Индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

21) Расходы индивидуального предпринимателя,в зависимости

От вида деятельности, делятся на:

• расходы, связанные с производством и (или) реализацией

продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имуществен-

ных прав;

• внереализационные расходы.

состав расходов индивидуального предпринимателя,связан-

ных с осуществлением предпринимательской деятельности:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) амортизационные отчисления;

4) расходы на социальные нужды;

5) прочие.

К материальным расходам на производство и (или) реализацию

товаров (работ, услуг), имущественных прав относятся (за вычетом

стоимости возвратных отходов, возвратной тары по цене возможного

использования или реализации):

9. приобретение:

− сырья, материалов;

− инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабора-

торного оборудования, спецодежды и иного не амортизируемого

имущества;

− комплектующих изделий, подвергающихся монтажу;

− полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;

− топлива, воды и энергии, расходуемых на технологические,

производственные и хозяйственные нужды, в пределах установлен-

ных лимитов расхода;

− оплата работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) организациями и индивидуальными предпринимателями; − содержание и эксплуатацию основных средств и имущества;

− подготовка и освоение производства продукции, не предназна-

ченной для серийного или массового производства;

− потери от недостачи, порчи при хранении и транспортировке

ценностей, в пределах норм естественной убыли;

− технологические потери при производстве, транспортировке

продукции;

− освоение природных ресурсов; стоимость природного сырья;

− рационализаторство;

− некапитальные (совершенствование технологии и организации

производства и управления, улучшение качества продукции, повыше-

ние ее надежности, долговечности и других свойств);

22) Вся совокупность налогов, функционирующих в цивилизован-

ных странах, может быть классифицирована по множеству призна-

ков. Приведем одну из возможных классификаций налогов — деле-

ние их на прямые и косвенные.

Прямыминазываются налоги, которыми непосредственно обла-

гаются налогоплательщики. Объектом прямого налогообложения

выступает имущество или доход налогоплательщика. Принципиаль-

но важно, что в процессе взимания прямых налогов между государ-

ством и плательщиками устанавливаются прямые денежные отноше-

ния. Классическими примерами прямых налогов выступают налог на

прибыль корпораций (предприятий), подоходный налог с физиче-

ских лиц и пр. Прямые налоги бывают реальными и личными.

Косвенные налоги —налоги на товары и услуги, оплачиваемые

в цене товара или включенные в тариф. При косвенном налогооб-

ложении государство становится участником распределения новой

стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в мо-

мент реализации товаров или услуг. В отличие от прямых косвен-

ные налоги не связаны непосредственно с доходом или имущест-

вом плательщика.

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские на-

логи, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

К республиканскимналогам, сборам и пошлинам относятся:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на прибыль;

• налоги на доходы;

• подоходный налог с физических лиц;

• экологический налог;

• налоги с пользователей природных ресурсов;

• налоги на имущество;

• земельный налог;

• дорожные налоги и сборы;

• таможенная пошлина и таможенные сборы;

• гербовый сбор;

• оффшорный сбор;

• консульский сбор;

• государственная пошлина;

• патентные пошлины.

К местнымналогам и сборам относятся:

• налог с розничных продаж;

• налог за услуги;

• налог на рекламу

• сборы с пользователей.

23) предпринимательские риски:

− связанные с хозяйственной деятельностью;

− связанные с личностью предпринимателя;

− связанные с недостатком информации о состоянии внешней

среды (о партнерах, покупателях или поставщиках, особенно их де-

ловом имидже и финансовом состоянии, о конкурентах и др.)

По сфере возникновения и уровню принятия решений различают

внешние и внутренние риски.

Внешние риски (макроэкономические, глобальные) непосредст-

венно не связаны с деятельностью предпринимателя. Речь идет о не-

предвиденных изменениях законодательства, регулирующего пред-

принимательскую деятельность; неустойчивости политического ре-

жима в стране, деятельности в других ситуациях, а, соответственно, и

о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся

войны, национализации, забастовок, введения эмбарго и др.

Внутренние (микроэкономические, локальные) риски. Источ-

ником внутренних рисков является сама предпринимательская

фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмен-

та, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внут-

рифирменных злоупотреблений. Основными среди внутренних

рисков являются кадровые, связанные с профессиональным уров-

нем и чертами характера сотрудников.

С точки зрения длительности, риски делятся на кратковремен-

ные и постоянные.

Кратковременные риски угрожают предпринимателю в течение

конечного, известного отрезка времени (например______@, транспортный

риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или

риск неплатежа по конкретной сделке).

Постоянные риски непрерывно угрожают предприниматель-

ской деятельности в данном географическом районе или в опреде-

ленной отрасли экономики (например, риск неплатежа в стране с

несовершенной правовой системой или риск разрушения зданий в

районе с повышенной сейсмической опасностью).

По размеру ущерба выделяют: допустимый, критический и ката-

строфический риски. По возможности страхования различают страхуемые и не-

страхуемые риски. Следует выделить еще две большие группы рисков – статисти-

ческие (простые) и динамические (спекулятивные).

24) Методы смягчения степени риска: диверсификация, эккау-

тинг, лимитирование, хеджирование, страхование. Диверсификация — распределение инвестируемых или ссужае-

мых средств между различными объектами вложения, которые не-

посредственно не связаны между собой, с целью снижения риска

возможных потерь (например, приобретение акций нескольких

предприятий). Эккаутинг — сбор, обработка, анализ или приобретение до-

полнительной финансовой информации о рынке, партнере, конку-

рентах, о целесообразности осуществления сделки.

Лимитирование — установление финансового норматива (ли-

мита) по операциям критического или катастрофического риска, т.

е. определение предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п.

(банки применяют этот метод при выдаче ссуд; хозяйствующие

субъекты — при продаже товаров в кредит (по кредитным картам,

дорожным чекам и др.)). Хеджирование — защита от неблагоприятных изменений цен на

товары, услуги, работы, ценные бумаги в будущих периодах путем

заключения контракта. Контракт, который служит для страховки от

рисков изменения цен, называется хедж. Предприятие, которое

стремится уменьшить риск, — хеджер. Хеджирование дает воз-

можность зафиксировать цены и сделать доходы и расходы пред-

сказуемыми.

Страхование риска – самый распространенный вид перераспре-

деления риска в бизнесе, который заключается в приобретении

страховки. Одна сторона (страховщик) за определенную сумму

(страховой взнос или премию) при условиях, оговоренных в стра-

ховом контракте (страховом полисе), предоставляет предпринима-

телю оговоренную заранее денежную сумму, если страхуемый по-

несет убытки или ущерб.

25) Для выявления результата предпринимательской деятельности

субъекта хозяйствования необходимо сравнить доходы, получен-

ные за отчетный период, и расходы, связанные с получением этих

доходов.

Существуют три варианта результата деятельности субъекта

предпринимательства:

1. прибыль— доходы выше расходов;

2. безубыточность— доходы равны расходам – затраты воз-

мещены и производство безубыточно, но не приносит прибыли;

3. убыток— расходы превышают доходы — отрицательный

финансовый результат, который ставит предприятие в сложное фи-

нансовое положение.

В настоящее время для определения результатов хозяйственной

деятельности используют термин «общий финансовый результат

деятельности», который включает три элемента:

• результат по видам деятельности;

• результат от операционной деятельности;

• результаты от внереализационных операций. Финансовый результат по видам деятельности определяется

по каждому виду деятельности, оговоренному в уставе, и в основ-

ном представлен финансовым результатом от реализации продук-

ции (работ, услуг). Он равен разнице между выручкой от реализа-

ции продукции (работ, услуг), косвенными налогами и обязатель-

ными отчислениями в бюджетные фонды и полной себестоимостью

реализуемой продукции. Финансовый результат от операционной деятельности, т. е.

не связанный с основными видами деятельности, отражает резуль-

таты по прочей реализации, к которой относится продажа на сторо-

ну различных видов имущества, числящегося на балансе предпри-

ятия, и включает:

• финансовый результат от реализации основных средств (не-

материальных активов) — это разница между ценой продажи ос-

новных (нематериальных активов) средств и их остаточной стоимо-

стью, с учетом понесенных расходов по реализации;

• финансовый результат от реализации материальных ценно-

стей (запасов, сырья, материалов, топлива, запчастей, ценных бу-

маг, валюты и др.) — разница между ценой продажи этих видов

имущества и их покупной стоимостью (с учетом расходов, поне-

сенных в ходе их реализации). Финансовый результат от внереализационных операций

это результат по операциям, не относящимся к основной деятель-

ности и не связанным с реализацией продукции, ценностей, имуще-

ства. Финансовый результат по данным операциям определяется

как разница между внереализационными доходами и расходами.Распределение прибыли— это направление ее в

бюджет, на расчеты с банками и по статьям использования.

Выделяют следующие виды прибыли:

− прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

− общая прибыль;

− налогооблагаемая прибыль;

− прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

− чистая прибыль;

− нераспределенная прибыль.

Прибыль от реализации продукции:

Пр = Вр − Сп − НДСр − Нв − Ак ,

где Вр — выручка от реализации продукции, работ, услуг, руб.;

Сп — полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

НДСр — налог на добавленную стоимость, руб.;

Нв — косвенные налоги, руб.;

Ак — акциз (для подакцизных товаров), руб.

Общая прибыль:

Побщ = ±ФР р±ФРоп ±ФРвн ,

где ФРр — финансовый результат по видам деятельности, руб.;

ФРоп — финансовый результат от операционной деятельности, руб.;

ФРвн — финансовый результат от внереализационных опера-

ций, руб.

Налогооблагаемая прибыль:

н.о общ л недв П = П − П − Н ,

где Пл — льготируемая прибыль, т. е. прибыль, не облагаемая нало-

гом на прибыль, руб.;

Ннедв — налог на недвижимость, руб.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (являет-

ся базой для расчета местных налогов из прибыли):

пр н.о недв пр П = П − Н − Н ,

где Нпр — налог на прибыль, руб.

Чистая прибыль (ЧП) — прибыль, оставшаяся после уплаты

всех налогов из прибыли, уплачиваемых из прибыли и возмещения

расходов, осуществляемых за счет прибыли предприятия:

ЧП = Ппр – Нм – Нш – Шб – Рс.н.,

где Нм — сумма местных налогов, уплачиваемых из прибыли, руб.;

Нш — сумма штрафных общегосударственных налогов (эколо-

гический, за сверхлимитное природопользование; налог на недви-

жимость, в части налога на незавершенное строительство), руб.;

Шб — сумма штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, за

нарушение законодательства, руб.;

Рс__________.н. — сумма сверхнормативных, сверхлимитных расходов, осу-

ществляемых за счет прибыли предприятия.

Нераспределенная прибыль — прибыль, остающаяся после вы-

платы дивидендов (доходов) учредителям, осуществления финан-

сирования расширения деятельности, социальных выплат работни-

кам и др.

26) Экономическая эффективность деятельности – экономиче-

ская категория, которая представляет собой отношение экономиче-

ского эффекта к затратам труда, средств и ресурсов.

Экономический эффект — конечный результат любой хозяйст-

венной деятельности, который выражается в объеме полученной

валовой, товарной продукции, валового дохода. Для оценки абсолютной эффективности деятельности предпри-

нимателей применяют разнообразные экономические показатели.

Основные из них – предпринимательский доход; издержки; при-

быль; доходность; рентабельность.

Предпринимательский доходпредставляет собой денежную

выручку или полученный капитал от реализации продукции, това-

ров, предпринимательской идеи, проекта.

Издержки– выраженные в денежной форме затраты, обуслов-

ленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сы-

рье, материалы, труд, основные средства, услуги, финансовые ре-

сурсы) в процессе производства и обращения продукции, товаров.

Прибыльопределяется как разница между доходом и издерж-

ками, т. е. затратами субъекта предпринимательской деятельности.

Доходностьхозяйствующего субъекта характеризуется абсо-

лютными и относительными показателями. Абсолютный показа-

тель доходности — это общая сумма прибыли или доходов. От-

носительный показатель — уровень рентабельности.

Рентабельность— один из важнейших показателей эффектив-

ной работы субъекта предпринимательства, который выражает раз-

мер полученной прибыли на рубль текущих затрат или на рубль ис-

пользуемых ресурсов (основных производственных фондов, обо-

ротных средств, собственного и заемного капитала).

Наши рекомендации