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности. Торговля предметами личного потребления связана с удовлетворением личных потребностей всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между фирмами различных форм собственности, с одной стороны, и населением — с другой.
Торговля оказывает услуги населению, выявляя, формируя и удовлетворяя покупательский спрос, предоставляя покупателям возможность выбора нужных товаров, создавая им комфортные услуги для покупки товаров и организуя качественное обслуживание.
Рыночная деятельность торговли как сектора экономики осуществляется посредством усилий множества конкурирующих субъектов торговли. Эффективность торговли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.
Предприятие — основное звено национальной экономики, созданное для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или решения специальных социально значимых задач.
Торговое предприятие — первичное звено сферы торговли, ее самостоятельный субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и обслуживания населения.
Деятельности торговых предприятий присущ ряд характерных особенностей:
• ассортимент реализуемых товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;
• предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;
• предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации;
• спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом специфики деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
• наряду с реализацией товаров торговые предприятия оказывают покупателям значительный объем услуг различного характера.
Системообразующими факторами определения предприятия как субъекта рынка и как самостоятельного хозяйствующего субъекта являются кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособления кругооборота капитала (ресурсов).
Признаками предприятия как хозяйствующего субъекта являются:
1) организационное единство, соответствующим образом оформленное и отображенное в учредительных документах
2) обособленное имущество, которым предприятие самостоятельно распоряжается и использует по своему усмотрению для реализации поставленных целей.
3) имущественная ответственность — предприятие отвечает всем своим имуществом по различным обязательствам;
4) единоначалие, основанное на прямых, административных формах управления торговым предприятием;
5) собственное имя (наименование), от которого предприятие выступает в хозяйственном обороте;
6) оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет коммерческие сделки и торговые операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает себе стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие.
Торговое предприятие, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт (торговую услугу), осуществляет в сфере рынка обмен шести видов, отражающий ее экономические взаимосвязи в рыночном хозяйстве:
1) обмен денег на труд наемных рабочих;
2) обмен денег на товары и услуги поставщиков;
3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендодателей;
5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позже от должников;
6) обмен денег на товары и услуги сторонних организаций (оплата водоснабжения, уборки мусора, охраны) и государственные установления правительства (налоги, сборы).
Каждое предприятие на рынке занимает особое место, обусловленное его специализацией и производственными возможностями. Однако в деятельности любого торгового предприятия четко прослеживаются типовые функции, характеризующие фирмы как самостоятельные экономические системы:
• производство и оказание торговой услуги производителям и покупателям потребительских товаров;
• осуществление товарно-денежного обмена;
а послепродажное обслуживание потребителей;
• материально-техническое обеспечение торгово-технологического процесса в фирме;
• управление и организация труда персонала фирмы;
• всестороннее развитие и рост объемов деятельности фирмы;
• предпринимательство в сфере рыночной и хозяйственной деятельности;
• уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных платежей в бюджеты и другие финансовые органы;
• соблюдение действующих стандартов, нормативов государственных законов.
Реализация функций предприятия, их перечень и соотношение индивидуальны и определяются его размерами (мощностью), спецификой миссии на рынке, степенью специализации и кооперирования деятельности, наличием и характеристикой социальной инфраструктуры, формой собственности и уровнем взаимоотношений с органами управления.
Действия самостоятельных субъектов рынка реализуются путем решения ряда хозяйственных задач. Каждая из этих задач (при всем их различии) имеет свое экономическое содержание и экономические последствия. В число важнейших задач действующего предприятия входят:
• получение дохода владельцем предприятия;
• обеспечение потребителей продукцией предприятия;
• обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;
• создание рабочих мест для населения, проживающего поблизости от месторасположения предприятия;
• охрана окружающей среды, земли, воздушного и водного бассейнов;
• недопущение сбоев в работе предприятия.