Доходный подход к оценке бизнеса – метод прямой капитализации
Для оценки предприятий на основе доходного подхода в оценочной практике используют два метода - метод прямой капитализации дохода и метод дисконтирования денежных потоков.
Метод прямой капитализации применяют, если будущие доходы предприятия характеризуются стабильными и предсказуемыми темпами роста, причем доходы являются значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться. Суть этого метода заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которых рассчитывается рыночная стоимость собственного капитала предприятия - как отношение ежегодных доходов к ставке капитализации. Сущность данного метода выражается соотношением: стоимость собственного капитала предприятия = чистая прибыль/коэффициент капитализации:
,
где ЧП - чистая прибыль,
k - коэффициент капитализации чистой прибыли.
С математической точки зрения коэффициент капитализации - это делитель, который используется для преобразования величины прибыли или денежного потока в денежную величину стоимости бизнеса. При известных величинах ставки дисконтирования г и темпа роста прибыли или денежного потока g коэффициент капитализации может быть определен по формуле:
k = r – g.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране применение метода прямой капитализации представляется некорректным, так как необходимые изменения в операционной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности предприятия определяют неравномерность потоков дохода и невозможность корректного применения этого метода.
Особенности применения метода прямой капитализации в оценке бизнеса. Метод прямой капитализации применяется в тех случаях, когда имеется достаточное количество данных для оценки дохода, доход с недвижимости является стабильным или, по крайней мере, ожидается, что текущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста умеренны. Это касается, например, объектов с постоянной арендной платой на многие годы вперед.
В силу того, что текущая стоимость будущих доходов чрезвычайно чувствительна к изменениям коэффициента капитализации, для его корректного использования необходимы обоснованные данные о его величине, основанные на рыночной информации.
Основное преимущество этого метода - простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации в конечном счете способен непосредственно отражать рыночную конъюнктуру. Это связано с тем, что при его применении, как правило, необходимо рассмотрение достаточно большого числа рыночных сделок и проведение их анализа в плане сопоставления дохода и стоимости.
Вместе с тем метод прямой капитализации не следует применять если:
1) отсутствует информация о рыночных сделках;
2) предприятие не вышло на режим стабильных доходов;
3) бизнес требует реструктуризации, антикризисного управления
Практическое применение метода капитализации в оценке бизнеса предусматривает следующие основные этапы:
1. Проведение анализа финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости).
2. Выбор денежной величины, которая будет капитализирована.
3. Расчет адекватной ставки капитализации.
4. Определение предварительной величины стоимости.
5. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).
При применении этого метода возникает целый ряд проблем: во-первых, с определением чистого дохода предприятия, во-вторых, с выбором ставки капитализации.
При расчете чистого дохода важно правильно выбрать период времени, за который производятся расчеты. Это могут быть несколько периодов в прошлом либо можно использовать данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогноз доходов на ближайшее будущее.
В качестве капитализируемой денежной величины может выступать либо чистая прибыль после уплаты налогов, либо прибыль до уплаты налогов, либо величина денежного потока. В большинстве случаев на практике в качестве капитализируемой величины выбирается прибыль последнего отчетного года (чистая прибыль как вариант).