Рассмотрев основные проблемы реализации предпринимательской идеи, нужно принимать решение: покупать действующее предприятие, реорганизовать существующее или создать новое.

Схема 5.1. Методы создания предприятия

Рассмотрев основные проблемы реализации предпринимательской идеи, нужно принимать решение: покупать действующее предприятие, реорганизовать существующее или создать новое. - student2.ru

Финансисты при оценке кредитного риска банка считают в большин­стве случаев наиболее эффективным приобретение предприятия. В то же время для создания ранее неизвестных товаров или услуг, освоения но­вой "рыночной ниши" более подходит реорганизация предприятия или создание нового.

С юридической точки зрения предприятие может быть создано:

- по решению собственника (собственников) имущества или уполномо­ченного им (ими) органа, предприятия-основателя, организации или трудового коллектива на основе действующего законодательства, а также вследствие принудительного раздела другого предприятия в со­ответствии с антимонопольным законодательством;

- путем выделения из состава действующего предприятия по решению его трудового коллектива с согласия собственника или уполномочен­ного им органа. В этом случае за новыми предприятиями сохраняют­ся правоприемные обязательства.

Но любой из этих вариантов требует кадрового, материального и финан­сового обеспечения, то есть эффективных предпринимательских реше­ний в отношении привлечения человеческих, материальных и финансо­вых ресурсов. Предпосылки таких решений готовятся предпринимателем в процессе формирования бизнес-плана. Но данной работе предшествует анализ проблем изыскания начального капитала.

Начальный капитал — сумма денег, ценных бумаг или материально-вещественных ценностей, необходимых предпринимателю для открытия собственного дела, создания предприятия по производству товаров, услуг.

Начальный капитал неодинаков в разных странах, отдельных сферах и отраслях народного хозяйства.

Так, в США его средняя величина в начале 90-х годов прошлого века составляла приблизительно 20 тыс. долл., в Канаде — 12,5 тыс. долл. В нашей стране эта сумма намного меньше. Так, для «челночного бизнеса» (покупка товаров в других регионах или странах по низким ценам и перепродажа их в России), которым в конце 90-х годов XX века занималось несколько миллионов человек, достаточно было иметь до 3 тыс. долл. В сфере услуг в России одно рабочее вместо в конце 90-х годов стоило от 5 тыс. долл. США, а в производстве товаров - немного больше.

Начальный капитал включает и так называемый"стартовый" компо­нент (капитал), то есть расходы, связанные с подготовкой производства товаров или услуг. Они включают в себя определенные затраты на созда­ние собственного предприятия:

- его регистрацию (уплата регистрационного сбора);

- оплата подготовки учредительных документов;

- услуги нотариуса;

- открытие расчетного счета в банке;

- изготовление эскиза печати, штампов, товарного знака;

- получение кодов деятельности;

- разрешение милиции на изготовление печати и штампов;

- услуги чиновников (взятки) и др.

На этом этапе финансовое планирование проводится в рамках разра­ботки бизнес-плана.

Чрезвычайно важными для будущих предпринимателей являются точ­ная информация бизнес-плана обимуществе предприятия, в частности, об источниках его формирования. Имущество предприятия составляют его основные и оборотные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия. Основ­ными источниками формирования имущества предприятия являются:

- денежные и материальные взносы учредителей;

- доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, в т. ч. от операций с ценными бумагами;

- кредиты банков и других кредиторов;

- средства из бюджетов разных уровней.

Одним из важнейших средств формирования начального капитала яв­ляютсясбережения домохозяйств. Количественно такие сбережения пред­ставляют собой разность между доходами семьи и потребительскими за­тратами. Соотношение между этими показателями еще называют нормой сбережений, которая сильно влияет на предпринимательскую активность в стране.

Среди развитых стран мира высочайшая норма сбережений — в Японии. Так, в 1990 году этот показатель составлял там 14,4% личного дохода и был в б раз больше, чем в США. В России сейчас почти II 90% домохозяйств находятся на грани выживания, следовательно, не делают никаких сбережений.

На любом предприятии должна действовать финансовая стратегия, которая реализуется в финансовых планах, позволяющих на начальном этапе деятельности решить две основные задачи:

- какие средства необходимы для того, чтобы начать предприятие?

- какие средства необходимы для работы предприятия в течение 3-х месяцев? каковы их источники?

Определив объем и источники инвестирования, предприниматель принимает решение о создании предприятия. В его основе лежат меха­низмы определения доходности инвестирования и анализа безубыточности. Доходность инвестирования связана с сроком окупаемости и дисконтиро­ванием дохода. Срок окупаемости инвестиций определяется отношением суммы первоначальных инвестиций к ежегодным денежным доходам от реализации предпринимательской идеи.

Но в условиях инфляции его определение невозможно без примене­ния коэффициента дисконтирования (Кд). Он определяется по формуле:

Рассмотрев основные проблемы реализации предпринимательской идеи, нужно принимать решение: покупать действующее предприятие, реорганизовать существующее или создать новое. - student2.ru

где: П — отношение банковской кредитной ставки к 100;

n — количество лет инвестирования.

Эффективность инвестирования определяется отношением суммы дисконтированного дохода к сумме дисконтированного расхода. Реализа­ция предпринимательской идеи считается эффективной, если этот коэффи­циент больше единицы.

Эту эффективность отражает и коэффициент прибыльности. Он предпо­лагает определенияточки безубыточности, которая показывает уровень производства и продаж, при котором финансовые поступления покрывают расходы на производство. В этой точке оно становится безубыточным, но и прибыли еще не дает.

Права предпринимателей регламентируются законодательством, с од­ной стороны, а с другой — обычаями делового оборота, то есть применяе­мыми в какой-либо области предпринимательской деятельности прави­лами поведения.

Наши рекомендации