Особенности свободных розничных цен
Розничные цены - это цены на продукты, покупаемые населением, или на услуги по его обслуживанию. Как правило, они носят массовый характер и по жизненно важным из них (хлеб, молочные продукты, мясные изделия) регулируются государством и его органами на местах через установление предельных надбавок - это является их первой особенностью.
Второй чертой этих видов цен является особенность методологии их установления. Как правило, по товарам, которые частично идут на потребление населению, а частично - в дальнейшую переработку устанавливаются розничные цены, а от них уже свободные отпускные. Это касается таких товаров, как молоко, мясо, ткани, обои и многие другие.
Третьей особенностью формирования розничных цен является включение в их состав акцизов, которые оплачивает конечный потребитель, введены запретительные цены на товары, наносящие вред здоровью. В них же содержится большое количество надбавок и скидок за качество товаров и услуг, а также скидки для отдельных социальных групп населения. Более того, действуют даже нулевые цены, например, на проезд в городском транспорте для пенсионеров.
Четвертой особенностью розничных цен является их значительная вариация. Именно они являются той точкой, в которой в данный момент на определенной территории количественно выражается соотношение спроса и предложения на какой-либо товар. Нередки случаи, когда в двух соседних магазинах на одинаковые товары существуют разные цены.
В системе "франко" розничные цены, как правило, рассчитываются как франко-склад потребителя или магазин розничной торговли, если производитель и потребитель находятся в одном городе или районе. При иногородних поставках по железной дороге в качестве франко принимается станция назначения, куда, как правило, приходят контейнеры с товарами. При использовании автомобильного транспорта в системе централизованных перевозок также применяется франко-склад потребителя.
Существуют некоторые дополнительные особенности потребительских цен продовольственных товаров:
- большая группа этих товаров является скоропортящимися или с четко установленными сроками годности. Именно поэтому уровень цен, оптовых и розничных накидок устанавливается такой, чтобы была возможность в максимально короткие сроки реализовать товар. Вводится большая система скидок при приближении окончания срока годности или порчи товара;
- цены на продовольственные товары связаны с производством сельскохозяйственной продукции и поэтому носят ярко выраженный сезонный характер. Это касается всех видов овощей, молока, мяса, сахара, хлеба, мучных изделий, масла. Российская Федерация еще не вошла в общую систему разделения труда, и товарные запасы продовольствия во многом зависят от отечественного сельского хозяйства;
- на цены продовольственных товаров большое влияние оказывает фактор обеспечиваемости территории своими продуктами. Цены на продовольствие значительно ниже, если субъекты федерации полностью обеспечивают себя каким-либо продовольствием, они становятся намного выше, если идет интенсивный завоз продовольствия, так как в торговых наценках оптовых и розничных покупателей начинают играть большую роль транспортно-заготовительные расходы, которые реализуются через систему поясных надбавок к ценам и тарифам.
Цены на хлеб. Устанавливаются только розничные. Они дифференцируются по виду (пшеничная, ржаная, кукурузная и др.) и сорту (высший, первый, второй) муки, а также технологии выпечки: подовый, формовой, заварной, весовой. В цене различают два пояса: 1) районы, полностью обеспечивающие себя зерном; 2) районы, находящиеся на привозной муке или зерне. Метод франко-склад потребителя. Местные органы устанавливают предельную торговую надбавку розничной торговли, и цена на хлеб может вырасти только с увеличением себестоимости материалов, при этом внутри области оптовые и розничные продавцы имеют право включить в себестоимость лишь 50% ТЗР.
Цены на молоко и молочные продукты. На наиболее массовые из них (молоко, кефир, сметана, творог) цены регулируются администрациями субъектов федерации через установление предельной торговой надбавки и ограничения включения ТЗР в себестоимость этих продуктов. Как правило, действует система олигополических отношений, при которой закупочные цены на молоко устанавливают молокозаводы, при этом зачастую ниже цен производства. Так как это - скоропортящийся товар, то цены стараются не завышать, чтобы продать весь товар. Большое значение имеет качество продуктов, которое выражается через уровень жирности, а по сыру - через сортность. Изменение цен в зависимости от жирности рассчитывается по параметрическому ряду коэффициентов. Большое влияние на цены оказывает обстоятельство: обеспечивает или нет себя территория молоком. Если идут поставки внутри города, то используется система франко-склад магазина, если же молоко привозное, то вагон станции назначения.
В качестве особенностей цен на потребительские непродовольственные товары можно указать следующие:
- свободные, никем не регулируемые отпускные цены в случае, когда товар поступает как материал для дальнейшей переработки, и свободные розничные цены при его продаже конечному потребителю;
- при иногородних поставках в системе франко наиболее часто применяется контейнер станции назначения, хотя по мебели - склад магазина;
- многие из этих товаров являются носителями акцизов (мебель, меха, украшения, дорогая посуда, бензин и т.д.);
- если массовые товары: одежда, обувь, ткани и т.д. - различаются только размерами, то в основе методологии установления цен лежит, как правило, параметрический ряд коэффициентов;
- если товар состоит из нескольких элементов: компьютерные установки, музыкальные центры и т.д., то широко используется агрегатный метод установления цен;
- цены на непродовольственные товары часто различаются по социальным группам населения, как правило, они следующие: детские товары, обычные товары, товары для людей пожилого возраста, участников войн. Последние часто продаются через специальные магазины;
- большие различия в ценах на эти товары существуют в зависимости от того, являются они массовыми или изготавливаются по индивидуальным заказам: мебель, одежда, обувь и т.д. Товары, сшитые по специальным заказам или по модным моделям, имеют цену в 1.5-3 раза выше массовых;
- имеются особенности цен комиссионной торговли, где их устанавливают сами владельцы товаров. В состав наценки входит комиссионное вознаграждение магазина, которое зависит от того, продан или нет товар. Если продан, то, как правило, оно составляет 5-10% в зависимости от срока продажи. Если же не продан, то обычно - 2.5%, хотя могут быть и свои особые условия договора.
Особенности тарифов
Тариф - это цена товара, не имеющего материального воплощения, т.е. это цена по перевозке, хранению, продаже товара, приведению его в необходимый для использования вид.
1. Особенностью большинства тарифов является то, что в их стоимость не входят основные материалы, большую долю в затратах составляет оплата труда (до 70% себестоимости). Материалы в виде комплектующих деталей, запасных частей учитываются и оплачиваются отдельно.
2. Тарифы чрезвычайно разнообразны и дробны. Они бывают простые, т.е. на одну операцию, и комплексные, как сочетание нескольких операций. В тариф по операциям входит прибыль, но не включается НДС. В основе дифференциации тарифов лежит трудоемкость услуги или отдельных видов операций по ней.
3. Большинство тарифов, связанных с обслуживанием населения, устанавливается или регулируется местными органами. Это связано с тем, что отрасли, оказывающие услуги населению, или низкорентабельны, или убыточны: водоснабжение, саночистка, городской транспорт, озеленение. Государство устанавливает цены на коммунальные услуги населению, как правило, ниже себестоимости, а разница между вилкой цен дотируется из местных бюджетов: электроснабжение, плата за газ и др.
4. Тарифы, имеющие общероссийское значение, разрабатываются и утверждаются централизованно министерствами и ведомствами: МПС, Минсвязь, Минавтотранс и другие.
5. В тарифах содержится много льгот, скидок, существуют даже нулевые тарифы (проезд в городском транспорте для пенсионеров).
Разберем некоторые особенно широко встречающиеся тарифы.