Рассчитайте выручку от реализации продукции, маржинальную прибыль и операционную прибыль организации при следующих условиях.
Переменные расходы на единицу продукции - 10 руб.
Постоянные расходы - 150 000 руб.
Объем реализации - 20 000 ед.
Цена реализации единицы продукции - 20 руб.
Вариант 11
Задачи:
Задача 1
Определите свободную розничную цену автомагнитол «Урал-171SА» и «Урал-131SА», используя метод балловых оценок.
Исходные данные:
1. Для расчета себестоимости одного балла принята автомагнитола «Урал-171SА», себестоимость которой составляет 1000 руб.
2. Коэффициент классности автомагнитолы «Урал-131SА» установлен в размере 1,25.
3. Балловая оценка различных параметров указанных марок фотоаппаратов приведена в таблице.
Таблица
Марка | Удобство использования | Мощность | Надежность | Дизайн | Сумма баллов |
«Урал-171SА» | |||||
«Урал-131SА» |
4. Уровень рентабельности, рассчитанный предприятием на автомагнитолу «Урал-171SА», составляет 30% себестоимости.
5. «Урал-131SА» - 40% себестоимости.
6. Налог на добавленную стоимость – 18%.
7. Торговая надбавка – 15%.
Задача 2
Швейная фабрика выпускает детскую одежду. Отпускная цена одного изделия составляет 1000 руб., в том числе себестоимость одного изделия - 500 руб.
По какой цене будет приобретать эту продукцию население, если:
- предел торговой надбавки равен 10%;
- предел торговой надбавки равен 10%, но вводится дополнительное ограничение - предел норматива рентабельности - 20%;
- швейное объединение реализует продукцию с указанным нормативом рентабельности, но непосредственно с фабрики-производителя без услуг торговой организации?
Вариант 12
Задачи:
Задача 1
Определите повышение цены (в %) за время, прошедшее с момента подписания договора до фактической поставки станка.
Исходные данные:
1. За этот период заработная плата рабочих, обслуживающих станок, повысилась с 22 до 25 тыс. руб., а стоимость стали, из которой изготавливается станок – с 50 до 60 тыс. руб.
2. Цена 14 тыс. руб. за 1 т стали установлена при 1%-ном содержании в ней углерода.
3. Продавец поставляет сталь, содержащую 1,2% углерода.
4. Базисная продажная цена станка на день подписания договора составляла 6 млн. руб.
5. При определении цены наиболее существенными факторами, влияющими на величину затрат, являются заработная плата (40% цены) и определенный сорт стали (25% цены).
Задача 2
Исходя из приведенных данных, рассчитайте и внесите в таблицу следующее.
1. Величину маржинальной прибыли.
2. Эффект производственного рычага.
Данные расчеты осуществляются по двум предприятиям (А и Б) для базисного периода, для условий роста и снижения выручки от реализации.
Проанализируйте и сопоставьте результаты деятельности по предприятиям А и Б и сделайте выводы.
Таблица
Показатель | Предприятие А | Предприятие Б | ||||
Выручка от продаж, % к базисному периоду | ||||||
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||||
Постоянные расходы, тыс. руб. | ||||||
Переменные расходы, тыс. руб. | ||||||
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | ||||||
Прибыль, тыс. руб. | ||||||
Эффект производственного рычага | ||||||
Темп роста (снижения) прибыли |
Вариант 13
Задачи:
Задача 1
Используя метод балловой оценки, определить оптовую цену предприятия на изделие «А». Для расчета себестоимости одного балла принято изделие «Б». Имеется оценка в баллах параметров изделий «А» и «Б».
Изделие | Параметры | Всего баллов | ||||
I | II | III | IV | V | ||
А | ||||||
Б |
Стоимость базового изделия «Б» равна 5 700 руб.
Норматив рентабельности – 25%.
Задача 2
Предприятие выпускает 5 видов продукции. Объем выпуска, цены и переменные затраты по видам продукции приведены ниже.
Показатель | Вид продукции | Всего | ||||
Объем выпуска, шт. | ||||||
Цена реализации, руб. | ||||||
Переменные расходы на весь выпуск, руб. | 30 000 | 24 000 | 36 000 | 40 000 | 77 000 | |
Выручка, руб. | ||||||
Маржинальная прибыль, руб. | ||||||
Постоянные расходы, руб. | 41 400 | |||||
Полная себестоимость, руб. | ||||||
Валовая прибыль, руб. | ||||||
Чистая прибыль, руб. | ||||||
Рентабельность продаж, % | ||||||
Маржинальная прибыль / переменные расходы |
Налог на прибыль - 20%.
Сделайте вывод о целесообразности (прибыльности) выпускаемого ассортимента продукции, дайте, если это необходимо, рекомендации по его изменению.
Анализ должен быть проведен по методу полных издержек (с распределением постоянных затрат пропорционально переменным) и по методу прямых издержек.
Вариант 14
Задачи:
Задача 1
Используя метод «сокращенных затрат», проанализируйте показатели производства 5 следующих видов продукции и укажите наиболее рентабельную продукцию для данного предприятия (см. таблицу).
Таблица
Анализируемые экономические показатели | Вид продукции | Суммарные данные (тыс. руб.) | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | ||
Аренда (тыс. руб.) | ||||||
Зарплата (тыс. руб.) | ||||||
Хозяйственные расходы (тыс. руб.) | ||||||
Электроэнергия (тыс. руб.) | ||||||
Торгово-транспортные расходы (тыс. руб.) | ||||||
Сырье (тыс. руб.) | ||||||
Постоянные затраты(тыс. руб.) | ||||||
Переменные зарплаты(тыс. руб.) | ||||||
Общие затраты или полная себестоимость(тыс. руб.) | ||||||
Объем реализации, шт. | 200 000 | 92 000 | 43 000 | 15 625 | 17 500 | |
Цены за единицу (тыс. руб.) | 0,05 | 0,1 | 0,2 | 0,8 | 0,4 | |
Выручка(тыс. руб.) | ||||||
Валовая прибыль(тыс. руб.) | ||||||
Маржинальная прибыль (тыс. руб.) | ||||||
Чистая прибыль(тыс. руб.) | ||||||
Рентабельность продаж( %) |
Налог на прибыль 20%.
Задача 2
Необходимо рассчитать структуру розничной цены продукции исходя из следующих данных:
- себестоимость единицы продукции – Спол – 5 руб.;
- рентабельность – Рс – 25% к себестоимости;
- акциз – А – 70% от оптовой цены предприятия;
- наценка посреднической организации – Нопт – 1 руб.;
- НДС – 20% от отпускной цены фирмы;
- Торговая наценка – Тнац - 1,5 руб.
-
Вариант 15
Задачи:
Задача 1
Определите, какая цена будет наиболее приемлемой с точки зрения получения наибольшей прибыли (без учета инфляции) и рентабельности производства.
Исходные данные:
Рассматривается три проекта по выпуску товаров бытовой техники. Предполагаемая цена единицы продукции может колебаться в зависимости от конъюнктуры рынка в следующих пределах (см. таблицу).
Таблица
Исходные данные | Вариант | ||
Цена, руб. | |||
Ожидаемый объем продаж в год, шт. | |||
Прямые переменные затраты на единицу продукции, руб. | |||
Годовые постоянные затраты, тыс. руб. | |||
Капитальные вложения, тыс. руб. |
Срок окупаемости капитальных затрат – 8 лет.
Налоги из ожидаемой прибыли – 20 %.
Задача 2
Необходимо определить:
а) оптовую цену предприятия;
б) отпускную цену посредников;
в) налог на добавленную стоимость;
г) структуру розничной цены.,
Исходные данные:
- полная себестоимость изделия – 40 руб.;
- норматив рентабельности – 25% к себестоимости;
- розничная цена изделия – 100 руб.;
- скидка посреднической организации – 10% к розничной цене;
- торговая скидка – 20% к розничной цене.
Вариант 16
Задачи:
Задача 1
По данным, приведённым в таблице, необходимо рассчитать общее абсолютное изменение объёма реализации продукции в отчётном периоде за счёт:
- изменения объёма выпуска продукции;
- изменения уровня цен.
Исходные данные:
Вид продукции | Предыдущий период | Отчётный период | ||||||
Цена едини-цы, руб. (р0) | Количество, штук (q0) | Объём реализации, руб. (p0q0) | Объём реализации в ценах отчётного периода, руб. (p0 | Цена единицы, руб. (р1) | Продано товара, штук (q1) | Сумма выручки, руб. (p1q1) | Выручка в ценах предыдущего периода, руб.(p0q1) | |
Изделие «А» | 1 000 | 420 000 | 720 000 | 378 000 | ||||
Изделие «Б» | 204 000 | 468 000 | 408 000 | |||||
Изделие «В» | 1 000 | 820 000 | 1 200 | 960 000 | 656 000 | |||
Изделие «Г» | - | - | - | - | 1 500 | 750 000 | - | |
ИТОГО: | х | х | 1 444 000 | х | х | 2 898 000 | 1 442 000 |
Задача 2
Розничная цена холодильника, реализуемого в магазине фирменной торговли предприятия, до повышения составляла 8000 рублей, а после повышения 8 920 руб. и складывалась из следующих элементов (в скобках указаны данные после повышения цены):
· коммерческая себестоимость – 4 800 (5 320 руб.)
· прибыль предприятия-изготовителя – 1 150 (1 305 руб.)
· налог на добавленную стоимость – 1190 (1265) руб.
· торгово-сбытовые расходы – 800 (1030) руб.
Необходимо построить таблицу, характеризующую структуру розничной цены холодильника до и после снижения цены, дать оценку динамики отдельных элементов розничной цены.
6. Теоретические вопросы по вариантам контрольной работы
1. Особенности ценообразования при различных типах рыночных структур.
2. Косвенное государственное регулирование внутренних и внешнеторговых цен.
3. Параметрические методы ценообразования.
4. Понятие системы цен. Классификация цен по видам.
5. Сферы применения различных видов цен. Механизм их взаимодействия.
6. Франкирование цен.
7. Интернациональные издержки производства и интернациональная стоимость.
8. Нетарифное регулирование внешней торговли в зарубежных странах и внешнеторговое ценообразование.
9. Ценовая политика и стратегия предприятия.
10. Структура себестоимости. Классификация затрат. Виды затрат, существенные для ценообразования.
11. Взаимосвязь группировок затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.
12. Методы ценообразования.
13. Косвенные налоги (НДС, акциз) в структуре цены.
14. Прибыль и показатели рентабельности. Планирование прибыли в ценах конкретных товаров.
15. Понятие мировой цены и ее экономическая природа.
16. Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен.
17. Методы прямого государственного регулирования внутренних и внешнеторговых цен.
18. Тарифная и налоговая политика и ее влияние на внешнеторговые цены.
19. Множественность цен мирового рынка.
20. Виды цен мирового рынка.
21. Источники информации о ценах мирового рынка.
22. Основные факторы формирования внешнеторговых контрактных цен.
23. Информационное обеспечение ценообразования во внешнеторговой деятельности.
24. Контрактные цены и таможенные платежи.
Литература
6.1 Основная литература
1. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): Учебник - 3-е изд.,перераб. и доп. (ГРИФ) /Липсиц И.В. – М.: Экономист, 2010 г. - 448 с.
2. Герасименко В.В. Ценообразование. – М.: Инфра-М, 2011 г. - 422 с.
3. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия: Учебник для вузов. 3-е изд. ., - СПб., Питер, 2010. – 320 с.
6.2 Дополнительная литература
1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2010. – 332 с.
2. Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2008 – 284 с.
3. Управление затратами и ценообразованием: Применение в условиях кризиса: Практическое пособие - 2-е изд.,стер. - ("Антикризисное управление") /Невешкина Е.В., Фадеева О.В., Савонина С.В.- М.: Инфра-М, 2010 г. - 134 с.
4. Ценообразование. Учебник для вузов под ред. В. А. Слепова. – М.: Инфра-М, 2010 г. - 144 с.
5. Цены и ценообразование. Учебник для вузов под ред. Есипова В.Е., - СПб., Изд-во Питер, 2009. – 480 с.
Алешина Ирина Алексеевна
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Методические указания по выполнению контрольной работы для подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент», профиль подготовки «Менеджмент организации»
Формат 60х94 1/16. Тираж 30 экз. Печ.л. – 2,5.
ФГБОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия».
241037. г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, редакционно-издательский
отдел. Подразделение оперативной печати
Подписано к печати __ ________ 20__ г