Вопрос 45. Порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:

- разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества,

- принятие решения о приватизации имущества,

- приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.

Способы приватизации- это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Закона о приватизации 2001 г.).

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Вопрос 46. Предприниматель, рынок товаров (работ, услуг) и право: понятие товарного рынка, его функционирование, инфраструктура.

Товаром является продукт труда, произведенный для продажи или обмена. Реализуется товар на рынке. Рынком товаров (работ, услуг) - товарным рынком признается сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п.5 ст.40 НК РФ). В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность.

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:

- продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

- географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

- структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

- барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;

- рыночный потенциал хозяйствующего субъекта - экономическая (рыночная) власть предприятия.

Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров).

В рыночной экономике существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников (торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.

Наши рекомендации