Товарный портфель — это ассортимент продукции, выпускаемый в рамках отдельного производства — технологически обособленной стратегической единицы бизнеса.

В качестве основного принципа формированиятоварного портфеля производства и управления его структурой используется концепция поиска сбалансированности.

Подсбалансированностью портфеляследует рассматривать такое состояние товарного портфеля производства, которое обеспечивает достижение наиболее важных целей работы предприятия и необходимую динамику его развития за счет обеспечения оптимального состава и структуры товарного предложения, которое должно быть ориентировано не только на текущий рыночный спрос, но и на будущий.

При этом состав и структура товарного портфеля, по возможности, должны влиять на формирование будущих потребительских предпочтений в интересах фирмы.

Портфельная стратегия– применима для корпораций и направлена на поддержание оптимального набора стратегических бизнес-единиц.

^ Цели портфельной стратегии:

· оптимально распределять ограниченные ресурсы.

·
Добиться сбалансированности портфеля подразделений, находящихся на различных стадиях жизненного цикла.

Вопрос 15. Стратегии отдельного бизнеса, Стратегии корпоративного уровня.

Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) - это хозяйственная организация, которая производит чётко определённый перечень товаров и услуг, продаваемых определённой однородной группе покупателей, и имеющая дело с конкретной группой конкурентов.

Стратегия отдельного бизнеса (ее еще называют деловой стратегией) - это стратегия, объединяющая усилия всех звеньев и коллектива структурного подразделения организации, специализированного на конкретный вид бизнеса. Эта стратегия направлена на создание прочной и долгосрочной конкурентной позиции данного подразделения на рынке.

На уровне стратегии отдельного бизнеса решаются следующие задачи:

· стратегия расширения и укрепления конкурентных преимуществ;

· стратегия адаптации к изменениями внешней среды;

· определение основных направлений конкурентной борьбы;

· разработка различных направлений функциональной стратегии: производственной, финансовой, маркетинговой в области НИОКР

Стратегия отдельного бизнеса разрабатывается в рамках корпоративной стратегии.

Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом, поведение ее подразделений, или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий.

· Стратегия стабилизации (ограниченного роста). Уровень целей при реализации данной стратегии устанавливается такой же, как в предыдущем периоде, но с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация удовлетворена своим положением и не хочет рисковать.

· Стратегия роста. Рост организации при этом осуществляется путем ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей по сравнению с предыдущими показателями. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями, при диверсификации производства. Рост может быть внутреннимпутем расширения ассортимента товаров, увеличения доли на рынке, повышения производительности труда, эффективности производства и внешним путем слияния или поглощения другой компании.

· Стратегия сокращения.Уровень целей устанавливаются ниже, чем в предыдущем периоде. При реализации этой стратегии принимаются следующие действия: или ликвидация, т.е. распродажа материальных ресурсов и активов организации; или отсечение лишнего, т.е. реализация невыгодных производств; или сокращение и переориентация деятельности, направленная на сокращение расходов, уменьшение активов, невыгодных направлений деятельности

обычно называют базовыми, или эталонными, или типовыми. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.

чаще всего делятся на следующие группы:

стратегии интенсивного развития;

стратегии интеграционного развития;

стратегии диверсификации;

стратегии сокращения.

Вопрос 16. Типология стратегий (рост, стабилизация, сокращение). Типовые (эталонные) стратении.

Стратегия (по У. Брэддику) – это продуманные долговременные задачи, поставленная перед соболь цель и составление плана, чтобы ее достичь.

Под стратегие понимается управленческая конструкция, в которую входят:

Цели, определяющие долговременную деятельности организации (стратегические цели).

Технологии, с помощью которых стратегические цели достигаются

Ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей

Система управления, обеспечивающая достижение стратегических целей.

По характеру изменений, происходящих в организации, стратегии подразделяются на стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания.

Стратегия ограниченного роста более характерна для сложившихся организаций. Они обладают, как правило, ресурсами, технологиями, менеджментом, достаточными для осуществления их деятельности. Стратегические цели в них формируются по принципу « от достигнутого» и не предполагают резких изменений в деятельности.

При стратегии роста предусматривается достижение существенно более значительных результатов деятельности организации, таких как:

Увеличение объемов производства продукции или оказания услуг

Выход но новые области деятельности

Переоснащение производства

Расширение производства

Существенное изменение структуры управления

Расширение существующих рынков сбыта или выход на новые.

Стратегия сокращения используется в случаях, когда по тем или иным причинам для руководства организации более целесообразным представляется уменьшение объемов производства или оказываемых улсгу, свертывания какого-либо из направлений деятельности, ликвидация организации. Для стратегии сокращения характерно снижение уровня целей, по сравнению с теми, которые славились ранее. Эта стратегия реализуется, когда наблюдается общий экономический спад, возникают неблагоприятные обстоятельства для отдельного вида деятельности ли отдельно взятой организации, а также принимается стратегическое решение о переориентации деятельности, изменении ассортимента, выходе на новые рынки сбыта.

Наши рекомендации