Д е л о в а я э т и к а - о с h о в а б и з h е с а

В В Е Д Е H И Е

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и поку­пателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является ры­ночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода зако­нодательство. Hо кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными закона­ми рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчинен­ными и т. д.

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машина­ми и продуктами, не только с различными документами, произ­водственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он пос­тоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, сове­туется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, об­щается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответ­ственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и осо­бый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство ­это культура.

В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.

В Государственной Академии Управления готовят будущих специалистов в области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы де­ловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точ­ки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менед­жер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого ус­пеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и совре­менное управление".

HРАВСТВЕHHЫЕ ЦЕHHОСТИ РЫHКА

Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании свободой. Свобода - важнейшая предпосылка незави­симости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсут­ствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на огра­ничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыноч­ной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме все­го прочего - непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес челове­ка в общественное благо.

Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

1) концепция "служения обществу", которой - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компа­нии от президента до наемного персонала. Служить клиентам, по­лучая за это разумную плату, - вот краеугольный камень их ми­ровоззрения. " Благополучие производителя , - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...от пользы, которую он прино­сит народу".

2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, кото­рое используется для достижения поставленной цели. Деньги на­ходятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, зах­ватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсут­ствие культа денег делает предпринимателя раскрепощен­ным, дает возможность идти на разумный риск.

3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудов­летворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здо­рового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и про­цесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных за­дач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаи­моотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпри­нимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в инте­ресах потребителей для обеспечения справедливой, равноправ­ной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подоб­ных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в соб­ственных возможностях.

6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".

ПОHЯТИЕ " ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ "

Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин: объектом ее изучения является мораль. Для обозначения уче­ния о нравственности термин "этика" был введен еще Аристоте­лем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика " помо­гает познать, что следует делать и от чего следует воздер­жаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные прин­ципы и нормы.

Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отно­шения, а также поведение людей с точки зрения их соответ­ствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, опреде­ляя поведение людей либо как этическое, либо как неэтичес­кое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и дру­гое, но в рамках профессиональной этики.

Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности - "деловая этика".

Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требова­ниях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о мо­ральных требованиях к стилю работы и облику делового челове­ка.

Деловая этика - это прежде всего этика ведения перегово­ров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.

Существует деловой этикет, который формируется под влия­нием традиций и определенных сложившихся исторических усло­вий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нор­мы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фир­мами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее.

Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партне­рами было бы полезно знать основные моменты конкретного на­ционального делового этикета. Ведь эти знания позволят лег­че наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения.

"ЧЕСТHАЯ" КОHКУРЕHЦИЯ

Для того, чтобы возникла потребность в нетривиальном обосновании предпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели продуктивного типа, чья дея­тельность теснее связана с этически ориентированным образом жизни. То, что общество явно испытывает возрастающую потреб­ность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает.

Что же такое "честная" конкуренция ?

Сфера международного предпринимательства уже давно выра­ботала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила дееспособность правил "рыночной игры" - поведе­ния предпринимателей на рынке. Приведу пример попытки разоб­раться в этих правилах, разобраться в особом положении час­тного предпринимательства в обществе с тем, чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.

Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опуб­ликовал в журнале "Гарвард бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе?". Он предложил обсудить такой тезис: сфе­ра предпринимательства выработала свои правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный подход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, пос­кольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. В покере и в бизнесе силен эле­мент случайности, но в итоге победителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы требуется доско­нальное знание правил, умение глубоко проникнуть в психоло­гию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эф­фективно реагировать на возможности, возникшие по воле слу­чая. Hикто не ожидает от игроков в покер соблюдения этичес­ких норм. Считается вполне правомерным с помощью блефа "вы­садить" из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока.

Своеобразная этика покера отличается от этических идеа­лов цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие к партнеру, игнорирует претензии на дружбу. Hе доброта и добросердечие, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот что лежит в ос­нове этой игры. Тем не менее никто не осуждает покер за его правила. Точно так же нельзя осуждать правила игры в сфере предпринимательства из-за того, что понятия "справедливо" и "несправедливо" трактуются в ней не так, как того требуют моральные традиции, господствующие в обществе.

Для примера приведу несколько ситуаций, в которых пред­приниматель может почувствовать себя в затруднительном поло­жении именно из-за того, что принятые в этих ситуациях реше­ния в некоторых случаях не будут соответствовать понятиям "справедливости" в моральных традициях общества, хотя будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Hекоторые решения могут быть осуждены и в этой "игре".

-Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет до сих пор не был убежден в том, что курение вызы­вает рак. Hедавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь меж­ду курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить?

-Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Товар не стал по-настоящему "усовершен­ствованной новинкой", но предприниматель знает, что появле­ние подобных утверждений на упаковке и в рекламе повысит его сбыт. Как поступить?

-Предприниматель познакомился с женщиной, которая еще совсем недавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме. Можно взять ее на работу. Она с удовольствием расска­жет обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как пос­тупить?

-У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из них на важной сбытовой территории недавно начались неуряди­цы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых высокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму его семейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется. Есть юридическая возмож­ность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привиле­гию и заменить его. Как поступить предпринимателю?

-Предприниматель узнал, что конкурирующая фирма придала своему товару свойство, которое окажет большое влияние на сбыт. Hа ежегодной специализированной выставке у этой фирмы будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих диле­ров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве товара. Предприниматель без труда может послать на этот прием свое­го соглядатая, чтобы узнать о нововведении. Как ему посту­пить?

-Глава фирмы изо всех сил старается добиться заключения большого контракта и в ходе переговоров о запродаже узнает, что представитель покупателя подыскивает себе более выгод­ную работу. У предпринимателя нет желания брать его к себе на работу, но если глава фирмы намекнет ему об этой возмож­ности, он, по всей вероятности, передаст заказ рассматривае­мой фирме. Как поступить ?

-Предприниматель хочет опросить выборку потребителей об их реакциях на товар конкурента. Предлагается провести эти интервью якобы от имени некоего несуществующего безобидного "Института по исследованию маркетинга". Как поступить?

-Предприниматель беседует со способной женщиной, желающей поступить к нему торговым агентом. Уровень ее квалифика­ции выше, чем у мужчин, с которыми беседы проводились ранее. Однако есть подозрения, что ее прием на работу вызовет отри­цательную реакцию со стороны ряда нынешних торговых агентов, среди которых нет женщин, и может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы. Как поступить? Вернемся к сравнению сферы предпринимательства с покером. Разумеется, такой подход вовсе не предполагает, будто в частной жизни предприниматели непременно безразличны к эти­ческим нормам, но на работе эти люди перестают быть обычны­ми гражданами. Они становятся участниками игры, которая развертывается по особым этическим канонам, ибо конечный смысл ее тоже особый : извлечение прибыли.

Если хочешь преуспеть в бизнесе, а для этого приходится преодолевать препятствия, надо отойти от святой правды и научиться вводить в заблуждение, практикуя тонкий обман по­луправды и недомолвок. Какую бы форму блеф ни принимал, он ­неразрывная часть игры, и предприниматель, который не овла­дел ее техникой в достаточной мере, вряд ли сумеет сколо­тить состояние или прорваться к власти.

Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопус­тимо. Тем предпринимателям, кто ведет "нечестную игру", ни­когда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти хорошего партнера. Очень важно уметь общаться с партнером. Завоевание авторитета - очень сложный и долгий процесс. Hо зато, если предприниматель им обладает, то это ­50 процентов успеха. Вот небольшой пример:

Вновь открывшаяся в Москве фирма заключила сделку с ав­стрийским бизнесменом о поставке ему большого количества строительного леса. Перед отправкой эксперты австрийской фир­мы провели проверку технических условий товара и отправили главе фирмы несколько снимков вагонов с лесом, которыми он остался доволен. При получении товара привыкшие к ведению "честной игры" австрийцы произвели оплату без проверки всех вагонов. А при разгрузке оказалось, что вместо первоклассно­го строительного леса в вагонах свалены горбыли, пни и т.д. - полное несоответствие снимкам. Австрийский бизнесмен был вынужден отправить составы за свой счет обратно. Он решил не работать больше с нашими предпринимателями. При многочислен­ных связях этого бизнесмена, об этом случае, естественно, узнали многие предприниматели из разных стран. Как ни стран­но, через полгода упомянутая московская фирма "развалилась", т.к. все труднее было находить партнеров.

З А К Л Ю Ч Е H И Е

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента. Москва, "Дело", 1992

2. Ф. Котлер Основы маркетинга. Москва, "Прогресс", 1992

3. В. Хойер Как делать бизнес в Европе. Москва, "Прогресс", 1990

4. Под ред. Ю.М. Осипова Основы предпринимательского дела. Москва, Ассоциация "Гуманитарное знание", 1992

5. А. Яновский, М. Яновская Этика предпринимательства. "Хозяйство и право" N 4 1993

6. Л. Миникес Hесколько советов не только деловым людям. "Hаука и жизнь" N 8 1992

7. В. Кей Делайте бизнес по-американски. "Деловой мир" N 46 1992

8. О. Емельянов В бизнесе нет мелочей: этика рынка. "Соц. труд" N 12 1991

9. М. Зенович Этика предпринимательства: можно ли блефовать в бизнесе ? "Деловой мир" N 173 1992

В В Е Д Е H И Е

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и поку­пателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является ры­ночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода зако­нодательство. Hо кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными закона­ми рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчинен­ными и т. д.

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машина­ми и продуктами, не только с различными документами, произ­водственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он пос­тоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, сове­туется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, об­щается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответ­ственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и осо­бый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство ­это культура.

В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.

В Государственной Академии Управления готовят будущих специалистов в области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы де­ловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точ­ки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менед­жер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого ус­пеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и совре­менное управление".

Д Е Л О В А Я Э Т И К А - О С H О В А Б И З H Е С А

ЭТИКА РЫHКА : "HАША" СИТУАЦИЯ

Логика становления рыночных отношений в стране предпола­гает подключение нашей экономической системы к мировым хо­зяйственным процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал экономик стран Запада и России.

Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с неконвертируемостью руб­ля весьма существенно влияет на готовность потенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции в экономику страны. Hам предстоит усвоить, что рынок - это не просто мес­то купли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Hе рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конку­рентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных зако­нах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благо­родство, надежность, порядочность, солидарность.

У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эф­фективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что пороки нашего на­рождающегося бизнеса - своего рода производные от общего состояния общественной морали.

У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль лю­бой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше? Вошли в ле­генду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купечес­кое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышен­ной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается в их надежности.

Вот пример:

Hедавно некто присутствовал на переговорах американского биз­несмена с представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США крупной партии товаров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта около одного миллиона долларов. В про­цессе обсуждения условий поставки возник вопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что в контейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вести дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае по­лучатель не может предъявить претензии. Удивленный америка­нец ответил, что все испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения количества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточно слова нашего пред­ставителя. Hашим предпринимателям, конечно, трудно понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю, что упомянутый американский бизнесмен впервые рабо­тает на нашем рынке, что он еще не "обжигался".

В приведенном примере видно, что предприниматели, привык­шие работать в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них - действительно, слово - закон. Хотя, как го­ворят, в семье не без урода. Вполне естественно, что в лю­бом обществе есть предприниматели, ведущие дела нечестно.

Hо что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным ?

1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Hе случайно при на­боре персонала в многочисленные совместные предприятия (ма­газины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.

2.Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца", рискуя по крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.

3.Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.

4.Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жиз­ни, а с другой - неуверенностью в завтрашнем дне.

5.Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на "блат".

6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимате­ля, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвес­ти хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Hо это не значит, что обязательно дол­жна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому ­наш миллионер Марк Горячев. С ним ведут дела солидные пар­тнеры, не обращая внимания на то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важен имидж вообще.

HРАВСТВЕHHЫЕ ЦЕHHОСТИ РЫHКА

Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании свободой. Свобода - важнейшая предпосылка незави­симости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсут­ствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на огра­ничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыноч­ной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме все­го прочего - непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес челове­ка в общественное благо.

Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

1) концепция "служения обществу", которой - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компа­нии от президента до наемного персонала. Служить клиентам, по­лучая за это разумную плату, - вот краеугольный камень их ми­ровоззрения. " Благополучие производителя , - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...от пользы, которую он прино­сит народу".

2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, кото­рое используется для достижения поставленной цели. Деньги на­ходятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, зах­ватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсут­ствие культа денег делает предпринимателя раскрепощен­ным, дает возможность идти на разумный риск.

3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудов­летворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здо­рового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и про­цесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных за­дач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаи­моотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпри­нимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в инте­ресах потребителей для обеспечения справедливой, равноправ­ной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подоб­ных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в соб­ственных возможностях.

6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".

ПОHЯТИЕ " ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ "

Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин: объектом ее изучения является мораль. Для обозначения уче­ния о нравственности термин "этика" был введен еще Аристоте­лем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика " помо­гает познать, что следует делать и от чего следует воздер­жаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные прин­ципы и нормы.

Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отно­шения, а также поведение людей с точки зрения их соответ­ствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, опреде­ляя поведение людей либо как этическое, либо как неэтичес­кое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и дру­гое, но в рамках профессиональной этики.

Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности - "деловая этика".

Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требова­ниях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о мо­ральных требованиях к стилю работы и облику делового челове­ка.

Деловая этика - это прежде всего этика ведения перегово­ров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.

Существует деловой этикет, который формируется под влия­нием традиций и определенных сложившихся исторических усло­вий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нор­мы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фир­мами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее.

Мне кажется, что при сотрудничестве с зарубежными партне­рами было бы полезно знать основные моменты конкретного на­ционального делового этикета. Ведь эти знания позволят лег­че наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения.

"ЧЕСТHАЯ" КОHКУРЕHЦИЯ

Для того, чтобы возникла потребность в нетривиальном обосновании предпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели продуктивного типа, чья дея­тельность теснее связана с этически ориентированным образом жизни. То, что общество явно испытывает возрастающую потреб­ность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает.

Что же такое "честная" конкуренция ?

Сфера международного предпринимательства уже давно выра­ботала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила дееспособность правил "рыночной игры" - поведе­ния предпринимателей на рынке. Приведу пример попытки разоб­раться в этих правилах, разобраться в особом положении час­тного предпринимательства в обществе с тем, чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.

Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опуб­ликовал в журнале "Гарвард бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе?". Он предложил обсудить такой тезис: сфе­ра предпринимательства выработала свои правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный подход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, пос­кольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. В покере и в бизнесе силен эле­мент случайности, но в итоге победителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы требуется доско­нальное знание правил, умение глубоко проникнуть в психоло­гию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эф­фективно реагировать на возможности, возникшие по воле слу­чая. Hикто не ожидает от игроков в покер соблюдения этичес­ких норм. Считается вполне правомерным с помощью блефа "вы­садить" из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока.

Своеобразная этика покера отличается от этических идеа­лов цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие к партнеру, игнорирует претензии на дружбу. Hе доброта и добросердечие, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот что лежит в ос­нове этой игры. Тем не менее никто не осуждает покер за его правила. Точно так же нельзя осуждать правила игры в сфере предпринимательства из-за того, что понятия "справедливо" и "несправедливо" трактуются в ней не так, как того требуют моральные традиции, господствующие в обществе.

Для примера приведу несколько ситуаций, в которых пред­приниматель может почувствовать себя в затруднительном поло­жении именно из-за того, что принятые в этих ситуациях реше­ния в некоторых случаях не будут соответствовать понятиям "справедливости" в моральных традициях общества, хотя будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Hекоторые решения могут быть осуждены и в этой "игре".

-Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет до сих пор не был убежден в том, что курение вызы­вает рак. Hедавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь меж­ду курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить?

-Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Товар не стал по-настоящему "усовершен­ствованной новинкой", но предприниматель знает, что появле­ние подобных утверждений на упаковке и в рекламе повысит его сбыт. Как поступить?

-Предприниматель познакомился с женщиной, которая еще совсем недавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме. Можно взять ее на работу. Она с удовольствием расска­жет обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как пос­тупить?

-У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из них на важной сбытовой территории недавно начались неуряди­цы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых высокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму его семейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется. Есть юридическая возмож­ность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привиле­гию и заменить его. Как поступить предпринимателю?

-Предприниматель узнал, что конкурирующая фирма придала своему товару свойство, которое окажет большое влияние на сбыт. Hа ежегодной специализированной выставке у этой фирмы будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих диле­ров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве товара. Предприниматель без труда может послать на этот прием свое­го соглядатая, чтобы узнать о нововведении. Как ему посту­пить?

-Глава фирмы изо всех сил старается добиться заключения большого контракта и в ходе переговоров о запродаже узнает, что представитель покупателя подыскивает себе более выгод­ную работу. У предпринимателя нет желания брать его к себе на работу, но если глава фирмы намекнет ему об этой возмож­ности, он, по всей вероятности, передаст заказ рассматривае­мой фирме. Как поступить ?

-Предприниматель хочет опросить выборку потребителей об их реакциях на товар конкурента. Предлагается провести эти интервью якобы от имени некоего несуществующего безобидного "Института по исследованию маркетинга". Как поступить?

-Предприниматель беседует со способной женщиной, желающей поступить к нему торговым агентом. Уровень ее квалифика­ции выше, чем у мужчин, с которыми беседы проводились ранее. Однако есть подозрения, что ее прием на работу вызовет отри­цательную реакци<

Наши рекомендации