Вопрос №84. Методы стратегического анализа торгового предприятия
Разработка основных элементов стратегического набора торгового предприятия базируется на результатах стратегического анализа. Стратегический анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления хозяйственной деятельности торгового предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.
Конечным продуктом стратегического анализа является модель стратегической позиции торгового предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер хозяйственной деятельности.
Основных методы стратегического анализа и область их применения.
Основные методы стратегического финансового анализа | Область применения методов | ||
Анализ факторов внешней среды непрямого влияния | Анализ факторов внешней среды непосредственного влияния | Анализ факторов внутренней среды | |
SWOT-анализ | + | + | + |
PEST-анализ | + | ||
SNW-анализ | + | ||
Портфельный анализ | + | + | |
Сценарный анализ | + | + | + |
Экспертный анализ | + | + | + |
Стратегический анализ осуществляется в такой последовательности:
I. Анализ факторов внешней среды непрямого влияния базируется на основном методе стратегического анализа — SWOT-анализе. Этот простой в использовании метод позволяет быстро оценить стратегическую позицию торгового предприятия в основных ее контурах. В процессе анализа факторов среды этого вида выявляются внешние благоприятные возможности и угрозы для предстоящего развития торгового предприятия, которые генерируются на макроуровне. К благоприятным относятся такие возможности, которые обеспечивают возрастание рыночной стоимости торгового предприятия в процессе его стратегического развития, а к угрозам — соответственно препятствия на пути этого возрастания.
Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней среды непрямого влияния по отдельным признакам.
В стратегическом финансовом анализе в этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (эта система концентрирует стратегический анализ только на факторах макроуровня). Группы таких факторов разделяют макросреду функционирования торгового предприятия на следующие четыре ее разновидности, характеризуемые аббревиатурой PEST:
Р — политико-правовая среда;
E — экономическая среда;
S — социокультурная среда;
Т — технологическая среда.
II. Анализ факторов внешней среды непосредственного влияния также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления стратегического анализа по этому виду среды функционирования торгового предприятия является группировка субъектов экономических отношений с торговым предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде, с другой.
В процессе стратегического анализа факторов внешней среды непосредственного влияния целесообразно выделять следующие основные группы субъектов экономических отношений с торговым предприятием:
• поставщики товаров и материалов;
• покупатели товаров;
• кредиторы предприятия, предоставляющие различные формы финансового кредита;
• инвесторы — институциональные и индивидуальные;
• страховщики;
• финансовые посредники.
Учитывая то, что факторы этого вида среды функционирования торгового предприятия носят преимущественно экономический характер, их группировка по системе PEST-анализа не осуществляется. Экономические факторы индивидуализируются с учетом особенностей хозяйственной деятельности торгового предприятия с вышеперечисленными контрагентами.
III. Анализ факторов внутренней среды призван характеризовать не только объем ресурсного потенциала торгового предприятия, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней среды в процессе разработки стратегии торгового предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности предприятия.
В последние годы развитие этого подхода получило отражение в SNW-анализе, используемом исключительно при анализе факторов внутренней среды торгового предприятия. Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору:
S — сильная позиция;
N — нейтральная позиция;
W — слабая позиция.
Сопоставление SNW-анализа и SWOT-анализа (по характеру оценки влияния отдельных факторов внутренней среды торгового предприятия) показывает, что система этой оценки в SNW-анализе дополняется нейтральной позицией (сильная и слабая оценка позиции присуща обоим методам). Нейтральная позиция оценки того или иного фактора внутренней среды торгового предприятия соответствует, как правило, среднеотраслевым его значениям по аналогичным торговым предприятиям. Такой подход позволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на хозяйственную деятельность торгового предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его состояния.
Систему исследуемых факторов внутренней среды каждое торговое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей хозяйственной деятельности. Факторы, которые характеризуют отдельные аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его политику по тому или иному из этих аспектов.
Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности торгового предприятия оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции принимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факторов внутренней среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней среды составляется матрица сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия.
IV. Комплексная оценка стратегической позиции торгового предприятия интегрирует результаты анализа всех видов среды функционирования предприятия. Осуществление такой оценки позволяет:
• четко идентифицировать основные особенности осуществления хозяйственной деятельности на данном торговом предприятии, определить его "коммерческое лицо";
• оценить достигнутые результаты управления хозяйственной деятельностью торгового предприятия;
• выявить проблемные зоны в развитии торгового предприятия и системе управления его хозяйственной деятельностью;
• объективно оценить возможности предстоящего развития торгового предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды;
• зафиксировать стартовые позиции стратегических инициатив торгового предприятия.
Модель стратегической позиции торгового предприятия базируется на результатах оценки отдельных факторов в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа (с углублением отдельных оценок в процессе использования других методов стратегического анализа). В этой модели должны быть представлены все сегменты каждой из доминантных сфер (направлений) хозяйственного развития предприятия. Для интеграции оценок по доминанте в целом, факторам отдельных сегментов может быть присвоен соответствующий "вес". Факторы каждого сегмента располагаются по степени их влияния на предстоящее развитие предприятия.
На заключительном этапе стратегического анализа по результатам модели стратегической позиции торгового предприятия устанавливаются взаимосвязи между отдельными факторами внешней и внутренней среды. Для установления таких взаимосвязей может быть использована следующая матрица возможных стратегических направлений развития торгового предприятия Комбинации влияния отдельных факторов внешней и внутренней среды дают возможность дифференцировать возможные стратегические направления развития торгового предприятия с учетом его стратегической позиции.
Позиция внутренней среды | ||||
сильная | нейтральная | слабая | ||
Влияние внешней среды | Благоприятные возможности | Ф – 1 «Сила и возможности» | Ф – 2 «Стабильность и возможности» | Ф – 3 «Слабость и возможность» |
Угрозы | Ф – 4 «Сила и угрозы» | Ф – 5 «Стабильность и угрозы» | Ф – 6 «Слабость и угрозы» |
Квадрант Ф-1 "Сила и возможности" характеризует возможность торгового предприятия осуществлять наступательную агрессивную стратегию, в частности, стратегию "ускоренного роста".
Квадрант Ф-2 "Стабильность и возможности " также характеризует возможность осуществления наступательно - агрессивной стратегии, направленной на усиление основным позиций торгового предприятия за счет факторов внешней среды. Такая стратегия торгового предприятия совместима с такими базовыми корпоративными стратегиями, как "ускоренный рост" и "ограниченный рост".
Квадрант Ф-3 "Слабость и возможности " определяет необходимость осуществления умеренной стратегии, в процессе которой слабости внутренней позиции торгового предприятия будут преодолеваться за счет благоприятных возможностей внешней среды. Этот вид стратегии в наибольшей степени совместим с базовой корпоративной стратегией "ограниченный рост".
Квадрант Ф-4 "Сила и угрозы" позволяет торговому предприятию избирать как наступательную, так и умеренную стратегию (в зависимости от степени угроз), в процессе которой отдельные внешние угрозы могут нейтрализоваться за счет сильного внутреннего потенциала торгового предприятия. Соответственно эта стратегия корреспондирует с такими базовыми корпоративными стратегиями, как "ускоренный рост" или "ограниченный рост".
Квадрант Ф-5 "Стабильность и угрозы " в зависимости от степени угроз позволяет торговому предприятию осуществлять умеренную либо консервативную оборонительную стратегию, направленную на преодоление неблагоприятных факторов внешней среды. Эти варианты стратегии торгового предприятия в наибольшей степени соответствуют таким базовым корпоративным стратегиям как "ограниченный рост" или "сокращение (сжатие)".
Квадрант Ф-6 "Слабость и угрозы " ориентирует предприятие на выбор исключительно оборонительной антикризисной стратегии, в наибольшей степени корреспондирующей с базовой корпоративной стратегией "сокращение (сжатие)".
С учетом возможностей стратегической позиции торгового предприятия осуществляются формулировка стратегических целей и обоснование соответствующих стратегических решений.