Структура и экономическое состояние отрасли
Отчет
на тему «Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска Жилищно-коммунальное хозяйство, как отрасль городского хозяйствования »
Выполнила студентка:
Группы М-21
Осень Алена Игоревна
Проверила:
Заставенко Екатерина Валерьевна
НОВОСИБИРСК, 2017
Содержание
1. Введение
2. Структура и экономическое состояние отрасли
3. Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
4. Стимулирование создания товариществ собственников жилья
5. Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения
5.1 Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
5.2 Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
6. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
6.1 Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
6.2 Социальная защита населения
7. Вывод
8. Использованная литература
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.
В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:
· Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
· Водоснабжение и водоотведение.
· Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
· Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
· информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
· Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
· Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
· Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство).
· Гостиничное хозяйство.
· Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
· Уличное освещение.
Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связанны с региональной экономикой и рассматриваются как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения.
В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и другие отрасли.
К особенностям жилищно-коммунального хозяйства можно отнести:
· Сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг.
· Особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей.
· Сочетание коммерческих (ориентированных на получение прибыли) и некоммерческих организаций.
· Отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг).
· Многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности.
· Сочетание крупного (производство электроэнергии, водоканал) и малого бизнеса.
· Рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе населения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления.
· Особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
· Необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг, независимо от платёжеспособности населения.
· Многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований к жилищно-коммунальному хозяйству его развитие и совершенствование выступают как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения жилищных условий и развития культуры населения.
Социальная защита населения
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
· включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;
· сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных низкодоходным семьям;
· необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
· введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Необходимо пересмотреть федеральную политику в отношении льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. По каждой льготе должен быть четко указан источник финансирования каждой льготы.
Следует принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражению изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это, в частности, предполагает:
· исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
· при определении величины субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплообеспечение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);
· установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей;
· в целях создания эффективной системы мер воздействий на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены:
· проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
· консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи;
· организация добровольного обмена жилыми помещениями;
· формирование обменного жилищного фонда для переселения;
· выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Общее положение об указанной комиссии следует разработать на федеральном уровне.
Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.
Вывод
По официальным данным износ инженерного оборудования в ЖКХ составляет 75%, при этом потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем энергоснабжения достигает 60% (при норме 16%), а темпы износа инженерных систем составляют 12% в год.
Отсюда – постоянное снижение качества среды обитания населения, рост числа катастроф, что подтверждается авариями на коммунальных объектах во многих районах. За последние 10 лет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло в 5 раз.
Проблемы проявляются в нарушении энергетической и экологической безопасности среды обитания, отсутствии нормального теплоснабжения зданий из-за зашлакованности, коррозии, разрегулировки, физического износа действующих инженерных систем отопления и тепловых сетей, кровли, подвальных помещений, стеновой и оконной теплоизоляции.
Отдельно следует выделить проблему подготовки и переподготовки кадров в новых условиях реформирования ЖКХ, восстановление её основных фондов, расширенного нового строительства и обслуживания инженерных сетей.
Главным источником питьевой воды в России являются поверхностные водоёмы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужда, но и как приёмники канализационных стоков – хозяйственно-бытовых и промышленных. Уже к 2000 году степень очистки сточных вод снизилась до 60-65%, а около 24% сточных вод сбрасывается в водоёмы неочищенными.
Решение вышеперечисленных проблем достигается восстановлением энергетического и экологического равновесия среды обитания человека, а также путём реновации инженерных систем, то есть к приведению их в режим нормального функционирования.
Для решения проблем по реформированию ЖКХ предложено создать специальный фонд в размере не менее 250 миллиардов рублей, при этом на ремонт жилищного фонда направляется не менее 150 миллиардов рублей. Это отрадное явление, ранее на эти цели средств не выделялось.
Объёмы выделенных финансовых средств впечатляют, но предварительные расчёты показывают, что только на восстановление основных фондов ЖКХ до нормативных значений требуется 1 триллион 636 миллиардов рублей. И притом, что реальные цифры необходимых финансовых средств можно получить только после проведения технической инвентаризации основных фондов в ЖКХ, которая в настоящее время составляет в разных регионах от 5 до 40%. Отсюда следует, что муниципальные органы не обладают на настоящий момент достоверной информацией как об общем количестве объектов, их техническом состоянии, так и об объёме действительно необходимых финансовых средств для кардинального решения проблем ЖКХ на местах.
Эффективная реализация намеченных целей возможна только путём использования системного подхода и активного крупномасштабного применения новейших отечественных и зарубежных разработок в области реноваций (восстановлений) инженерных систем ЖКХ, для чего Фондом, как было сказано В.В. Путиным, должна быть подготовлена программа, рассчитанная на 4-5 лет. Однако реализация такой крупномасштабной программы требует технического и технологического перевооружения, а также переподготовки кадров, работающих в сфере оказания услуг в ЖКХ.
8. Использованная литература
1. Журнал ЖКХ-инфо №2(6) март 2008
2. Интернет-ресурсы:
revolution.
book.vsem.ru
3. Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В.Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”; издательство “Юрайт”, 2000, 520 с.4. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2000 – 448с.5. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – 2004 — №8.
Отчет
на тему «Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска Жилищно-коммунальное хозяйство, как отрасль городского хозяйствования »
Выполнила студентка:
Группы М-21
Осень Алена Игоревна
Проверила:
Заставенко Екатерина Валерьевна
НОВОСИБИРСК, 2017
Содержание
1. Введение
2. Структура и экономическое состояние отрасли
3. Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
4. Стимулирование создания товариществ собственников жилья
5. Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения
5.1 Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
5.2 Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
6. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
6.1 Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
6.2 Социальная защита населения
7. Вывод
8. Использованная литература
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, комфортности его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надёжность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат городской среды.
В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:
· Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
· Водоснабжение и водоотведение.
· Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
· Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
· информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
· Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
· Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
· Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство).
· Гостиничное хозяйство.
· Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
· Уличное освещение.
Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связанны с региональной экономикой и рассматриваются как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения.
В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и другие отрасли.
К особенностям жилищно-коммунального хозяйства можно отнести:
· Сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг.
· Особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей.
· Сочетание коммерческих (ориентированных на получение прибыли) и некоммерческих организаций.
· Отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг).
· Многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности.
· Сочетание крупного (производство электроэнергии, водоканал) и малого бизнеса.
· Рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе населения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления.
· Особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
· Необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг, независимо от платёжеспособности населения.
· Многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований к жилищно-коммунальному хозяйству его развитие и совершенствование выступают как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения жилищных условий и развития культуры населения.
Структура и экономическое состояние отрасли
Россия является одной из высоко урбанизированных стран мира, она имеет 73% городского населения, однако, продолжительность жизни её населения существенно ниже, чем в других, особенно высокоразвитых странах. Одной из существенных причин такого положения является экологическая обстановка городов.
Влияние качества живой среды на здоровье горожан – основополагающий фактор, ибо они проводят там доминирующую часть жизни. В силу высокой социальной значимости и жизнеобеспечивающих функций, ЖКХ можно отнести к области государственного контроля за безопасность продукции, то есть государство должно гарантировать потребителям определённый уровень качества жилищно-коммунальных услуг и их безопасность.
Для жилищно-коммунальных услуг характерны:
а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;
б) социальная значимость;
в) низкая заменяемость другими услугами.
Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий — поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг.
В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы, как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.
Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).
Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных последствий монопольного положения предприятий отрасли и обеспечение безусловного соблюдения требований Закона РФ «О защите прав потребителей», постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.97г. N 155, возможно путем реализации комплекса взаимоувязанных действий как экономического, так и административного характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует совершенствования функционирования таких составляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование, управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессе производства и получения жилищно-коммунальных услуг.
За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного и коммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями:
— массовой приватизацией жилищного фонда;
— передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства из государственной собственности в муниципальную собственность;
— акционированием части объектов жилищно-коммунального хозяйства, в основном объектов электро- и теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны.
Этот процесс заложил предпосылки для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но к настоящему времени не дал существенных позитивных результатов.
В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).