По экономической практике и практике менеджмента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

_________________________________________

(факультет)

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

ОТЧЕТ

По экономической практике и практике менеджмента

студента специальности 080504 «Государственное

и муниципальное управление»

База практики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил студент (ка) гр. _______ ____________ ______________

число, подпись ф.и.о.

Руководитель практики

от базы практики ____________ ______________

число, подпись ф.и.о.

Руководитель практики

от кафедры ____________ ______________

число, подпись ф.и.о.

Москва 201_ год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..4

1. Краткая характеристика Подольского муниципального района..6

1.1 Исторические основы ………………………………………….........6

1.2 Природные условия и местоположение ..…………………………..7

1.3 Демографическая ситуация …………………………………….......11

1.4 Качество жизни населения …………………………………………11

1.5 Характеристика экономической сферы ……………………………15

1.5.1 Структура экономики по отраслям занятости ………………15

1.5.2 Характеристика наиболее значимых предприятий …………16

1.5.3 Характеристика развития малого предпринимательства……20

1.5.4 Характеристика местных финансов ………………………….21

2. Краткая характеристика органа местного самоуправления ……..24

2.1 Цели создания и деятельности администрации Подольского

муниципального района ……………………………………………..24

2.2 Структура администрации …………………………………………..26

2.3 Анализ деятельности администрации ………………………….. ....27

Характеристика организационных структур, занимающихся

Вопросами социально-экономического развития Подольского

муниципального района ………………………………………….……38

3.1 Цели создания и деятельности отдела развития

производственно-экономического комплекса ……………………..38

3.2 Анализ внутренней документации …………………………………39

3.3 Законодательные и нормативные акты ………………………….…41

Характеристика документов стратегического и текущего

планирования …………………………………………………………..42

4.1 Концепция социально-экономического развития Подольского

муниципального района …………………………………………….42

4.2 Прогноз социально-экономического развития Подольского

муниципального района на 2013 и на период до 2015 года ………44

4.3 Перечень реализуемых муниципальных программ ……………….45

Характеристика деятельности отдела развития производственно-

экономического комплекса …………………………………………..49

5.1 Плановые и отчетные документы ………………………………….49

5.2 Методы прогнозирования и планирования социально-

экономического развития …………………………………………..49

5.3 Порядок формирования плановых и прогнозных документов…..52

5.4 Формы взаимодействия с другими субъектами …………………..54

Выводы …………………………………………………………………………55

Список литературы …………………………………………………………..58

Приложения ……………………………………………………………………60

ВВЕДЕНИЕ

Одним из факторов эффективности системы государственного и муниципального управления является состояние планирования и прогнозирования социально-экономического развития любого муниципального образования, региона в отдельности и страны в целом.

Объектом исследования на II этапе экономической практики и практики менеджмента являются органы государственной власти и органы местного самоуправления или их структурные подразделения, занимающиеся вопросами планирования социально-экономического развития территории (объекта управления). В данной работе объектом является отдел развития производственно-экономического комплекса Администрации Подольского муниципального района.

Предметом исследования на II этапе экономической практики и практики менеджмента являются организационно-экономические отношения, возникающие при осуществлении деятельности объекта исследования, направленной на управление процессами социально-экономического развития территории.

Целью II этапа экономической практики и практики менеджмента является изучение организации системы государственного или муниципального планирования процессов социально-экономического развития территории.

Основными задачами II этапа экономической практики и практики менеджмента являются:

  • закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин: «Региональная экономика и управление», «Система государственного управления», «Система муниципального управления», «Разработка управленческого решения», «Инвестиционная политика муниципального образования», «Маркетинг территории», «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования»;
  • изучение законодательных, нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность объекта исследования;
  • изучение методики разработки и механизмов реализации программ и планов социально-экономического развития территорий;
  • получение практических навыков сбора и обработки информации об экономических и социальных явлениях и процессах с целью вскрытия резервов управления.

Содержанием экономической практики и практики менеджмента является наряду с приобретением практических навыков организационно-управленческой деятельности углубленное изучение области деятельности объекта исследования, обеспечивающей рациональное управление социально-экономическим развитием территории РФ, субъекта РФ или муниципального образования любого типа.

Исторические основы

Подольский район расположен на юге Московской области. Его площадь составляет 28,2 тыс. гектар. Граничит с Ленинским, Домодедовским, Чеховским муниципальными районами и административной границей г.Москвы. В пределах территории Подольского района, но не входящими в его состав, находятся города Подольск, Климовск. На территории Подольского района расположено 76 населенных пунктов, в которых проживает около 37 тыс. человек.
История Подольского края ведет отсчет с конца ХVIII века, когда по Указу Екатерины II был образован Подольский уезд.
Район имеет богатую историю и самобытную культуру. Всероссийскую известность и мировое признание получили местные народные промыслы: кружевоплетение, изготовление украшений из бисера, Бабенская деревянная игрушка.
На подольской земле расположены уникальные археологические памятники, древние храмы, дворянские усадьбы, старинные парки, усадебный комплекс Голицыных и храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах и многие другие.
30 августа 1929 года вышло постановление ВЦИК «О составе округов и районов Московской области и их центров», в соответствии с которым Подольский район был утвержден как административно-территориальная единица. И хотя границы района менялись, в том числе 3 раза существенно (первоначально в Подольский район входил сегодняшний Домодедовский район, а село Красная Пахра было центром соседнего Краснопахорского района), именно этот день считается днем рождения района. Последнее существенное изменение произошло 01.07.2012 года, в результате которого около ¾ территории присоединено к г. Москве.

Демографическая ситуация

В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 560 «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью» часть территории передана субъекту г. Москва.

В составе района входят три сельских поселения (Дубровицкое, Лаговское, Стрелковское) и одно городское поселение (Львовский). Территория Подольского муниципального района составляет 28,1 тыс. га.

Население, проживающее на оставшейся территории Подольского муниципального района, на 1 января 2012 года составило 37006 человек, на 1 января 2013 года – 38110 человек.

Негативные тенденции на рынке труда, сложившиеся в предыдущие годы, ослабли. Улучшение экономической ситуации в районе ведет к сокращению численности обратившихся за трудоустройством в Центр занятости населения. Численность официально зарегистрированных безработных в 2012 году составляет 74 человека.

В 2012 году в четырех поселениях функционирует 18,2 тыс. рабочих мест (включая субъекты малого бизнеса).

Качество жизни населения

На территории Подольского муниципального района расположено 406 объектов потребительского рынка, в том числе: предприятия бытового обслуживания – 59, предприятия общественного питания – 25; рынки и торговые комплексы – 9, АЗС – 40, оптовые склады -55. За последние 5 лет оборот розничной торговли вырос более чем в 2 раза и составляет 7642 млн. рублей. В крупных поселках появились сетевые магазины «Дикси», «Пятерочка», «Просторы». В настоящее время норматив обеспеченности торговыми площадями превышен в 1,5 раза, однако их распределение неравномерно.

Имеет место недостаток торговых объектов промышленного назначения, лекарственных препаратов и бытового назначения.

Стоимость потребительской корзины на товары первой необходимости превышает областные показатели на 5%.

На территории района в некоторых малонаселенных пунктах отсутствуют предприятия торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Подольского муниципального района 262 км, в том числе с твердым покрытием 199 км; из них протяженность дорог, требующих капитального и текущего ремонта составляет 9,5 и 8,7 км.

По результатам обследования доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 2012 году составила в городском поселении Львовский – 10,9%, в сельском поселении Дубровицкое – 2,1%, в сельском поселении Лаговское – 13,2%, в сельском поселении Стрелковсое – 4%.

В 2012 году общая площадь жилых помещений в Подольском муниципальном районе, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила 41 кв.м.

Стоянками и гаражами обеспечено 32% владельцев транспортных средств на территории Подольского муниципального района.

В населенных пунктах Подольского муниципального района освещено 80,1% улиц, отремонтировано лишь 10,9% протяженности тротуаров.

Все населенные пункты Подольского муниципального района снабжаются электроэнергией и газифицированы. Доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье составляет 24%. В основном это жители деревень, где отсутствует централизованное водоснабжение и канализование.

На учете для получения жилья в 2012 году состоит 140 семей, в том числе 10 лет и более – 43 семьи.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет 55,3%.

Здравоохранение района представлено двумя муниципальными учреждениями здравоохранения – МУЗ «Львовская районная больница» и МБУЗ «Подольская районная поликлиника», которая открыта в 2011 году, мощность ее рассчитана на 600 посещений в смену, она оснащена современным оборудованием. Уровень фактической обеспеченности населения дневными стационарами составляет 90% от нормативной потребности, стационарами с круглосуточным пребыванием соответствует нормативной потребности. Амбулаторно-поликлиническими учреждениями население Подольского муниципального района обеспечено с превышением нормативной потребности в 2 раза. Обеспеченность населения Подольского муниципального района врачами - 28 человек на 10 тысяч населения или 68% от целевого значения, обеспеченность населения средним медицинским персоналом - 60 человек на 10 тысяч населения или 53% о целевого значения.

Санаторно-оздоровительные услуги на территории Подольского муниципального района оказывают УСЦ ОП «Полюс»», МОУ ДОУ «Родина», ФЛГУЗЦКБВЛ ФМБА России ЦВМИР «Лесные Поляны».

Сеть дневных общеобразовательных учреждений на территории Подольского муниципального района представлена 10 общеобразовательными муниципальными учреждениями: 7 общеобразовательных школ, 1 промгимназия, 1 лицей, 1 школа – интернат, в которых обучается 3,4 тыс. человек. Продолжается реконструкция Дубровицкой средней школы со строительством пристройки. Началась реконструкция Лицея № 1 со строительством пристройки в поселке Львовский. Требуется проведение капитального ремонта в школах деревне Федюково, поселка МИС. Сеть дошкольных образовательных учреждений представлена 11 детскими садами; дополнительного образования – 5 учреждениями. Уровень фактической обеспеченности детей в возрасте до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями составляет 143,7% от нормативной. Услуги по дополнительному образованию получают 85% детей в возрасте 5 -18 лет. Все выпускники муниципальных общеобразовательных учреждений получили аттестат о среднем (полном) образовании. 11% муниципальных общеобразовательных образовательных учреждений требуют капитального ремонта.

На территории Подольского муниципального района 15 общедоступных библиотек. Уровень обеспеченности библиотеками превышает установленный норматив на 7% и составляет 39 единиц на 100 тыс. населения. В Подольском муниципальном районе 1 музей и 11 учреждений культурно-досугового типа. Уровень фактической обеспеченности в Подольском муниципальном районе клубами и учреждениями клубного типа составляет 96,1% от нормативной потребности.

Доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом на территории района составляет 25% от всего населения. На территории Подольского муниципального района мощность спортивных залов составляет 4,0 тыс. кв. метров - уровень фактической обеспеченности населения спортивными залами составляет 30,6% от нормативной потребности. На территории Подольского муниципального района отсутствуют плавательные бассейны. Мощность имеющихся плоскостных сооружений составляет 44,4 тыс.кв. метров – уровень фактической обеспеченности населения плоскостными сооружениями составляет 75,4% от нормативной потребности.

Изменение границ Подольского муниципального района привело к ухудшению обеспечения жителей района услугами физической культуры и спорта: снизилось обеспечение спортивными залами с 1,5 тыс.кв. метров на 10 тыс. населения до 1,0 тыс.кв. метров на 10 тыс. населения, а также нарушило сложившуюся схему в работе с ветеранами, инвалидами и незащищенными слоями населения, сложившуюся транспортную доступность для населения до социально-значимых объектов.

Сельское хозяйство

Количество прибыльных сельскохозяйственных предприятий за 2011 год составило 45,5 % от общего числа.

По основным экономическим показателям, характеризующим эффективность работы сельскохозяйственных предприятий, таким как численность выходного поголовья коров, плотность крупного рогатого скота на 100 гектаров сельхозугодий, по валовому производству молока на 100 гектаров сельхозугодий Подольский район занимает четвертое место среди 38 муниципальных образований Московской области. Валовое производство молока в 2011 году составило 35,5 тыс.тонн. Уровень продуктивности достиг 6003 кг на одну фуражную корову. Объем производства мяса КРС и свиней на убой составил в 2011 году 1800 тонн. Зерна произведено 2387,2 тонны, что выше уровня прошлого года. Производство картофеля составило 159 тонн, что также больше уровня прошлого года, овощей – 2952,3 тонны, что выше уровня 2010 года.

Сельскохозяйственные угодья Подольского муниципального района по хозяйствующим субъектам всех форм собственности составляют 35266 га, в том числе пашни 27943 га. Доля обрабатываемой пашни в 2011 году составила 74,01%.

На долю крупных и средних сельскохозяйственных предприятий района приходится 19845 га сельхозугодий и их использование составило 100%. Площадь пашни у сельхозпредприятий составляет 17870 га и процент использования за 2011 год - 100%.

Доходы населения

По итогам 2011 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий района выросла на 10% и составила 29222,6 руб., средняя численность работающих на крупных и средних предприятиях выросла до 21222 человека .

Рост фонда оплаты труда составил к концу года 122%. Целевой показатель, определенный Губернатором Московской области Б. В. Громовым, Подольским муниципальным районом – выполнен.

На предприятиях сельского хозяйства средняя заработная плата выросла на 6%, предприятиях транспорта - на 12 %, в строительных организациях – на 21%.

С 1 июня и с 1 октября 2011 года (дважды) произошло повышение заработной платы работников муниципальных учреждений бюджетной сферы.

Здравоохранение

В 2011 году охвачено профилактическими осмотрами на туберкулез от общего количества населения 27%.

В 2011 году охвачено профилактическими осмотрами на злокачественные новообразования от общего количества населения 20%.

Эффективность работы учреждений здравоохранения оценивается рядом показателей. Один из них - смертность лиц в возрасте до 65 лет на дому.

Показатель числа случаев смерти лиц до 65 лет на 100 тыс. человек населения составил 594,47 чел. (в 2010 году – 702,39 чел.), из них на дому – 116,24 (в 2010 году – 102,29 чел.).

Повышение летальности в первые сутки в стационаре в 2011г.- 107,93 (в 2010г. – 35,8) является отрицательным показателем, характеризующим качество лечебно-диагностической работы стационара.

Снижается показатель случаев смертности детей до 18 лет на дому (2011-0, 2010 – 3 случая) за счет усиления профилактической работы.

Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в круглосуточном стационаре составила 12,68 дня против 12,58 в 2010 году. Это ниже среднеобластного значения.

Средняя занятость койки в муниципальных учреждениях составила 332,05 против 336,86 в 2010 году, что ниже среднеобластного значения, но превышает целевое значения показателя, установленного Губернатором МО 330 дней.

Число коек в муниципальных учреждениях здравоохранения на 100 тыс. человек населения составило 42,57 штук, что ниже достигнутого значения 2010 года (выросла численность населения района по переписи) и ниже среднего значения по области (61,4).

На конец 2011 года фактическая обеспеченность населения Подольского муниципального района амбулаторно-поликлиническими объектами превышает нормативную потребность (184%). Ниже нормативной потребности обеспеченность населения района круглосуточными больничными учреждениями на 17% и дневными стационарами на 41%.

Фактическая обеспеченность населения Подольского муниципального района (по 4 оставшимся поселениям) амбулаторно-поликлиническими объектами составляет 225%, круглосуточными больничными учреждениями - 64%, дневными стационарами – 123%.

В системе здравоохранения района нет коек хирургического профиля.

В 2011 году завершено строительство и ввод в эксплуатацию нового здания поликлиники в п. Кузнечики на 600 посещений в смену, которая рассчитана для оказания специализированной взрослой и детской медицинской помощи.

7. Дошкольное образование

В результате ввода новых мощностей возросла обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях, численность детей в возрасте от 3 до 7 лет в муниципальных дошкольных учреждениях возросла с 2558 человек в 2010 году до 2998 детей дошкольного возраста в 2011 году и соответственно снижается процент детей, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные учреждения с 33,99% до 26,56%.

В апреле 2012 года введен после реконструкция ДОУ № 15 со строительством пристройки пос.Львовский на 110 мест., планируется строительство пристройки к МДОУ №20 «Веснушки» с/п Лаговское на 45 мест. В 2013-2014 гг. – доукомплектование МДОУ № 15.

В результате строительства, реконструкции и передачи в муниципальную собственность количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений возрастает.

В 2011 году 127 воспитателей детских садов прошли курсы повышения квалификации и получили высшее образование.

Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников имеет тенденцию роста, что обусловлено требованиями к качеству педагогического процесса.

В абсолютном большинстве детских садов проведен необходимый текущий ремонт за счет бюджетных средств района, привлеченных средств спонсоров и родителей. Однако капитальный ремонт требуется провести в МДОУ № 9, 29, 36.

8. Общее и дополнительное образование детей

В районной сети общеобразовательных учреждений за прошедший 2011 год произошло важное качественное изменение: завершено строительство современной школы в микрорайоне «Родники» на 792 места (сельское поселение Рязановское) со всеми видами помещений для занятий дополнительным образованием, проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий со школьниками. Это позволило увеличить число мест и для дошкольников, оптимизировав прогимназию пос. Знамя Октября в детский сад.

Продолжена работа по реконструкции школ со строительством пристроек к Щаповской, Остафьевской и Дубровицкой школам.

Строительство новых общеобразовательных школ позволит сократить количество обучающихся во вторую смену и повысить долю обучающихся в первую смену.

Фактическая обеспеченность объектами образования в целом по району выше нормативной потребности в 2,5 раза. С учетом изношенности зданий Остафьевской школы и Лицея № 1 обеспеченность образовательными учреждениями по данным поселениям ниже нормативной.

Доля учеников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, которые были обязательными для всех выпускников, сдали 100% от числа участвовавших.

В 2011 году 100% выпускников школ получили аттестат.

В 2011 году 157 педагогов школ прошли курсы повышения квалификации. Доля учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в 2011 году составила 9.89%, что обусловлено поступлением на работу молодых специалистов.

Много внимания в образовании уделяется здоровью детей. Введён третий урок физической культуры. Проведен хороший ремонт в спортивных залах школ пос. Знамя Октября и Дубровицкой.

Активно работают школы по проблеме организации здорового питания. Вороновская, Щаповская, Остафьевская и Михайловская школы выиграли конкурс на организацию здорового питания среди школ Московской области и получили новейшее энергосберегающее оборудование для столовых. За счет средств бюджета района ведется монтаж оборудования и проведен ремонт столовых.

В абсолютном большинстве школ в 2011 году проведен необходимый текущий ремонт за счет бюджетных средств района, привлеченных средств спонсоров и родителей.

За счет средств федерального и местного бюджета первоклассники из 10 школ района получили на 23 класса комплекты оборудования с компьютерами для обучающихся, мультимедийной установкой, интерактивной доской, цифровыми микроскопами и комплектом методических пособий.

Проводились работы по реконструкции школы со строительством пристройки в п.Дубровицы (в 2012 году планируется окончание), пристройки к школе п.Щапово, по реконструкции школы поселкаы Остафьево, ведется разработка рабочей документации школ в п. Знамя Октября и с.Красная Пахра, реконструкции лицея № 1 со строительством пристройки п.Львовский.

Физическая культура и спорт

По плану в 2011 году было утверждено 254 спортивных мероприятий – проведено - 261.

По итогам 2011 года в Подольском муниципальном районе количество занимающихся спортом составило 22 458 человек – 26,76% от общей численности населения, к 2014 г. планируется достичь 27%.

В 2011 году уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями по единовременной пропускной способности (с учетом всех видов имеющихся спортивных сооружений) составляет 20,8% от норматива (в среднем по Московской области -12,3 %), спортивными залами – 43%, бассейнами – 9,9%, плоскостными сооружениями – 64%.

Долгосрочные программы

1. Муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда Подольского муниципального района на 2011-2020 годы». Приложение

2. Муниципальная программа «Обеспечение пожарной безопасности и профилактики пожаров на территории Подольского муниципального района на 2011-2015 год». Приложение 2, Приложение 3.

3. Муниципальная программа «Социальная поддержка инвалидов в Подольском муниципальном районе на 2011-2015 гг.».Приложение2, Приложение 3.

4. Муниципальная программа "Жилище на 2009-2012 гг."

5. Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Подольском муниципальном районе на 2009-2012 годы»

6. Муниципальная программа «Газификация сельских населенных пунктов Подольского муниципального района на 2009-2012 гг.»

7. Муниципальная программа «Обеспечение похоронного обслуживания населения и содержание межпоселенческих кладбищ. Памятников, братских могил в Подольском муниципальном района на 2009-2012 гг.»

8. Муниципальная программа «Развитие сельского хозяйства Подольского муниципального района на 2009-2012 гг.»

9. Муниципальная программа «Развитие системы народного образования Подольского муниципального района» на 2009-2012 г.г.

10. Муниципальная программа «Экология» на 2009-2012 годы

11. Муниципальная программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Подольского муниципального района на 2009-2012 г.г»

12. Муниципальная программа «Социальная защита населения Подольского муниципального района на 2009-2012 г.г.»

13. Муниципальная программа "Здоровье населения Подольского муниципального района на 2009-2012 гг."

14. Муниципальная программа "Капитальный ремонт объектов электроснабжения в Подольском муниципальном района на 2009-2012 гг."

15. Муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта Подольского муниципального района на 2009-2012 гг."

16. Муниципальная программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Подольского муниципального района на 2008-2010 годы»

17. Муниципальная программа "Обеспечение охраны общественного порядка на территории Подольского муниципального района на 2008-2010 гг."

18. Муниципальная программа «Компьютеризация и информационное обеспечение Подольского муниципального района на 2008-2012 гг»

19. Муниципальная программа «Профилактика безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних в Подольском муниципальном районе на 2009-2012 годы».

20. Муниципальная программа «Информационное обеспечение населения Подольского муниципального района на 2009-2012 годы»

Плановые и отчетные документы

Отдел развития производственно-экономического комплекса разрабатывает следующие плановые и отчетные документы:

1. Информация о социально-экономическом положении Подольского муниципального района за январь-сентябрь 2012 г. Данный документ разрабатывается ежемесячно по возрастающей.

2. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

3. Прогноз социально-экономического развития на 2011-2013 годы. Подольский муниципальный район (приложение А).

4. Прогноз социально-экономического развития Подольского муниципального района на 2013 год и на период до 2015 года. Образование (приложение Б). Данный документ разрабатывается по всем отраслям.

5. Постановления и распоряжения главы Подольского муниципального района (приложение В).

5.2 Методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития

Важнейшим элементом управления социальным и экономическим развитием Подольского муниципального района является прогнозирование и планирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в социально-экономическом развитии, изменений за конкретный период темпов роста конкретных отраслей, звеньев производства.

Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Методами прогнозирования называют совокупность приёмов мышления, позволяющих на основе анализа прошлых внешних и внутренних связей, присущих объекту, а так же их изменений в рамках рассматриваемого явления, вынести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Методы прогнозирования выражаются в способах и приёмах разработки прогнозных и плановых документов и показателей применительно к их различным видам и назначениям.

В своей работе отдел развития производственно-экономического комплекса использует следующие методы прогнозирования и планирования социально-экономического развития муниципального района:

1. Метод экстраполяции.

2. Метод экспертных оценок.

3. Нормативный метод прогнозирования.

Экстраполяция – это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Метод позволяет найти уровень ряда за его пределами в будущем. Метод экстраполяции применяется при стабильности системы, устойчивости явлений, когда динамика процессов, показателей в перспективе определяется тенденциями их изменений в прошедшем периоде. Экстраполяция эффективна для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво.

Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошкаловых корреляционных моделей, ставящие прогнозируемые показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом социально-экономического развития муниципального образования следует начинать с изучения факторов (переменных величин), влияющих на социально-экономическое развитие. К таким факторам следует отнести:

1. Наличие собственных финансовых ресурсов;

2. Демографические изменения;

3. Развитие отраслей хозяйства и т.д.

Метод экспертных оценок используется, преимущественно, в долгосрочных прогнозах этот метод помогает установить степень сложности проблемы, выявит важные факторы и взаимосвязи между ними, выбрать наиболее предпочтительные альтернативы. Однако, метод экспертных оценок не лишен недостатков, потому что имеет долю субъективизма.

Метод экспертных оценок чаще используется в тех случаях, когда трудно количественно оценить прогнозный фон, и специалисты делают это на основе своего понимания вопроса. Данный метод имеет несколько видов: индивидуальная экспертная оценка, коллективная экспертная оценка, метод интервью, метод экспертных комиссий и т.д.

При нормативном методе прогнозирования определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. В данном случае, речь идет о прогнозировании достижения желательных состояний явления на основе заданных норм, целей. Нормативный метод чаще всего применяется для программных или целевых прогнозов. Используется как количественное выражение норматива, так и определенная шкала возможностей оценочной функции.

Нормативный метод прогнозирования помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности, следовательно, эффективности решений.

Нормативный метод при планировании социально-экономического развития может называться так же методом технико-экономических расчетов. Он использует нормы и нормативы, разработанные на законодательной или ведомственной основе. Наличие норм и нормативов позволяет определять прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета. В прогнозировании используются более обобщенные, а в планировании – более конкретные нормы.

С помощью нормативов регулируются как рыночная, так и внерыночная, в основном непроизводственная сферы. К примеру, в непроизводственной сфере используются нормативы по минимальной пенсии, расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное обслуживание и другие, обслуживаемые за счет федеральных и местных бюджетов.

Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты. Они используются, например, в планировании минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

5.3 Порядок формирования плановых и прогнозных документов

Содержащиеся в программах социально-экономического развития муниципального образования цели, задачи и методы их достижения конкретизируются в оперативном планировании деятельности органов муниципального управления.

Основной документ оперативного планирования в органах муниципального управления Подольского муниципального района - планы районных мероприятий, разрабатываемые управделами на основании программ социально-экономического развития района, планов работы структурных подразделений администрации, а также указаний главы администрации.

В свою очередь, планы отдельных структурных подразделений (отделов, комитетов и управлений) разрабатываются на квартал с учетом решения комплексных проблем социально-экономического развития муниципального образования и представляются управделами, как правило, не позднее, чем за 15 дней до окончания квартала.

В планы работы структурных подразделений включаются не только перечень конкретных заданий с указанием ответственных исполнителей, сроков выполнения и форм контроля, но и намечается изучение законов, нормативных актов, опыта работы администраций в других регионах Российской Федерации, а также зарубежного опыта в сфере муниципального управления, что необходимо для развития кадрового потенциала.

Управделами обобщает представленные планы работы структурных подразделений, составляет квартальный план работы администрации, при необходимости осуществляет согласования, вносит уточнения и представляет план главе администрации на утверждение, как правило, до 25 числа месяца, предшествующего планируемому периоду. Утвержденные главой администрации планы рассылаются по структурным подразделениям и в администрации районов.

Реализация оперативных (календарных) планов контролируется руководством администрации, а также контрольным управлением в соответствии с принятой в администрации системой контроля.

Ход и реализация работы структурных подразделений по осуществлению планов рассматривается, как правило, еженедельно на аппаратных совещаниях, которые проводит глава администрации или по его поручению заместитель. В ходе этих совещаний особое внимание уделяется анализу причин, которые не позволили достичь планируемых результатов, и вносятся по мере необходимости коррективы в принятые ранее планы работы администрации в целом или отдельных ее структурных подразделений.

ВЫВОДЫ

1. Подольский район, занимающий площадь 106,3 га, входит в состав Московской области. На территории района расположено 76 населенных пунктов, в которых проживает 37 тыс. человек.

2. Подольский района относится к районам, где достаточно сильно развита промышленность (60%) и сельское хозяйство (12%), развит малый и средний бизнес. Основными показателями социально-экономического положения Подольского муниципального района являются:

· Дорожное хозяйство и транс

Наши рекомендации