Вопрос №60. Механизм торгового менеджмента
Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов как: капитал, здание, материалы, люди, труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.
Сущность общего понятия «менеджмент» можно представить в 4-х аспектах:
1. управление как вид деятельности – профессиональная деятельность людей, реализуемая путем выполнения ряда управленческих функций, направленных на эффективное функционирование организационных систем.
2. Наука управления – совокупность знаний о законах и закономерностях, принципах и методах целеноправленной деятельности людей.
3. Искусство управлять – способность руководителя эффективно применять на практике полученные знания и накопленный опыт.
4. Здравый смысл в управлении – это чувство меры в реализации законов, принципов, способов и методов управления в зависимости от внутренних и внешних условий основанное на решительности и опыте руководителя.
Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном механизме.
Механизм торгового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области хозяйственной деятельности торгового предприятия. В структуру механизма торгового менеджмента входят следующие элементы:
1. Государственное нормативно-правовое регулирование торговой деятельности предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений социальной политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию (патентованию) торговой деятельности; законодательное обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие. 2. Рыночный механизм регулирования торговой деятельности предприятия.Этот механизм проявляется прежде всего в сфере потребительского рынка. Спрос и предложение товаров на потребительском рынке формируют уровень цен на них; определяют возможность нахождения новой рыночной ниши или расширения объема деятельности в рамках избранного сегмента рынка; позволяют формировать новую систему хозяйственных связей с поставщиками товаров и т.п. Кроме того, деятельность торгового предприятия связана с проявлением этого механизма и на финансовом рынке, рынке факторов производства, рынке труда и других. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования деятельности торговых предприятий будет возрастать.
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Механизм такого регулирования формируется в рамках самого торгового предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения. Так, ряд аспектов хозяйственной деятельности может регламентироваться требованиями устава торгового предприятия. Кроме того, на торговом предприятии может быть разработана и утверждена система целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам организационной, экономической или финансовой сфер его деятельности.
4. Система конкретных методов разработки управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Впроцессе выработки управленческих решений по отдельным аспектам деятельности торгового предприятия используется обширная система конкретных методов, с помощью которых формируется необходимая система целенаправленных действий. К числу основных из них относятся методы: технике-экономических расчетов; балансовый; экономике-статистические; экономике-математические; экспертные; сетевого планирования; моделирования; дисконтирования и наращения стоимости; хеджирования; социологические и другие. Содержание этих методов будет подробно рассмотрено в последующих разделах.
5. Система методов контроля за реализацией управленческих решений.В составе механизма торгового менеджмента методам внутреннего контроля отводится особая роль, так как они в значительной степени определяют эффективность всей системы управления торговым предприятием. Состав этих методов базируется в основном на обширном арсенале приемов экономического анализа и аудита различных аспектов деятельности торгового предприятия и определяется организацией системы мониторинга экономических и финансовых результатов этой деятельности.
Эффективный механизм торгового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех его функций на предприятиях торговли.