Вопрос №86. Доходы торговой организации
Доход от реализации представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия расходов на реализацию товаров и образования прибыли.
Доход торговой организации — это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.
Доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень дохода в розничной торговле рассчитывается как отношение суммы дохода от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах.
В экономическом анализе используется два вида доходов: доход по общей его сумме и доход, остающийся в распоряжении организации (общая сумма дохода от реализации товара за минусом обязательных платежей, взимаемых за счет дохода от реализации).
Торговая организация за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя и по его реализации взимает плату, которую можно назвать ценой торговых услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных, товаров. Торговая надбавка является основным источником формирования дохода от реализации. До перехода отечественной экономики к рыночным отношениям источником образования дохода от реализации были торговые скидки (основные и дополнительные). Торговые скидки устанавливались в прейскурантах в процентах к розничной цене. В этом заключается отличие скидки от торговой надбавки, которая определяется в процентах к отпускной цене изготовителя.
Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торговой организации, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное различие производства (поставщиков), пути продвижения отдельных товаров к потребителю и т. д.
Уровень торговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, расходов на реализацию товаров, прибыли, ставок косвенных платежей и условий взаиморасчетов контрагентов по формуле
, где ТН — уровень торговой надбавки, %;
Р — сумма фактических расходов на реализацию;
П — сумма прибыли;
КО — обязательные отчисления, взимаемые за счет дохода от реализации;
Пс — покупная стоимость товаров без НДС.
В процессе анализа дохода от реализации устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) показателей плановым, выполнения плана по доходам. Определяется динамика дохода от реализации, причины его роста или снижения. В связи с тем, что существуют определённые расхождения в формировании цен на товары, поставляемые из различных источников, целесообразно организовать учет доходов в зависимости от того, по каким каналам поступает товар в торговую организацию для его последующей реализации конечному потребителю.
Общая тенденция развития дохода торговой организации соответствует оптимальному соотношению индекса роста дохода от реализации (IД) и индекса роста товарооборота (IТ) и имеет вид: IД ≥ IТ
При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов: объема и структуры товарооборота, среднего уровня торговой надбавки, звенности товародвижения, уровня свободных отпускных цен и др. — на сумму и уровень дохода от реализации.
Влияние изменения объема продаж на сумму дохода от реализации (ΔДТ) рассчитывается по следующей формуле:
, где T1, t0 — соответственно отчетный и базисный объем товарооборота;
Д'0 — базисный уровень дохода от реализации, % к товарообороту.
Влияние среднего уровня дохода на его сумму (ΔДД) определяется следующим образом:
, Д'1 — уровень дохода отчетного периода, % к товарообороту.
Значительное влияние на доход от реализации оказывает изменение структуры товарооборота. Увеличение доли товаров с более высоким уровнем торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень дохода определяют методом процентных чисел.
При покупке товаров через оптовые организации и других посредников торговая организация отдает им часть торговой надбавки, что уменьшает ее доход. Влияние изменения звенности товародвижения на доход изучают по договорам поставки товаров, счетам-фактурам и данным учета поступления товаров.
Следующим этапом анализа дохода от реализации является анализ по месяцам, кварталам, декадам, в разрезе подведомственных подразделений, в сравнении с достижениями конкурентов.
Завершается анализ доходов расчетом упущенных возможностей роста доходов и разработкой соответствующих мероприятий.
Материалы анализа служат базой прогнозирования и планирования дохода на перспективу.
Для прогнозирования дохода от реализации используют следующие методы:
1. Метод технико-экономических расчетов. Расчет дохода на планируемый период базируется на прогнозируемой структуре товарооборота и действующих нормах торговых надбавок, в том числе регулируемых государством по социально значимым товарам. Доход по этому методу рассчитывается по формуле:
2. Расчетно-аналитический метод. На основе текущих данных отчетного года и изучения динамики уровня дохода за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень дохода за текущий год. Этот ожидаемый уровень принимают за базовую величину для прогнозирования суммы дохода от реализации.
3. Метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня дохода и распространении выявленной тенденции в развитии дохода на перспективу.
Прогнозные расчеты дохода от реализации, произведенные с использованием упомянутых методов, считаются надежными тогда, когда их расчетная величина удовлетворяет требованию, с одной стороны, безубыточной работы организации, с другой — получения необходимой чистой прибыли для финансирования ее производственного и социального развития. Для этого рассчитываются критическая величина доходов, точка безубыточности, запас финансовой прочности, размер дохода, обеспечивающий получение необходимой целевой прибыли.
Точка безубыточности (Tб) показывает, при каком объеме продаж величина дохода покроет понесенные затраты. Эта зависимость выражается формулой
, где Рпост — сумма постоянных расходов на реализацию;
Д' — уровень дохода от реализации, остающегося в распоряжении организации;
Р'пер — уровень переменных расходов.
Критическая величина доходов (Дкрит) рассчитывается по формуле:
, где Кп — коэффициент покрытия, характеризующий соотношение между величиной доходов и переменными расходами, вычисляемый по формуле:
Запас финансовой прочности (ЗФП) определяется с помощью:
Объем дохода от реализации товаров, обеспечивающий получение целевой прибыли, исчисляется по формуле: Д = Р + П + КО