А. Общее понятие о предпринимательском капитале

Эффективность и мощь капитала — разные понятия. Ре­зультат может быть весьма значительным при небольшом объ­еме капитала (что происходит сплошь и рядом), например рож­дение и обоснование новой научной идеи, принципиально новое техническое открытие, изобретение (инновация).

Без обладания капиталом не может быть предпринима­тельства. Чем эффективнее или мощнее капитал, находящийся в распоряжении предпринимателя, тем значительнее резуль­тат его деятельности, тем больший объем общественных потреб­ностей он может удовлетворить.

Под капиталом нельзя понимать только какие-то вещест­венные объекты собственности. Капитал может существовать в материализованной или ментальной форме (знания, навыки, умение, обладание какими-то талантами, способностями, про­фессиональными секретами, т. е. ноу-хау расценивается также как товар и капитал).

Под капиталом понимаются материальные или финансовые средства, а также интеллектуальные наработ­ки и организаторские навыки, используемые в процессе про­изводства и служащие средством извлечения прибыли.

Другими словами, под капиталом подразумевают­ся: 1) все технические средства производства (здания, соору­жения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законных основани­ях (не обязательно в качестве собственности, но и на правах аренды, лизинга, временного пользования и т. д.); 2) матери­альные элементы оборотного капитала (сырье, материалы, квалификационный уровень рабочей силы, приспособления, ин­струменты разового или кратковременного пользования); 3) оборотные средства (в денежной форме — фонд заработной платы, средства на приобретение сырья, необходимые для ор­ганизации производства на нормальном уровне); 4) интеллектуальная собственность — это собственно предпринима­тельская идея, способ производства или обработки товара или сырья, способ придания товару новых свойств или новых ка­чественных характеристик, новый способ производства, т. е. все то, что включает в себя понятие "инновация".

Предпринимательский капитал (Кп), таким образом, равен:

Кп=Тэ+(Оэ,+Ос)+Ис

где Гд — технические элементы производства;

Oэ + Ос — оборотный капитал и оборотные средства;

Ис — интеллектуальная собственности.

Б.Формирование первоначального предпринимательского капитала

Первоначальным называется капитал, пускаемый в оборот в мо­мент начала практической реализации предпринимательского проек­та или же в начальной стадии предпринимательской деятельности. Обычно под первоначальным капиталом понимают все те расходы в денежной форме, которые необходимо осуществить для реализации проекта и получения ожидаемого эффекта.

Первоначальный капитал — это категория, не только не­обходимая для реализации проекта, но и рассматриваемая как одна из возможных гарантий, по которой партнеры судят о Ва­шем деловом авторитете.

Требуемый размер первоначального капитала покажут предпринимательские расчеты по конкретному проекту, лежа­щему в основе идеи. Прежде всего необходимо иметь в виду, что капитал любого предприятия подразделяется на основной и обо­ротный.

Основной капитал включает в себя все те технические средства производства (или товары длительного пользования), без которых не­возможно организовать нормально функционирующий процесс про­изводства. К основному капиталу относятся земельные участки, зда­ния, станки и оборудование, автотранспорт и иной подвижной состав, конторское оборудование, приборы, инструменты.

Оборотный капитал — все то, что "проходит" через предприя­тие и предназначено для производственного или личного (коллекти­вом работающих) потребления или продажи. Это прежде всего сырье и материалы (сырьевые и товарные запасы), готовая продукция — еще не реализованная, а также реализованная, но еще не оплаченная по­купателем (задолженность покупателя), наличность в кассе и на бан­ковских счетах, включая средства на оплату труда.

При организации нового предприятия, а также при реали­зации какого-либо нового проекта или идеи необходимо иметь в виду деление капитала на основной и оборотный. Возврат обо­ротного капитала происходит намного быстрее, чем основного (основной капитал возвращается частями в виде амортизаци­онных отчислений по мере его износа, а оборотный — сразу по­сле реализации товара и его оплаты).

Соотношение между основным и оборотным капиталом раз­лично в разных отраслях.

На основании предварительной "прикидки" потребности в первоначальном капитале (если после этого желание пред­принимателя реализовать проект не пропало) предпринима­тель составляет конкретный план по инвестициям, т. е. обо­снованный (с учетом цен, действующих на момент составле­ния плана) и продуманный (на основе сравнительного анализа форм и путей инвестирования) план вложения денег в реали­зацию проекта.

На этапе предварительных расчетов предприниматель обычно озабочен поиском наиболее экономичного способа полу­чения в собственное распоряжение всего необходимого для нор­мальной организации производственного процесса. Каким обра­зом это достигается?

Во-первых, проводится сравнительный анализ всех возможных вариантов получения всего необходимого для нача­ла практической реализации проекта.

В о - в т о р ы х, в условиях России (в общем-то это было свойственно и другим странам) формирование первоначально­го предпринимательского капитала имеет свои особенности, свя­занные с отсутствием как необходимой инфраструктуры, так и готовности общества оказать содействие в реализации общест­венно значимых предпринимательских проектов.

В такой ситуации формирование первоначального предпри­нимательского капитала может осуществляться на основе кон­цепции "механизма скрытых партнерских связей". Содержа­ние такой концепции сводится к следующим моментам:

1) разрабатывается предпринимательский проект произ­водства конкретного товара;

2) проект разделяется на составные части;

3) размещаются заказы у партнеров на производство от­дельных деталей и компонентов товара;

4) партнеры по мере изготовления деталей и компонентов осуществляют их поставку в адрес предпринимателя;

5) предприниматель осуществляет сборку из деталей и ком­понентов, получаемых от партнеров;

6) предприниматель осуществляет упаковку и маркиров­ку товара;

7) предприниматель поставляет готовый к потреблению то­вар потребителю (торговому агенту) и получает от него сред­ства за реализуемый товар;

8) получив деньги за реализованный товар, предпринима­тель осуществляет платежи своим партнерам — поставщикам отдельных деталей и компонентов товара.

Концепция "механизма скрытых партнерских связей" включает в себя еще один вариант, который заключается в воз­можности формирования первоначального капитала через взя­тие на себя каких-то определенных партнерских обязательств. В основном в условиях России такие обязательства сводятся к исполнению посреднических функций.

Наши рекомендации